По оценке экспертов, в ближайшие годы коренным образом изменится конъюнктура рынка труда: исчезнут или перестанут быть популярными многие профессии, что увеличит число безработных среди тех, кто не осознал, что необходимо постоянно учиться, чтобы быть востре­бованным.

Ситуация с COVID-19 продемонстрировала миру: дефицит профессио­нальных кадров в некоторых важных отраслях может привести к необратимым последствиям. На фоне пандемии страны остро ощутили нехватку медработников среднего звена, психологов, специалистов онлайн-обучения и других. Развитие IT, формирование глобального информационного и цифрового общества, переход многих государств к экономике знаний… Мы нуждаемся в переквалификации кадров буквально во всех сферах.

Спектр используемых в разных государствах мер по организации образования взрослых достаточно широк. В странах с высоким уровнем ВВП применяют комплексные меры, включающие создание элект­ронных платформ-навигаторов, прямое софинансирование программ для получения квалификаций работающим населением в разных отраслях, предоставление образовательных сертификатов. Эти страны активно применяют систему независимой оценки квалификаций, обеспечивающую учет сертификатов и признание неформального образования (полученного на рабочем месте). В содержании обучения преобладают программы по повышению производительности труда, системы менеджмента качества, по предпринимательству.

В Узбекистане этому вопросу не уделялось достаточного внимания до определенного времени. Активное развитие ООВ в стране началось после принятия Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, которая способствовала повышению значимости сферы и реформам в обучении и образовании взрослых. К ним относятся: 

  1. Диверсификация экономики. Предусматривает недопущение ее зависимости от отраслей ТЭК (топливно-энергетический комплекс). Диверсификация означает и рост доли обрабатывающих отраслей и услуг, которые являются не только трудоемкими, но и технологичными, с высоким уровнем использования IT, что требует совершенно других навыков.
  2. Открытие Узбекистана для мирового сообщества. Улучшившийся инвестиционный климат в стране активизировал приток иностранных инвес­тиций и технологий, освоение которых вызвало временное снижение качества трудовых ресурсов. Влиять на развитие внутреннего рынка труда стали также глобальные явления. Исчезновение ряда устаревших профессий способствовало изменению конъюнктуры рынка. Возникший феномен возвратной трудовой миграции усилил напряжение на внут­реннем рынке труда (особенно в сельской местности). Данные явления повышают риски безработицы. Появляется острая необходимость в постоянном обучении, гибкости навыков и способности персонала быстро переобучаться. Этого сектор формального образования предложить не может.
  3. Переход к активной политике занятости. Министерство труда было преобразовано в Министерство занятости и трудовых отношений. С 2017 года начался переход от пассивной политики занятости к активным мерам, направленным на стимулирование населения к поис­ку работы. Это предполагает усиление динамизма рынка труда и повышение образовательного уровня кадров, а также кардинальное реформирование законодательства в сфере трудовых отношений.
  4. Дефицит кадров. Как отмечалось выше, пандемия COVID-19 обострила этот вопрос.

Государственная политика в сфере ООВ в Узбекистане исходит прежде всего из перспектив развития страны, предполагая, что качество человеческого капитала - ключевой фактор успешной реализации долгосрочных стратегий. 

Узбекистан взял обязательство по реализации Целей в области устойчивого развития (ЦУР). Так, Цель № 4 «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» отражает концепции ОПВЖ (обучение на протяжении всей жизни) и ООВ. Для Узбекистана это необходимость формирования эффективной национальной системы ООВ.

Осуществляется реализация внутренних долгосрочных стратегий, разработанных в последние годы (Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, Концепция Национальной стратегии социальной защиты населения на 2021-2030 годы, Национальная стратегия занятости до 2030 года, Страновая программа по достойному труду в Респуб­лике Узбекистан на 2021-2025 годы). Все в качестве основного лейтмотива предполагают обеспечение максимально полной и достойно оплачиваемой занятости трудоспособного населения любого возраста, чего невозможно достичь без широко разветвленной и доступной сферы ООВ.

Кроме того, принят в новой редакции Закон Республики Узбекистан «О занятости населения». Его реализация сопровождается ростом спроса на программы ООВ и ОПВЖ. В частности, государство значительно расширяет поддержку путем введения государственного заказа на создание рабочих мест. Работодатели, получившие госзаказ, могут рассчитывать на ссуду из Государственного фонда содействия занятости сроком до трех лет в размере до 50 БРВ на создание одного рабочего места.

Помимо этого, в Законе обозначены правила организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, ищущих работу, и безработных.

Кроме того, 31 декабря 2020 года подписано постановление Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы оценки квалификаций и обеспечению рынка труда квалифицированными кадрами». В документе отражена необходимость создания Совета по развитию профессио­нальных квалификаций и компетенций, подотчетного Президенту и Кабинету Министров, а также территориальных советов по развитию профессиональных квалификаций и компетенций при Совете Минист­ров Каракалпакстана, хокимиятах областей и города Ташкента. На них возложены задачи по внедрению гибких, прозрачных и объективных механизмов признания, валидации и аккредитации (сертификации) квалификаций и компетенций исходя не только из полученного образования, но и профессионального опыта, навыков, а также личных и деловых качеств работников.

