Правовой порядок регулирования предпринимательской деятельности и международно-частных экономических отношений Узбекистана в рамках вступления в ВТО

    На сегодняшний день Республика Узбекистан быстрыми темпами наращивает обширный производственный потенциал, который, прежде всего, является базой для устойчивого развития экономики страны. Сдвиги в структуре промышленности, в первую очередь направлены на обеспечение продовольственной и энергетической безопасности. Промышленность является важнейшим сектором экономики, благоприятно влияющей на социально-экономическое развитие Узбекистана.

    В первые годы независимости, правительство страны мобилизовало сильную политическую волю для того, чтобы укрепить новое глобальное сотрудничество.

    В условиях современной глобализации, экономическое развитие страны в значительной степени зависит от того насколько она интегрирована в мировое экономическое сообщество. Поэтому развитие внешнеэкономических связей является приоритетным направлением.

    Экономическая теория и практика показывают, что иностранные инвестиции, когда они сочетаются с правильным набором инвестиционной политики, способствуют, в целом, экономическому развитию принимающих стран.

    Это происходит не только путем вливания в экономику дополнительного капитала, а также в виде трансфера современных технологий и инноваций, позитивного воздействия на конкуренцию на внутреннем рынке, улучшения человеческих ресурсов и развития международной торговли. Практика привлечения иностранных инвестиций в Узбекистан показывает, что сегодня усилия центральных министерств и ведомств нацелены на адресное привлечение иностранных инвестиций по крупным инвестиционным проектам, включенным в Государственную инвестиционную программу и сводный перечень перспективных инвестиционных проектов, ежегодно утверждаемые Межведомственным советом Кабинета Министров. Полномочия местных органов власти ограничиваются оказанием содействия инициаторам проекта в разработке паспорта и инвестиционного предложения. 23В целом, экономическая наука уже давно утверждает, что уровень привлечения в экономику конкретной страны иностранных инвестиций, прежде всего прямых, напрямую зависит от сформированного в стране инвестиционного климата и деловой среды, качества государственных институтов.

    Сегодня, международная торговля - это мощный катализатор экономического роста страны, который способствует развитию эффективного производства товаров и услуг, усиливает конкурентоспособность предпринимателей, а также приток у валютных средств в национальную экономику. Промышленность является важнейшим сектором экономики, благоприятно влияющей на социально-экономическое развитие Узбекистана. Создание эффективного и конкурентоспособного индустриального сектора является стратегией Узбекистана, как на среднесрочный, так и долгосрочный периоды.

    В первые годы независимости, правительство страны мобилизовало сильную политическую волю для того, чтобы укрепить новое глобальное сотрудничество. В условиях современной глобализации, экономическое развитие страны в значительной степени зависит от того насколько она интегрирована в мировое экономическое сообщество. Поэтому развитие внешнеэкономических связей является приоритетным направлением.

    Во внешнеэкономической сфере Республика Узбекистан проводит «политику открытых дверей», основным принципами которой являются:

    • развитие торгово-экономических отношений вне зависимости от идеологических воззрений;
    • равноправие и взаимовыгодное сотрудничество, как на двусторонней, так и на многосторонней основе;
    • приоритет норм международного права перед национальными нормами и правилами, признание принципов и положений ГАТТ/ВТО.

    В условиях энергетического голода, который наблюдается в современном мире среди развитых и развивающихся стран, главным преимуществом для Узбекистана, является то, что экономика страны характеризуется энергетической независимостью. Вступление в ВТО потребует зафиксировать максимальные ставки для импортных пошлин, с которыми согласятся страны-партнеры по ВТО. Естественно, при присоединении страны к ВТО, они будут стремиться максимально, снизить импортные пошлины в Узбекистане. При этом правилами ВТО предусматривается устранение всех нетарифных барьеров для торговли, не имеющих оснований с точки зрения безопасности жизни и здоровья людей.

    Также предусматривается четкая регламентация всех таможенных процедур, чтобы предотвратить их использование как скрытых барьеров для торговли.

    В настоящее время Узбекистан проводит внешнеторговые операции более чем со 120 странами мира. Во внешнеторговых связях Узбекистана можно выделить два основных направления:

    - со странами СНГ,

    - со странами дальнего зарубежья.

    За последние годы произошли значительные изменения в географическом распределении экспорта и импорта Узбекистана. Наиболее заметным является то, что Россия опередила ЕС и заняла место ведущего торгового партнера Узбекистана, став для последнего главным рынком экспорта и импорта. Значительно возросла доля Китая - как в экспорте, так и в импорте. Вторым рынком по размеру импорта товаров из Узбекистана стала Южная Корея. Доля стран ЕС сократилась - как в экспорте, так и в импорте, поскольку Узбекистан перенаправил экспорт хлопкового волокна из ЕС в Россию, Китай и другие страны Азии, а также сократил долю импортируемых из ЕС машин и оборудования.

