Продовольственная безопасность - фактор стабильности государства и процветания общества

    Увеличение производства основных видов продуктов питания, организация глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности ее заготовки, развитие сопутствующих пищевых производств и регулируемые в этом секторе цены - в числе приоритетов государственной политики Узбекистана. На фоне увеличивающегося в мире продовольственного кризиса в нашей стране принимаются превентивные меры по смягчению последствий глобальных проблем, комплексно решаются задачи сегодняшнего дня и на перспективу.

    Под председательством Президента 31 мая состоялось видеоселекторное совещание по мерам бесперебойного обеспечения населения продовольственной продукцией. Отмечено, что в мире усиливаются ограничения и растут цены на продовольствие. Тот факт, что на мировом рынке пшеница подорожала на 50 процентов, растительное масло - на 33, сахар - на 14, нефть - на 47, не может не влиять и на цены в нашей стране. Например, в мае в Кашкадарьинской и Наманганской областях зафиксирован рост цен на картофель, муку и сахар.

    В связи с этим на совещании обсуждены вопросы увеличения производства основных видов продуктов питания, в том числе мяса птицы и скота.

    В частности, с 1 июня птицехозяйствам выделяется 400 миллиардов сумов револьверных кредитов на закупку пшеницы. Через Государственный фонд поддержки предпринимательства им будут предоставлены поручительство в размере 50 процентов залога по кредиту и компенсация на проценты по кредиту в части, превышающей 17 процентов ставки. Высказано также предложение о продлении сроков погашения кредитов, выдаваемых птицеводческим хозяйствам на оборотные средства. Даны поручения по анализу рынка птицеводческой продукции и правильному размещению отраслевых проектов, цифровизации всех процессов - от производства до продажи продукции.

    Либерализация зернового рынка и внедрение рыночных механизмов

    Другой важный вопрос, волнующий производителей-аграриев и потребителей, - либерализация зернового рынка и работа по стабилизации цен на муку на внутреннем рынке.

    Постановлением Президента «О дополнительных мерах по внедрению рыночного принципа при выращивании и реализации зерна» от 28 мая 2022-го предусматриваются меры по бесперебойному обеспечению внутреннего рынка пшеницей и мучной продукцией, повышению инвестиционной привлекательности отрасли за счет отказа от закупки сверх необходимого количества зерна для государственных нужд, в том числе ряд нововведений для повышения материальной заинтересованности фермерских хозяйств и зерновых кластеров.

    Вместе с тем предусматривается недопущение роста цен и дефицита муки и зерновой продукции на внутреннем рынке. Однако сегодня наблюдается резонанс в общественных кругах в связи с повышением цены на некоторые виды хлебобулочной продукции.

    В Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан прошла пресс-конференция по разъяснению сути и значения данного постановления, другим мерам либерализации зернового рынка. В мероприятии приняли участие представители министерств финансов, экономического развития и сокращения бедности, сельского хозяйства, АО «Уздонмахсулот» и «Узбекская рес­публиканская товарно-сырьевая биржа», СМИ и широкой общественности.

    Отмечено, что в последние годы проводится реформирование в сельском хозяйстве в целях либерализации сферы, всесторонней поддержки фермерских и дехканских хозяйств, повышения их материального стимулирования.

    Как известно, пандемия коронавируса привела к возникновению проблем и в вопросах снабжения населения продовольствием. Кабинетом Министров был внедрен механизм прямых поставок производителям и населению муки и мучных изделий в целях гарантирования обеспечения дешевой и качественной продукцией в условиях ограни­чений.

    Этот порядок действовал до сего дня и успешно выполнил свою задачу. Однако в действующих реалиях сохранение данного порядка более нецелесообразно.

    Так, определение цены на зерно со стороны государства для снабжения рынка дешевой мукой и хлебом не соответствует рыночным требованиям, приводит к получению убытков хозяйствами - производителями зерна.

    Так как количества муки, произведенной из зерна, взятого из государственных ресурсов, не хватает для покрытия потребностей рынка внутри страны, возникла большая разница в цене между импортной мукой и местной, что и стало причиной возникновения коррупциогенной среды при поставках муки отечественного производства. На фоне внедрения этого порядка некоторые «предприниматели» стали получать легкие доходы: дешевая мука из государственных ресурсов нередко не доходила до населения, частично продавалась на базарах по завышенной цене.