Принятие в новой редакции Закона «Об образовании» привело к быстрому утверждению соответствующих нормативно-правовых актов, которые двигают секторы ООВ и ОПВЖ в русле дальнейшего ускоренного и системного развития. В документ имплементированы основные нормы ратифицированных государством международных пактов и конвенций. Законом определены правовые основы образования, воспитания, профессиональной подготовки граждан в Республике Узбекистан и принципы государственной политики в данном направлении, обеспечения конституционных прав каждого на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личности, общественного положения.

В документе появилась статья 19 «Обучение и образование взрослых», где определено: обучение и образование взрослых являются центральными компонентами обучения на протяжении всей жизни, которые включают все формы образования и обучения, направленные на обеспечение участия взрослых в жизни общества и трудовой деятельности, а также охватывают всю совокупность процессов формального, неформального и информального образования.

11 августа 2020 года принято постановление Президента «О дополнительных мерах, направленных на привлечение к предпринимательству, повышение трудовой активности и профессиональное обучение бедных и безработных граждан, а также обеспечение занятости населения». Сфера ООВ фактически становится новым дополнительным инструментом в пакете мер активной политики занятости, которую реализует Министерство занятости и трудовых отношений на рынках труда.

Постановление позволяет значительно расширить инфраструктуры ООВ путем организации моноцентров «Ишга мархамат», региональных центров профессионального обучения в системе Министерства занятости и трудовых отношений, краткосрочных курсов профессионального обучения в районах города Ташкента, пунктов профессионального обучения населения махалли.

Впервые на законодательном уровне предоставлены преференции частному сектору. Инвесторам, создающим негосударственные учреждения профессионального обучения, передаются в пользование или аренду здания моноцентров «Ишга мархамат», помещения центров профессионального обучения, а также пустующие объекты. Они самостоятельно могут выбирать учебные программы и педагогов.

Установлен гарантированный минимальный государственный заказ на обучение в негосударственных профессио­нальных учебных заведениях за счет Государственного фонда содействия занятости.

13 октября 2020 года принят еще один важный документ - постановление Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы вовлечения населения в предпринимательство и развитию предпринимательства», где сфере ООВ и ОПВЖ отводится ключевая роль. Документ нацелен на внедрение системы обучения, формирующей у населения навыки, необходимые в области предпринимательства, широкое привлечение к данному процессу международных организаций, ННО и негосударственных образовательных организаций.

Оба постановления обеспечивают признание сертификатов обучения, полученных в рамках неформального и информального образования как равноценных аналогичным документам, полученным по окончании учреждений формального образования. Это кардинально повышает возможности дальнейшего обучения и доступ на рынок труда, выступая, таким образом, социальным лифтом для всех категорий населения независимо от возраста и социального статуса.

Актуален вопрос системы подготовки, условий найма и профессионализма педагогов, работающих со взрослыми. Следует внедрить обучение андрагогов в вузах страны, поставить андрагогику на научные рельсы, а для этого включить эту профессию в Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих.

Ведение четкой статистики участия населения в программах обучения и образования взрослых позволит отслеживать динамику в этой сфере и разрабатывать, корректировать имеющиеся стратегии развития ООВ и других государственных программ социально-экономического развития страны. Исследования по определению степени участия взрослых в ООВ должны быть ежегодными. Это даст возможность не только анализировать динамику, но и оценивать прогресс Узбекистана в осуществлении Целей в области устойчивого развития.

Для реализации принципов «Во имя чести и достоинства человека» и «Государство для человека» с учетом мнений и предложений населения принята Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Программа этого документа определяет, какими будут тенденции развития нашей страны на ближайшую и среднесрочную перспективу, устанавливает приоритеты в этом направлении. Цель 37 призвана создать каждому гражданину возможности обучения конкретной профессии за счет государства. Планируется увеличить масштаб профессионального обучения в два раза, обучить профессиям миллион безработных граждан и довести учас­тие негосударственных образовательных учреждений в данном процессе до 30 процентов. Будет внедрена система государственного содействия обретению как минимум одной профессии выпускниками общеобразовательных школ.

Как сказал Президент, образование в Узбекистане - это наше будущее. Обес­печив доступность образовательных услуг для всех взрослых граждан страны вне зависимости от уровня образования, доходов и места проживания, мы сделаем огромный шаг вперед на пути к устойчивому развитию. Реализуя принцип непрерывного образования в течение всей жизни, республика не только повысит благополучие семей, человеческий капитал и интеллектуальный ресурс общества, обеспечит личностный и профессиональный рост людей, но и сделает экономику стабильной и процветающей.

Дилорам Ташмухамедова.
Заместитель председателя Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
по вопросам молодежи, культуры и спорта.