    Присоединение Республики Узбекистан к ВТО ускоряет возможности научно-технического прогресса в промышленности, путем выбора и приобретения эффективного и надежного импортного оборудования. Кроме того, отечественные экспортеры при присоединении получат облегченный выход на внешние рынки, и в тоже время со всеми членами ВТО - режим наибольшего благоприятствования (РНБ).

    Кроме того, будут сформированы дополнительные и выгодные пути транзита для товаров экспортера, что имеет существенное значение для развития внешней торговли отечественными товаропроизводителями. Первым аспектом регулирования внешнеторгового режима является регулирование импорта товаров. Регулирование импорта товаров в Узбекистане обуславливает использование различных инструментов, таких как импортные тарифы и пошлины, квоты и лицензирование, административные и технические барьеры, внутреннее налогообложение импорта и другие. Безусловно, главным инструментом являются импортные таможенные пошлины.

    Что же касается экспорта, в части регулирования экспорта слабыми сторонами в переговорном процессе являются запреты к экспорту из Узбекистана, а также для экспорта товаров национальных производителей налоговые и таможенные льготы. В контексте ВТО, страны - члены могут рассматривать эти меры как практику неоправданного ограничения и нарушения внешней торговли. Согласно статье 11 ГАТТ 1994 запрещается использование запретов или количественных ограничений на экспорт, за исключением случаях, когда такой запрет применяется временно для устранения или облегчения существенного недостатка продовольственных или других товаров, являющихся важными для экспортирующей страны. Запрет к экспорту продовольственных товаров был введен с 1994 г. Согласно требованиям ВТО, запрет можно ввести на определенное время для устранения недостатка в продовольственных товарах. Ссылаясь на положения ГАТТ, страны-члены Всемирной торговой организации в переговорном процессе уже требуют от Узбекистана отменить такой запрет или представить обоснованные аргументы, что запрещенные к экспорту товары являются существенными для экономики страны. Тем не менее, за последние годы происходит сокращение количества товаров, запрещенных к экспорту.

    В частности, в 2002 г. из этого перечня исключены такие товары, как чай, чайное сырье, сухое молоко и этиловый спирт, т.е. положено начало для постепенного сокращения списка товаров, запрещенных к экспорту, число которых сегодня сократилось до 11 позиций и в ходе экономических реформ созданы объективные предпосылки для дальнейшего его сокращения. При присоединении страны к ВТО важным рычагом для развития экспорта могут послужить налоговые льготы для предприятий - экспортеров на территории этой страны. В соглашении ВТО по субсидиям и компенсационным мерам, указаны жесткие основы выделения субсидий для производителей несельскохозяйственных товаров.

    Меры поддержки в виде субсидии рассматриваются дополнительными финансовыми преимуществами, предоставленными хозяйствующим субъектам, создавая при этом несправедливую торговую среду. В данном соглашении, субсидией рассматриваются прямые выплаты государства экспортерам или производителям экспортных продукций, невостребованные доходы государства в виде налоговых, таможенных и иных льгот, меры ценовой поддержки и другие меры, направленные на поддержку экспортеров или производителей экспортных продукции. Перечисленные меры признаются как несправедливая торговая практика и строго регламентируются положениями ВТО.

    В настоящее время страны - члены ВТО полагают, что система организации мировой торговли должна соответствовать принятым ими пяти принципам:

    - Неприемлемость дискриминационных мер в торговле. Имеется, что любое государство не может усложнять ВЭД другой страны, накладывая ограничения на ее экспорт и импорт товаров и услуг. На внутреннем рынке каждой страны не может быть никаких ограничений и различий в условиях реализации национальной и иностранной продукции и услуг;

    - Снятие торговых и других протекционистских условий. Торговые барьеры - это факторы, которые снижают возможность поставки иностранных товаров на внутренний рынок другой страны. К таким барьерам относятся: импортные квоты, т.е. количественные ограничения на импортные товары и таможенные пошлины. Также на торговлю между странами оказывают влияние административные барьеры и обменные курсы валют;

    - Определенность и стабильность организации торговли. Условия торговли, нетарифные и тарифные ограничения не должны произвольно и внезапно изменяться;

    - Развитие конкурентоспособности в организации международной торговли. Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы. Конкуренция торговли между странами должна быть справедливой, для организации равноправной конкуренции предприятий разных государств надо пресекать «несправедливые» действия: экспортные субсидии государства, применение демпинга цен;

    - Наличие льгот для международной торговли слабо развитых стран. Данный принцип необходим для вовлечения в мировую торговлю слаборазвитых стран периферии, которые не могут на начальных этапах конкурировать со развитыми странами на равных условиях. Но в основном ВТО проводит в жизнь идеи свободной торговли (фритредерства) и борется за ликвидацию протекционизма.

    Для стран, желающих стать участниками ВТО, существует процедура вступления, разработанная и сформированная за 50 лет существования ГАТТ/ВТО; она многоаспектна и состоит из ряда этапов. Данный процесс вступления занимает около 5–7 лет.

    В 1999 году Правлению ВТО были представлены первая редакция перечня «Специфических условий и обязательств по возможному доступу на рынок услуг» и проект «Списка изъятий из РНБ».