    При низких ценах на формовой хлеб (буханку) в Ташкенте стали множиться случаи его покупки для кормления овец и крупного рогатого скота, потому что это стало дешевле кормового зерна. Поэтому мучные изделия, произведенные из полученного из госресурсов зерна, не доходили в полном объеме до населения.

    В целях недопущения в дальнейшем такого положения с текущего года намечается полное внедрение рыночных механизмов. Теперь через создание одинаковых условий потребителям осуществ­ляется либерализация зернового рынка страны.

    Вышеназванным постановлением определены основные направления либерализации зернового рынка. В частности, в 2022 году за счет средств Фонда государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Респуб­лики Узбекистан будет осуществлена закупка 1783,5 тысячи тонн пшеницы в качестве государственного ресурса и 266,5 тысячи тонн семян.

    На начальном этапе за тонну зерна, приобретенного для государственных ресурсов, производителям станут выплачивать по три млн сумов, в сентябре за эту пшеницу будет произведен перерасчет с учетом сформированных в июле-­августе цен на бирже.

    Например, если средняя биржевая цена на пшеницу в июле-августе составит 3,7 млн сумов, то производителям зерна доплатят по 700 тысяч сумов за тонну продукции.

    Кроме того, 500 тысяч тонн пшеницы будут сданы производителями зерна на зерновые предприятия для продажи на бирже в июле, августе и сентябре. Эту пшеницу фермеры продадут сами через биржу и получат полную рыночную цену. Расходы зерновых предприятий по доставке и хранению зерна возместит государство.

    Кроме того, пшеница 4-го и 5-го классов, непригодная для производства муки, будет продана всем потребителям без ограничений.

    Как повлияет на цены внутреннего рынка отпуск зерновых цен?

    Средняя годовая потребность населения и предприятий в мучных изделиях составляет 3 млн тонн, из них 2,4 млн тонн - нужды населения.

    В 2021-м в республике произведены 3,5 млн тонн мучной продукции, то есть потребности обеспечиваются за счет внутреннего производства.

    Анализ показывает, что цены на мучные изделия растут в глобальном масштабе: во всем мире наблюдается повышение цен на пшеницу и муку.

    На фоне объявленных зарубежными странами ограничений на экспорт муки под давлением требований государств-­импортеров цена одной тонны пшеницы 3-го класса составляет примерно 396-410 долларов (по сравнению с ценами в начале марта наблюдается рост на 33 процента).

    Рост цен на горюче-смазочные материалы также среди основных факторов их повышения. Это в свою очередь становится причиной увеличения транспортных расходов и в конечном итоге - цен на продовольствие.

    Поскольку Узбекистан является неразрывной частью мирового сообщества в условиях углубления интеграционных процессов, негативные тенденции, наблюдаемые на международных рынках, оказывают влияние и на цены нашего внутреннего. Однако принимаются необходимые меры по предупреждению этого.

    Поэтому, если цены на муку вырастут, повышение произойдет не за счет внутренних факторов, а только в связи с изменениями на внешних рынках.

    В настоящее время со стороны правительства и местных органов власти проводится постоянный мониторинг обеспеченности мукой и хлебными изделиями внутреннего рынка, в частности, каждого магазина в городах и районах.

    Наша модель экономического развития является социально ориентированной, разработаны четкие средства и механизмы социальной защиты уязвимых слоев населения.

    В ходе пресс-конференции в АИМК также разъяснены суть и значение постановления Президента «О дополнительных мерах по адресной поддержке нуждающихся в социальной защите слоев населения» от 25 мая 2022-го. Документом предусмотрена единовременная материальная помощь населению, нуждающемуся в социальной защите, за счет средств Государственного бюджета.

    В течение этого года председателям сходов граждан махаллей и помощникам хокимов поручено проводить изучение состояния нуждающихся семей в каждом СГМ на постоянной основе.

    Максим Черногаев.
    «Правда Востока».

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates