Работа коллективная, а ответственность персональная!

    Интервью 24 июля 2021 1171

    Как известно, 10 февраля этого года Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым подписан Указ № УП-6166 «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства».

    Закономерны вопросы: что изменилось и каковы первые результаты за прошедшие пять месяцев? В этой связи состоялась беседа главного редактора газет «Янги Ўзбекистон» и «Правда Востока» с Управляющим аппаратом Кабинета Министров Абдукадыровым Р.В.

    Организация исполнения Указа

    - Пожалуйста, прокомментируйте первые итоги проделанной работы по реализации задач и требований вышеназванного Указа Президента страны.

    - Как вам известно, на страницах газет опубликованы подробные материалы о ходе реализации первоочередных мер в соответствии с требования­­ми Указа Президента страны от 10 февраля этого года № УП-6166 в системах министерств юстиции, экономического развития и сокращения бедности, финансов, транспорта, инвестиций и внешней торговли, развития информационных технологий и коммуникаций, народного образования, Государственного налогового комитета, Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимията Самаркандской области.

    Прошло пять месяцев со времени принятия вышеназванного актуального по своей значимости Указа главы государства. Что конкретно реализовано за этот период? Первое и, пожалуй, самое главное - это разработан и реализуется комплекс практических мер по доведению и разъяснению сути, содержания и значимости определенных в Указе задач до руководителей и специалистов каждого органа государственного и хозяйственного управления, а также хокимиятов всех уровней.

    Второе - при непосредственном участии министров, других членов Правительства, руководителей хозяйственных объединений, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов проведены специальные семинары, в которых приняли участие около 15,0 тысяч руководителей и специалистов отраслевых и территориальных органов управления, а также хокимиятов областей, городов и районов республики. В ходе семинаров поступило свыше 300 вопросов, на каждый из которых в индивидуальном порядке даны письменные ответы Кабинета Министров.

    Третье - в структурных подразделениях аппарата Кабинета Министров начата стажировка руководителей контрольно-аналитических управлений, отделов и групп министерств, ведомств и хокимиятов всех уровней республики. За прошедшее время стажировку прошли 186 руководителей и специалистов 42 органов государственного управления и 128 районных и городских хокимиятов. В ближайшие месяцы эта работа будет завершена.

    Четвертое - начата работа по организации и проведению профессиональной учебы руководителей и специалистов центральных аппаратов отраслевых и территориальных органов управления. Так, например, в аппарате Кабинета Министров с лекциями по актуальным вопросам выступили министр юстиции Р. Давлетов, первый заместитель министра экономического развития и сокращения бедности С. Холхужаев, заместитель председателя Центрального банка Б. Хамраев, директор Агентства по противодействию коррупции А. Бурханов и другие руководители.

    Реализация системных задач
    «… не завтра и не послезавтра, а именно сегодня…»

    - Вы отразили регламентные вопросы, связанные непосредственно с ответственными исполнителями Указа Президента страны. А каковы первые результаты с точки зрения актуальности принимаемых мер?

    - В центре внимания Президента страны, Администрации, руководства и аппарата Кабинета Министров, органов государственного и хозяйственного управления, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента находится практическая реализация следующих системных задач:

    - ключевое, важнейшее и приоритетное направление работы - это принятие комплексных мер по своевременной, полноценной и эффективной реализации системных задач, определенных Президентом страны в ходе командировок по территории республики и диалога с широкими слоями населения.

    Сегодня этот диалог без преувеличения можно назвать «народной трибуной», где на практике проверяются единство слова и дела руководителей, реальные результаты исполнения актов и поручений главы государства, раскрываются недостатки и проблемы, требующие решения «…не завтра и не послезавтра, а именно сегодня…».

    В «технологической цепочке» системы «ijro.gov.uz»: министерство (ведомство) → хокимият → Министерство юстиции → Кабинет Министров → Счетная палата → Администрация Президента Республики Узбекистан на постоянном контроле находятся 74 протокола поручений по территориям республики. Из 10506 поручений на сегодня полностью реализованы 8703, а остальные находятся в реализации.

    Так, например, из 216 поручений Протокола, принятого по итогам посещения Президентом страны 18 и 19 марта Ташкентской области, его выступления на внеочередной сессии областного Кенгаша народных депутатов и поступивших предложений, на сегодня уже реализованы 76 системных задач районов и городов области. Для обеспечения системной работы по реализации приоритетных задач развития области проведен недельный семинар с руководителями и специалистами областного, городских и районных хокимиятов.

    Тщательно проработаны и приняты постановления главы государства и Правительства республики по развитию предпринимательства, в том числе семейного, обновлению инженерно-коммуникационной инфраструктуры области и г. Нурафшана, созданию молодежных промышленных зон, совершенствованию функционирования системы «Махаллабай» и другие. В целях оказания государственной поддержки из Фонда реконструкции и развития выделены льготные кредиты в объеме 100,0 миллионов долларов США;

    важнейшим вектором контрольно-­аналитической работы являются отчеты у главы государства руководителей органов государственного и хозяйственного управления по оперативным, среднесрочным и перспективным задачам. Эти отчеты, являясь серьезным экзаменом на профессио­нальную зрелость и компетентность руководителей, воспитания их персональной ответственности, стали подлинной «академией» принципиальной оценки системных недостатков, а также выработки наиболее оптимальных и эффективных решений по комплексному развитию как отраслей экономики, так и территорий республики.