    Основная цель и задача ВТО - содействие международной торговле без всякого ограничения. Те развитые государства, по инициативе которых была организована ВТО, считают, что только экономическая свобода и равноправие в международных отношениях между странами и международной торговле благоприятствует социально-экономическому росту страны. Участие в ВТО должно соответствовать стратегической концепции стран в вопросах достижения экономической безопасности страны и, следовательно, ее политической независимости. Обеспечение данных условий достижимо только при условии резкого роста (удвоения и утроения) ВВП страны в ближайшие годы. В первую очередь за счет выхода продукции стран на новые рынки, а также роста экспорта в отраслях обрабатывающей промышленности и развития высокотехнологичных, нанотехнологичных и инновационных отраслей экономики. Учитывая состояние экономики Узбекистана, а особенно промышленности, государству необходимо решить вопросы государственного регулирования экономики на современном этапе, а именно: поддержки ведущих отраслей и производств отечественной промышленности. Без этого шага Узбекистан не сможет быть полноценным членом ВТО и превратится в ее сырьевой придаток. Имеющийся опыт постсоветских стран Восточной Европы и Балтии говорит о том, что при слиянии международного и национального рынков возможна потеря контроля государства над целыми отраслями экономики. Данная угроза имеется и для Узбекистана после ее вступления в ВТО. В силу сложившейся структуры экономики Республики Узбекистан страна особо не несет ущерба, если только не считать упущенной выгоды. Тем более что ее еще нужно сопоставить и с будущими потерями. В данном случае Узбекистана торопиться и идти на неоправданные уступки и жертвы необязательно. В связи с этим основной целью РУз. является не членство в ВТО любой ценой, а именно достижение путем проведения переговоров оптимальных и наиболее выгодных для себя условий, которые включают:

    - участие государства в разработке регулирующих норм международной торговли;

    - исключение невыгодных условий, ущемляющих права страны в сфере международной торговли;

    - обеспечение определенной степени защиты отечественного производства в условиях открытой (разумно) экономики на базе правил и норм ВТО;

    - реальное обеспечение повышения доступа на мировые рынки товаров и услуг местной продукции (услуг);

    - оптимизация торгового и политического режима по сравнению с имеющейся на сегодня ситуацией с учетом равновесия прав и обязанностей Узбекистана в ВТО;

    - содействие государства развитию экспортного потенциала страны и формирование современной структуры национального экспорта;

    - доступность Узбекистана к механизмам международных разрешений споров в торговле;

    - создание инвестиционной привлекательности узбекской экономики, особенно промышленности, приведение этого процесса в соответствие с нормами ВТО;

    - повышение возможностей местных инвесторов, особенно в финансовой сфере;

    - создание благоприятных условий для роста уровня качества и конкурентоспособности местной продукции;

    - участие в разработке норм и правил международной торговли с учетом национальных приоритетов страны;

    - повышение имиджа и рейтинга страны в вопросах международной торговли.

    Приоритеты Правительства Республики Узбекистан в области развития включают в себя замещение импорта внутренним производством и продвижение экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Экономическая теория и международный опыт дают основания предполагать, что политику импорто-замещения невозможно проводить одновременно с политикой продвижения экспорта. Те страны, которые пытаются так поступить, обычно в итоге приходят к ситуации, характеризующейся продвижением развития импортозамещающих отраслей и торможением развития экспортно-ориентированных отраслей. Именно так и произошло в Узбекистане, насколько об этом можно судить по данным о торговом режиме и последним показателям торговли. Вместе с тем, торговый режим тормозит развитие экспортно-ориентированных отраслей (в особенности, обрабатывающей отрасли) за счет ограничений на экспорт широкого ассортимента товаров, обязательной продажи валютной выручки по завышенному обменному курсу, трудностей с импортом промежуточных товаров и обременительных экспортных процедур. Поэтому в структуре товарного экспорта Узбекистана продолжают доминировать сырьевые товары, такие как хлопковое волокно, природный газ, золото и уран, в то время как доля готовой продукции в общем экспорте товаров остается небольшой.

    Вступление Узбекистана в ВТО повышает возможности ускорения в промышленности научно-технического прогресса, путем выбора и приобретения эффективного и надежного импортного оборудования. Кроме того, отечественные экспортеры при вступлении в ВТО получат облегченный выход на внешние рынки. Особенно важно, то что у экспортеров будет возможность использовать выгодные и дополнительные пути транзита для своих товаров при развитии внешней торговли отечественными товаропроизводителями.

    Присоединение Узбекистана к ВТО - это вхождение страны в сложившуюся систему в практике нормативного и административного управления и регулирования международно-экономических отношений. Данный шаг означает вступление государства в систему действующих правил реализации товаров и услуг на глобальном мировом рынке. Без него успешное формирование и реализация современных прогрессивных экономических начинаний и реформ в нашей стране вряд ли может быть возможным, а организация внешней торговли окажется в трудных условиях для реализации и развития.

    Айбек Якубов,

    и.о. доцента кафедры «Гражданское право»

    Ташкентского государственного юридического университета.

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates