Поэтому на сегодня из наиболее острых и стратегически важных проблем является проблема образования и воспитания молодого поколения в условиях глобализации и стремительно изменяющегося мира.
Проблема воспитании в последние годы выходит на первый план. Во-первых – и это главное, так как, весь мир сейчас переживает период смены поколений как сегодня Узбекистан является страной молодежи. Поэтому из один важнейших вопросов сегодня, связанных с формированием нового государства и общества, реализацию молодежной политики, которое стало объективной необходимостью — более 60 процентов населения Узбекистана составляет молодёжь.
В этом и есть актуалность принятого Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым постановления «О мерах по коренному совершенствованию системы духовно-просветительской работы» от 26 марта текущего года.
Да, действительно, сегодня несмотря на проводимую работу, в процессах обновления социальной, экономической и политической жизни все ещё сохраняется ряд системных проблем, которые препятствуют эффективности реформ в духовно-просветительской сфере. Актуальность этого постановления определяется особой значимостью сферы духовной жизни общества для его устойчивого и гармоничного развития. Поэтому сегодня особое внимание требует общество именно в духовной сфере, так как духовность как единство добра, истины и красоты выступает как последовательное и целенаправленное выражение гуманистической природы человека (общества), как важнейший фактор социокультурного прогресса. В частности, во всех выступлениях и указах главы государство особо подчеркивается, что духовность — это основа ответственного, деятельного, гармоничного бытия человека в мире, который в своем миропонимании и мироотношении ориентируется на ценности добра, истины и красоты, что главным направлением всей выполняемые работы было воплощение в жизнь провозглашенной главой государства идеи «интересы народа – превыше всего». В социальной сфере акцент был сделан на разрешении самых острых вопросов – обеспечении населения жильем, работой, занятости населения особое внимание в период карантина от пандемии. Время сегодня показывает, что духовность как единство добра, истины и красоты — особый закон, которому подчинены в индивиде и социальные, и духовные, и исторические, и национальные стороны жизни. Поэтому в постановление четко определены приоритетные направления коренного совершенствования системы духовно-просветительской работы.
Во-первых, формирование в обществе здорового мировоззрения и созидания, и превращение его в общенациональное движение посредством широкой популяризации идеи «От национального возрождения — к национальному прогрессу».
Во-вторых, преемственность духовного воспитания в семье, образовательных учреждениях и махаллях. Да, это важный институт так как, семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей друг другу, интимной жизнью супругов, продлением рода, а, следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также, с духовно-нравственными, правовыми и психологическими отношениями. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое. Семья как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. Именно в ней совершается сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях: физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.
В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Вот почему без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства. И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов - у того государства нет и не может быть будущего, а у народа - перспектив на свое благополучие и процветание.
Поэтому любое пренебрежительное отношение к семье ведет не только к снижению ее престижа, но и, как следствие того, потере духовно-нравственных традиций, формированию эгоистического сознания, потребительского отношения к миру, разрушению гуманитарной сферы образования. И в этом мы видим своевременного постановления где говорится о том что, во всех районах и городах страны будут созданы «Маънавият ва маърифат маскани» («Места духовности и просвещения») «с целью укрепления стабильной социально-духовной среды на территориях, повышения духовности в сознании населения, особенно молодёжи, обеспечения сплоченности в семьях и махаллях». Требование полно представить реальное состояние воспитательного потенциала семьи, махалли увидеть его в динамике, во всех сложностях и противоречиях, позволит более точно наметить пути его дальнейшего совершенствования, превратить огромные неиспользованные резервы, таящиеся в семье, в активно действующие формирующие факторы. Поэтому важно не просто понять, как функционирует семья в условиях трансформации общества, но и увидеть, как общие принципы такого функционирования проявляют себя в различных типах семейных отношений. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о коренному совершенствованию системы духовно-просветительской работы взаимовлиянии между конкретными проблемами современной семьи, махалли и становлением личности подростка и общей характеристикой семейного воспитания, методологией и методикой изучения его эффективности в контексте формирования духовно — нравственных основ личности подростка.
В третьих, проблемы духовно – нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живёт и развивается среди множества разнообразных источников сильного воздействия на него как отрицательного, так и положительного характера (средства массовой информации, коммуникации, неординарные события в различных частях света, и т.п.), которые постоянно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого индивида, на его формирующуюся сферу нравственность. Молодому поколению становится всё труднее разобраться – что для него истинно, а что ложно. Духовность и нравственность же, как известно, есть не что иное как основа характеристики личности, которая красной нитью проходит через всю его деятельность и поведение, правоотношений, и выявить такой факт не всегда просто. И В этом Постановление Президента нашей страны” О мерах по коренному совершенствованию системы духовно-просветительской работы” стало еще одним ярким примером постоянного внимания и уважения к духовное наследие народов Узбекистана со стороны государства.
Важным моментом является внедрение в образовательный процесс то что, начиная с 2021/2022 учебного года вузах в бакалавриате будет введён предмет «Маънавиятшунослик» («Духовноведение»), в магистратуре — предмет «Касбий маънавият» («Профессиональная духовность»).
В-червертых, следующей актуальной задачей в области воспитательной работы с молодежью является воспитание поведенческой культуры, культуры быта. Человек, общаясь с окружающими его людьми, выражает свои чувства, эмоции, реализует себя в поступках. К сожалению, в современных условиях воспитание культуры поведения, как в школе, так и в других учебных заведениях, в том числе, в вузах, занимает явно не то место, которое требуется. Нередко молодые люди не умеют контролировать свои эмоции, не задумываются о том, насколько их поведение причиняет дискомфорт окружающим, не знают элементарных правил общения. Особого внимания требует работа над морально-правой культурой молодежи. Поэтому как профессор Ташкентского государственного юридического университета я поддерживаю введенного в магистратуре — предмет «Касбий маънавият» («Профессиональная духовность»), которая является теоретической основой изучения проблемы формирования профессиональной готовности юриста. Ведь современная практика профессиональной деятельности юриста характеризуется расширением спектра его специализаций, разнообразием учреждений инфраструктуры социальной защиты населения, в которых востребована его работа. Профессиональная готовность юриста к работе в сфере социальной защиты населения - сложное личностное образование, отражающее единство внутренней, мотивационно-ценностной готовности к правозащитной деятельности и практической, теоретико-методической к ней подготовленности. С преподаванием в юридическом университете, а также во всех вузах страны предмет «Касбий маънавият» («Профессиональная духовность»), я убежден что скоро мы увидим новых облик юристов как, «Идеальный тип» юриста как объективация норм профессиональной морали юриста и в других направлениях как педагогов и медиков и т.д
Именно от принципиальной, качественной и морально-ответственной деятельности юристов зависят во многом успешное строительство основ гражданского общества и правового государства современного Узбекистана на пороге Нового Ренессанса, становление подлинной демократии и уважения к правам человека и гражданина. Безусловно, в этой ситуации нравственные основы деятельности работников правоохранительных органов, адвокатов, судей приобретают особую значимость, так как именно они стоят на страже закона.
Игорь Кудрявцев.
Кандидат юридических наук, профессор Ташкентского государственного юридического университета.