Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, одно из десяти медицинских изделий, продающихся в странах с низким и средним уровнем дохода, является некачественным либо фальсифицированным. Это означает, что люди принимают лекарства, которые не способны лечить или предупреждать заболевания. При этом, по информации ВОЗ, поддельные и контрафактные лекарственные средства сильно влияют на наиболее уязвимые слои населения, могут вызвать серьезные заболевания или даже смерть.

Следует отметить, что распространение поддельных и контрафактных медицинских препаратов отрицательно воздействует как на потребителей, так и производителей, снижая доверие к продукции. Среди основных рисков эксперты приводят следующие факторы:

  •  экономический ущерб: поддельные лекарства могут привести к увеличению расходов на здравоохранение как для обычного гражданина, так и государства в целом;
  •  потеря доверия населения: когда пациенты осознают, что могут получить поддельные лекарства, то теряют доверие к медицинским работникам, программам и системам здравоохранения;
  •  побочные эффекты: из-за содержания неправильных ингредиентов или неверной дозировки лекарства могут вызвать серьезные побочные реакции;
  •  распространение заболеваний и неспособность вылечить или предотвратить будущие заболевания приводят к увеличению смертности, заболеваемости и распространенности болезней;
  •  легализация черного рынка: торговля поддельными лекарствами поддерживает незаконные сети, что может иметь широкие социальные и экономические последствия.

Результаты исследований Института фармацевтической безопасности (PSI) показывают: оборот поддельных и контрафактных лекарств в мире ежегодно растет примерно на десять процентов, достигнув к 2022 году 6615 случаев. По мнению экспертов, один из факторов, способствующих данному росту, - развитие неконтролируемой продажи медпрепаратов через веб-сайты. По оценкам ВОЗ, 50 процентов лекарств, продаваемых в интернете, - поддельные.

В Узбекистане функционируют 152 отечественных предприятия, выпускающих 2373 наименования лекарственных средств. При этом большую часть объема потребляемой фармацевтической продукции (почти на 1,3 млрд долларов, или 82 процента) составляет импорт.

В свою очередь импорт лекарств создает проблемы с контролем качества. Несоответствие стандартов приводит к тому, что импортируемые медицинские препараты не отвечают требованиям контроля качества страны-импортера.

Распространение поддельных и контрафактных медицинских препаратов в Узбекистане становится одной из актуальных проблем в области здравоохранения. Фальсификации подвергаются, как правило, медицинские препараты, которые пользуются большим спросом среди населения. Только за семь месяцев 2022 года в Узбекистане выявлено 82 нарушения, связанные со сбытом поддельных и некачественных лекарств и медицинских изделий на 4,4 млрд сумов.

Главная проблема оборота поддельных и контрафактных медицинских препаратов - отсутствие эффективных механизмов контроля и недостаточное осведомление населения о рисках, связанных с их приобретением и использованием. Это создает условия для незаконного оборота поддельных и некачественных лекарств, что в свою очередь приводит к угрозе здоровью граждан.

Еще одной проблемой является тесное сотрудничество фармацевтических компаний с медицинскими работниками, способствующее незаконной пропаганде неэффективных или поддельных препаратов. Пациенты, полагаясь на рекомендации врачей, становятся жертвами поддельных лекарств, что может привести к серьезным последствиям.

Вместе с тем немаловажный аспект - низкая осведомленность населения. При отсутствии необходимых лекарственных средств пациенты сталкиваются с проблемой замены лекарств, которые рекомендуются медицинскими представителями. В результате осуществляется пропаганда препаратов, не предназначенных для лечения.

Для предотвращения оборота поддельных и контрафактных лекарств и полноценного внедрения современной системы контроля качества фармацевтической продукции экспертами Центра «Стратегия развития» предлагается принять необходимые меры.

Во-первых, установить жесткий контроль наличия обязательной маркировки для проверки подлинности лекарств и медицинских препаратов с помощью QR-кода или штрихкода GS1 на упаковке лекарств, поэтапное внедрение которых предусмотрено постановлением Кабинета Министров от 2 апреля 2022 года. В процессе оцифровки учитывать возможности получения информации о безопасности медицинских препаратов исходя из опыта Японии.

Внедрение аналогичного метода в Японии привело к предотвращению покупки и распространению поддельных медицинских препаратов. Пациенты, используя мобильное приложение, могут легко сканировать специальный код на упаковке препарата и получать полную информацию о лекарстве, включая вкладыш. Этот подход обеспечивает доверие со стороны пациентов, а также повышает общую прозрачность в медицинской сфере. Внедрение подобных технологий в Узбекистане может значительно улучшить безопасность и достоверность лекарственных средств в обороте.

Во-вторых, ограничить рекламу определенных категорий лекарств. В их числе препараты с высоким потенциалом для злоупотребления или вызывающие зависимость, а также требующие особого наблюдения при применении и имеющие серьезные побочные эффекты.

