К месту назначения один за другим едут автосамосвалы «Komatsu» и «CAT-777» грузоподъемностью 90 тонн.
Среди водителей экскаваторов, грузовиков и бурового оборудования, импортируемых из Америки, Японии, Швеции, Германии, есть люди с 15-20-летним стажем, а также молодежь. В числе перспективных кадров - Еркабулан Оналбоев, который пришел на рудник Мурунтау молодым специалистом, и за прошедшие четыре года стал одним из ведущих геологов. В его обязанности входит контроль над процессом поступления руды на карьере Балпантау, предотвращение ее смешивания с рыхлой породой и образования отходов.
Трудовой стаж водителя экскаватора Рустама Алимова - 13 лет. Рассказывает, что в основном управляет большегрузной техникой. Начинал с помощника машиниста и водил гидравлические экскаваторы с небольшим объемом ковша. Тяжесть нынешней землеройной машины составляет 108 тонн, объем ковша – 7 кубических метров, способного грузить в час 650 тонн руды. Несмотря на это, управлять такой махиной очень легко, тем более для водителя созданы все условия - есть кондиционер, который сохраняет тепло зимой и прохладу - летом. Машина оборудована рацией, через которую управляется вес рабочий процесс. Это повышает эффективность.
- В 2022 году началась добыча золотосодержащей руды для освоения месторождения Балпантау, - говорит начальник рудника Бобомурод Сидиков. - На месторождении выявлено более 40 миллионов тонн запасов золотосодержащей руды, количество золота в котором составляет более 50 тонн. Срок эксплуатации рудника составляет более 13 лет, в год будет добываться около 10 миллионов кубометров горной массы. Для реализации этих планов были задействованы 4 гидравлических экскаватора, 3 буровые установки, 11 большегрузных самосвалов, 2 тепловоза и около 40 аналогичных горных машин и 400 рабочих-специалистов.
Следует отметить, с апреля 2022 года, то есть с момента открытия карьера, добыто 6 миллионов 500 тысяч кубометров горной породы. На ГМЗ-2 отправлено 1 миллион 270 тысяч тонн богатых золотом руд.
По информации начальника локомотивной службы Управления железнодорожного транспорта Акмала Муминова, в рамках инвестиционного проекта введен в эксплуатацию новый подвижной состав. В том числе 4 тепловоза, думпкар-вагоны, дорожно-строительная техника, которые более энергоэффективны, чем старые, а тяговое усилие выше до 30 процентов. Электровозы сами вырабатывают электроэнергию и возвращают эту мощность в воздушные линии. Это снижает стоимость перевозки.
Как отмечают специалисты, до 2017 года эксплуатировали подвижной состав, который проработал более 40 лет, сегодня изношен и практически непригоден для использования. В рамках данного крупного инвестиционного проекта, направленного на расширение добычных и перерабатывающих мощностей, было обновлено 35–40 процентов железнодорожного подвижного состава, произошли серьезные изменения в структуре. В частности, количество вагонов, объем грузоперевозок увеличились в 3 раза. В дальнейшем планируется увеличить эти объемы в 5 раз. Самое главное – проложено 16,5 километра новой железной дороги. В настоящее время строительные работы продолжаются. К концу проекта его длина достигнет 45 километров.
Сегодня на руднике большей частью современной техники управляют молодые люди. С учетом бурного развития горно-металлургической отрасли также растет потребность в квалифицированных специалистах. Учитывая это, с целью повышения постоянной квалификации и для обеспечения непрерывности производства в Учебном центре ведется подготовка по таким специальностям по организации и совершенствованию открытых горных работ, как водитель экскаватора, машинисты бульдозера, буровых, водители большегрузных автомобилей, взрыватели, слесари по наладке технологических процессов.
Работы на открытом месторождении ведутся таким системным образом. Здесь у каждого своя задача. Все делается четко и последовательно. Цель - быстрее достичь основного рудного слоя и открыть большое золоторудное месторождение.
Нафосат Зиёева,
корреспондент
информационной и духовно-просветительской группы
Центрального рудоуправления
АО «НГМК».