    Судите сами. На сегодня по 228 протоколам реализованы 9364 контрольных поручения. За прошедшие месяцы этого года основательно обсуждены и приняты конкретные меры по реализации программ «Обод қишлоқ» и «Обод маҳалла», развития горно-металлургической промышленности и смежных отраслей, газотранспортной системы и сферы услуг, промышленности строительных материалов и предприятий местной промышленности. В цент­ре внимания находятся вопросы приватизации государственных активов, коренного совершенствования системы земельных отношений, госзакупок, жилищного строительства и коммунального обслуживания, оказания медицинских услуг в сфере онкологии и гематологии, расширения спектра и наполнения новым содержанием духовно-­просветительской работы;

    - следующая системная задача - это целевое изучение, оказание организационной и методологической помощи по исполнению принятых законов, актов Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров. По состоянию на 1 июля этого года на контроле находятся 3657 актов главы государства, реализованы 25555 поручений.

    На пленарных заседаниях обеих палат Олий Мажлиса республики заслушаны отчеты Правительства о ходе реализации Государственной программы «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения». За истекший период 2021 года критически и всесторонне изучен ход выполнения 15 законов, в том числе «О занятости населения», «О науке и научной деятельности», «Об электронном правительстве», «О специальных экономических зонах», «О фермерском хозяйстве», «О рациональном использовании энергии», «О защите женщин от притеснения и насилия», «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней».

    По итогам анализа дана принципиальная оценка результативности работы руководителей хокимиятов Андижанской и Самаркандской областей, Каракульского, Багдадского, Каршинского, Яккабагского, Ханкинского, Зарбдарского и Шаватского районов, Минис­терства занятости и трудовых отношений, АО «Тошшахартрансхизмат»;

    на заседаниях Президиума Кабинета Министров критически и всесторонне проанализированы своевременность, полнота и результативность исполнения контрольных поручений 27 указов и постановлений главы государства. В их числе: «О мерах по коренному совершенствованию системы поддержки и защиты предпринимательской деятельности», «О мерах по реализации в 2021 году задач, определенных в Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы», «О мерах по дальнейшему ускорению организации внедрения водосберегающих технологий в сельском хозяйстве», «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания», «О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной медико-санитарной помощи и дальнейшему повышению эффективности проводимых в системе здравоохранения реформ»;

    по целому ряду реализуемых отраслевых задач заслушаны отчеты министров инновационного развития - И. Абдурахманова, строительства - Б. Закирова, по поддержке махалли и семьи - Р. Маматова, сельского хозяйства - Ж. Ходжаева, занятости и трудовых отношений - Н. Хусанова, народного образования - Ш. Шерматова, председателей Госкомгеологии - Б. Исламова, Государственного налогового комитета - Ш. Кудбиева, генерального директора Агентства «Узстандарт» - Д. Саттарова.

    Наряду с критическим анализом положения дел в отраслях экономики и социальной сферы особое внимание уделяется повышению ответственности руководителей хокимиятов всех рангов. Руководители хокимиятов Андижанской, Бухарской, Джизакской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ташкентской областей, ряда городов и районов отчитались об эффективности принимаемых ими мер в следующих важных сферах: усиления работы в махаллях, среди женщин и с трудовыми мигрантами за рубежом; обеспечения населения, особенно молодежи, доступным жильем; ведения учета и решения проблем, вносимых в «Железную тетрадь», «Женскую тетрадь» и «Молодежную тетрадь»; оказания всесторонней помощи одиноким, престарелым и инвалидам.

    Перечисленные и другие формы и методы укрепления жесткой исполнительской дисциплины, повышения персональной ответственности руководителей всех рангов за конечные результаты труда в возглавляемых сферах и на территориях, постоянный поиск новых резервов и максимально эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, безусловно, во многом способствовали достижению параметров устойчивого экономического роста в I полугодии этого года.

    Наряду с этим есть сферы в жизни государства и общества, которые крайне сложно оценить только показателями и статданными, так как они имеют особую ценность и непреходящее значение. Это мирная жизнь наших граждан, стабильный общественный порядок, пристальное внимание и забота главы государства о всех без исключения категориях населения, особенно о престарелых гражданах, женщинах, молодежи и детях, его постоянная требовательность к руководителям независимо от их должностей обеспечивать высочайший уровень «железной» самодисциплины, персональную ответственность и осознанную преданность на вверенном участке работы.

