Приоритеты обеспечения экологической безопасности

    Зеленая планета 10 апреля 2021 1397

    Вопросы устойчивого развития Республики Узбекистан, высокого качества жизни и здоровья населения, экологическая безопасность, а также национальная безопасность в целом стали приоритетным направлением осуществляемых реформ.

    Страна идет по пути расширения преобразований во всех сферах (общественно- политической, экономической и социальной), укрепления согласия в обществе, проведения миролюбивой внешней политики и дальнейшей интеграции в международное сообщество. При этом особая роль отводится экологичес­кому законодательству как связующему звену между многими отраслями, которое обеспечивает правовое регулирование отношений в экономике, охране окружающей среды и природопользовании.

    С развитием национального экологического законодательства осуществляется системная и последовательная работа по присоединению и подписанию международных и межгосударственных правовых документов в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Накоп­лен значительный опыт решения экологичес­ких проблем. И сегодня есть все основания заявить, что коренным образом изменились сознание, мышление и мировоззрение людей. Сформированы принципиально новые институты и механизмы, системным образом расширены полномочия основных субъектов полити­ческого процесса.

    Все более широкие полномочия в решении важнейших социально-экономических и экологических проблем на местах получают органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации. Созданы организационно-правовые условия для свободного и активного участия граждан в общественно-политической, экономической и экологической сферах, для развития независимых средств массовой информации. В настоящее время все правовые акты, принятые в нашей стране, закрепляют для граждан одинаковые права и свободы, а также равенство перед законом.

    В то же время экологические проблемы неизменно остаются.

    Глобальные экологические угрозы: изменение климата, истощение и загрязнение пресных вод, сокращение биоразнообразия, проб­лемы Арала и Приаралья.

    Региональные: трансграничное загрязнение окружающей среды, трансграничные и региональные проблемы использования водных ресурсов, образование отходов, опустынивание ландшафтов и катаклизмы природного и техногенного характера.

    Национальные: нехватка и загрязненность водных ресурсов, дефицит качественной питьевой воды, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и ухудшение мелиоративного состояния земельных ресурсов, загрязнение воздушного бассейна, отрицательное влияние факторов на генофонд флоры и фауны, воздействие состояния окружающей среды на здоровье населения, промышленные и бытовые отходы, слабое использование современных ресурсосберегающих технологий, повышение рисков селе-паводковых явлений и оползни.

    Локальные: загрязнение отдельных территорий города Ташкента, Ташкентской, Навоийской, Сурхандарьинской областей и Ферганской долины промышленными выбросами; деградация экосистем Респуб­лики Каракалпакстан, Хорезмской и Бухарской областей.

    Масштабы, острота и негативные последствия этих угроз для окружающей среды и здоровья населения страны требуют нового подхода к их преодолению.

    Между тем, учитывая глобализацию экологических проблем, полагается целесообразным сформировать систему комплексного подхода обеспечения экологической безопасности, что является одним из приоритетных направлений и составной частью Концепции национальной безопасности Республики Узбекистан.

    Данная система позволит всеобъемлюще применять скоординированные и эффективные (в том числе превентивные) меры по предупреждению, предотвращению и ликвидации экологических угроз и вызовов, улучшению экологической ситуации в Узбекистане.

    Это требует принятия необходимых решений, направленных на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства от экологических угроз и формирования национальной стратегии по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития на региональном, национальном и локальном уровнях.

    Основываясь на принципе неделимости безопасности, национальная стратегия по обеспечению экологической безопасности является составной частью национальной стратегии устойчивого развития.

    Для осуществления этих целей возникает необходимость разработки Стратегии обеспечения экологической безопасности Республики Узбекистан, направленной на выявление и пресечение экологических угроз и вызовов, способных привести к серьезным политическим, экономическим, социальным и иным ущербам государству, обществу и личности, формированию стройной системы координации и взаимодействия министерств и ведомств по обеспечению экологической безопасности.

    В данной стратегии необходимо в полном объеме систематизировать и раскрыть глубину и масштабы нерешенных проблем в области охраны окружающей среды и рацио­нального природопользования, определить источники экологической опасности и классификации угроз по уровням (глобальный, региональный, национальный, локальный).

    Необходимо определить основные приоритетные направления обеспечения экологической безопасности, что должно способствовать решению первоочередных проблем, способных привести к правовой, экономической и политической дестабилизации общества.

    Правовая основа экологической стратегии должна исходить из положений Конституции Республики Узбекистан. Цель, направления, задачи и принципы стратегии будут базироваться на фундаментальных научных знаниях и императивах в области экологии и смежных наук, комплексной оценке современного состояния окружающей среды и ее воздействия на качество жизни населения, использования природных ресурсов и устойчивости экосистем, региональных особенностей проявления глобальных экологических процессов, а также накопленного опыта в этой сфере за годы независимости. Основные положения данного документа неразрывно будут увязаны со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

    Учитывая эволюцию экологических проб­лем, их воздействие на окружающую среду и здоровье населения, полагается целесообразным создать систему обеспечения экологической безопасности, являющейся одним из приоритетных направлений и составной частью национальной безопасности Респуб­лики Узбекистан.

    Приоритетные стратегические направления обеспечения экологической безопасности

    1. Совершенствование и дальнейшее внед­рение экономического механизма регулирования взаимодействия государственных органов разных уровней и природопользователей, включение экологических требований в процедуру оценки социально- экономической эффективности принимаемых управленческих решений.
    2. Снижение уровня загрязнения окружаю­щей среды по всей территории республики до эколого-гигиенических и санитарных норм.
    3. Рациональное и комплексное использование природных ресурсов, в том числе водных, земельных, минерально-сырьевых, биологических.
    4. Совершенствование единой системы экологического мониторинга, прогноза и информации.
    5. Принятие комплексных мер по обес­печению локализации, восстановлению и оздоровлению экологического состояния в зоне экологического бедствия - Приаралье, а также в других экологически неблагоприятных территориях страны.
    6. Развитие и совершенствование системы экологического образования, культуры и воспитания населения, в первую очередь молодежи.
    7. Углубление сотрудничества с мировым сообществом в решении экологических проблем.

    Вместе с тем экологическая стратегия предполагает создание единой и комплексной национальной системы обеспечения экологической безопасности страны, которая предусматривает следующее:

    • решение ключевых проблем региональной безопасности, вопросов использования ресурсов трансграничных водотоков;
    • принятие эффективных мер по борьбе с такими угрозами, как трансграничное загрязнение территорий опасными для здоровья населения и окружающей среды веществами;
    • сохранение экосистем, восстановление природных ресурсов и улучшение состояния окружающей среды;
    • проведение широкого комплекса научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на внедрение передовых инновационных ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, возобновляемых источников энергии, ограничение распространения чужеродных видов и генетически измененных модифицированных организмов, товаров и продуктов, реализацию программ и инвестиционных проектов экологической направленности;
    • формирование системы экономических мер, стимулирующих экологизацию производства, рациональное использование природных ресурсов, постепенный переход к «зеленой» экономике, на основе комплексной оценки их состояния и антропогенного воздействия на качество окружающей среды;
    • развитие рынков экологических услуг, в том числе экотуризма, экологически чистой продукции, технологий и оборудования.

    Осуществление указанных мер будет способствовать активизации государственной политики в сфере экологической безопасности по предупреждению и пресечению экологических угроз жизненно важным национальным интересам, оптимизации и контролированию экоситуации, основанной на повышении ответственности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, общественных организаций и каждого гражданина Республики Узбекистан.

    Борий Алиханов.
    Председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам развития региона Приаралья.