Ограничение рекламы указанных лекарственных средств поможет предотвратить риски неправильного их использования и уменьшит вероятность попыток самостоятельного лечения без должного медицинского наблюдения.

Важно, чтобы правительство и органы здравоохранения усилили контроль за фармацевтическими компаниями и медицинскими работниками. Это может включать наказание за незаконную рекламу и продажу поддельных лекарств, а также обучение медицинских работников о рисках и последствиях продажи и рекомендации поддельных и контрафактных лекарств.

Для контроля соблюдения ограничения рекламы лекарственных средств, а также обеспечения прозрачности отношений между фармацевтическими компаниями и медицинскими работниками можно взять во внимание опыт США, где действует закон о солнечном свете (Sunshine Act, принятый в 2010 году). Этот документ позволяет раскрывать информацию о любых платежах или других переводах фармацевтических компаний на счета рекламных компаний и медицинских работников.

С учетом этого принципа подобные меры внед­рены в Японии и Австралии, а также в других странах, что способствовало не только повышению прозрачности в сфере медицины, но и созданию более ответственных и доверительных отношений между фармацевтическими компаниями и медработниками.

В-третьих, рассмотреть возможность использования технологии RFID (Radio Frequency IDentification) для отслеживания цепочки передвижения лекарственных средств. Это позволит выявлять любые подозрительные пункты. Собранная информация анализируется и сравнивается с базой данных, содержащей данные о лекарствах, включая дату производства.

Данная технология имеет множество преимуществ, в том числе быстро и точно определять местонахождение товаров, а также уменьшает риск нехватки запасов, их переизбытка и связанных с этим затрат.

В фармацевтической промышленности зарубежных стран технология RFID начала использоваться в начале 2000-х.

В-четвертых, наладить тесное сотрудничество с ВОЗ в рамках Глобальной системы надзора и мониторинга (Global Surveillance and Monitoring System), запущенной в 2013 году для борьбы с поддельными и контрафактными лекарствами. Цель - своевременный обмен информацией по выявленным случаям поддельной и контрафактной медицинской продукции, а также оказание содействия в разработке точечной и обоснованной оценки проблем, быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации и оповещения в наиболее серьезных случаях.

Данная система позволяет государствам-­участникам получить техническую поддержку в ЧС, связывает инциденты между странами и регионами, собирает доказательства масштабов вреда, выявляет уязвимые стороны и тенденции страны.

В-пятых, внедрить практику публикации на сайте Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения РУз результатов проверок медицинских препаратов, предупреждений и отзывов экспертов, полученных в результате лабораторных анализов. Данная практика применяется в США в созданной программе MedWatch, где граждане и медицинские эксперты публикуют свои отзывы по итогам конт­роля качества лекарственных средств.

Публикация такого рода информации будет способствовать прозрачности и предотвращению коррупции в процессе контроля качества и регистрации фармацевтической продукции, что позволит научным кругам, медицинским экспертам и другим заинтересованным лицам выявлять потенциальные проблемы на раннем этапе.

В-шестых, ужесточить наказание за незаконное производство, ввоз и продажу поддельных и контрафактных лекарственных средств вплоть до лишения лицензии на производство и продажу лекарственных средств. Кроме того, необходимо усилить меры по обнаружению таких преступлений, наладив сотрудничество с таможенными и налоговыми органами для улучшения систем отслеживания продукции.

В-седьмых, предъявлять жесткие требования поставщикам лекарств по гарантированию соответствия импортируемых медицинских препаратов мировым стандартам. Например, сертификат GMP (Good manufacturing practice) подтверждает, что производственный процесс соответствует строгим требованиям, установленным международными стандартами, что в свою очередь гарантирует высокий знак качества в производстве медицинских препаратов. Такой подход способствует обеспечению безопасности и эффективности лекарств, поступающих на рынок, и повышает доверие потребителей к медицинским продуктам.

В-восьмых, обязать прохождение онлайн-аптеками аккредитации, помимо наличия государственных лицензий. Например, в Канаде реализуется программа Verified Internet Pharmacy Practice Sites, которая оценивает аптеки по определенным критериям: обеспечение безопасности пациентов, защита конфиденциальности, аутентификация рецептов и соблюдение профессиональных стандартов.

Степень доверия к онлайн-аптекам также увеличивается благодаря тому, что канадские аптеки получают свою продукцию от проверенных поставщиков, одобренных Health Canada - федеральным агентством здравоохранения страны. Такие меры обеспечивают высокие стандарты качества и безопасности, что важно для уверенности пациентов в приобретении лекарств в сети. Это к тому же дополнительный уровень защиты потребителей, укрепление доверия к онлайн-аптекам, улучшение показателей общественного здравоохранения.

Борьба с оборотом поддельных и контрафактных медицинских препаратов требует совместных усилий всех заинтересованных сторон: правительства, медицинского сообщества, фармацевтических компаний и, конечно же, пациентов.

Жамшид Шарипов.
Начальник отдела Центра «Стратегия развития».

Рамзидин Нуридинов.
Главный специалист Центра «Стратегия развития».