    Убедительным и ярким примером практического воплощения актов и личных инициатив Президента страны, поистине затрагивающим без преувеличения душевные струны старших поколений, отцов и матерей, особенно многомиллионной молодежи, явилось празднование Дня молодежи. Это стало логическим продолжением идей и инициатив главы государства, фундамент которых был прочно заложен им еще в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, где он был лидером молодежного движения.

    Неподдельные слезы радости, восхищения и гордости за Новый Узбекистан и его истинного лидера стали символом не только искренней сыновней благодарности, но и твердой уверенности молодежи в своем будущем. Нет сомнения в том, что состоявшиеся в ходе встреч душевные беседы, поддержка инициатив юношей и девушек, искреннее отеческое напутствие, вручение государственных наград стали мощным и побудительным стимулом для учащихся школ, колледжей, лицеев и вузов, молодых предпринимателей, спортсменов, участвующих в Олимпиаде в г. Токио, а также представителей науки, культуры и искусства.

    Все вышеперечисленное необходимо прежде всего в целях динамичного развития Нового Узбекистана, во имя благополучия в каждой махалле и семье, дальнейшего повышения уровня и качества жизни всех категорий населения, занятия нашей страной своего по праву достойного места в международном сообществе.

    Не «курирование» отраслью и территорией,
    а эффективное исполнение функциональных задач и полномочий

    - Недавно приняты два постановления Президента страны, связанные с повышением ответственности заместителей руководителей органов государственного и хозяйственного управления, а также замес­тителей хокимов территорий. Какие новые задачи и требования к руководителям преду­смотрены в этих актах главы государства?

    - Прошу прощения, но в вашем вопросе упущен один крайне важный элемент сферы управления в современных условиях. Это разработка и внедрение системы персональной оценки эффективности работы каждого заместителя руководителя органа государственного и хозяйственного управления, а также заместителя хокима территории по конечным результатам труда. Следует особо подчеркнуть, что теперь из повестки дня исключено аморфное понятие «курирование», при этом однозначно и твердо устанавливается личная ответственность каждого руководителя за конечные результаты труда.

    12 мая этого года на видеоселекторном совещании, где в повестку дня были включены вопросы об итогах социально-экономического развития страны в I квартале этого года, неожиданно для всех присутствующих первых руководителей Президент страны особое внимание уделил персональной ответственности кадров и прежде всего заместителей руководителей органов управления и хокимиятов. Для подавляющего большинства руководителей это стало полной неожиданностью.

    Из истории всем нам хорошо известен тезис: «Кадры решают всё». В определенной мере этот тезис актуален и сегодня. Однако в современных условиях практической реализации многогранных проблем строительства Нового Узбеки­стана и демократизации общества, наряду с повсеместным претворением в жизнь одного из основополагающих и незыб­лемых принципов руководства Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева: «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу!», в повестку дня однозначно и жестко поставлена принципиально новая задача - «Работа коллективная, а ответственность персональная!». В чем основные причины этого важнейшего требования? Обратимся к тексту постановлений.

    Первое - на совещании руководителей 28 мая этого года главой государства было особо обращено внимание на недостаточно системную работу по подбору, изучению и рекомендации достойных кандидатур для назначения на различные должности заместителей руководителей. Вторая проблема - это длительный процесс их воспитания, становления и обеспечения эффективных результатов на закрепленном за каждым руководителем персонально участке работы.

    Второе - к сожалению, до принятия этих двух постановлений среди множества нормативных документов не было единого регламентирующего акта, в котором бы предельно четко, ясно и конкретно были определены задачи, функции, обязанности и полномочия каждого заместителя руководителя. Без этого невозможен и персональный спрос за конечные результаты труда.

    Третье - отсутствие у отдельных руководителей личной ответственности обеспечивать на постоянной и системной основе повышение своего профессионального уровня, углубление специальных знаний по реализации реформ на основе передового зарубежного опыта, воспитывать в себе осознанную потребность не останавливаться на достигнутом, проявлять инициативу и ставить перед собой новые рубежи. «…Без реализации этих требований есть большая вероятность быть просто «середняком» или хуже того, оказаться «в последнем вагоне» стремительного локомотива…».

    Четвертое - пока не изжита со стороны первых руководителей практика «адвокатской защиты» своих недисциплинированных и не отвечающих современным требованиям заместителей. Принципиальность, требовательность и персональный спрос все еще подменяются робкими замечаниями вроде «обратить внимание», «предупредить» и крайне редко «объявить выговор». Именно по этим причинам отдельные контрольные поручения исполняются, во-первых, не в полном объеме и не достигается поставленная целевая задача, во-вторых, с нарушением установленных сроков. Это в свою очередь отрицательно сказывается на положении дел в конкретном органе управления, отрасли экономики и социальной сферы, а также на территориях республики, особенно в районном и городском звеньях управления.

    Пятое - в совокупности указанные и другие факторы порождают в психологии отдельных заместителей руководителей не осознанную потребность в реализации государственных принципов и требований, а повседневное правило о том, что «за все отвечает лично министр, председатель комитета, руководитель хозяйственного объединения, хоким области, города или района». При этом профессиональная гордость и честь за порученный участок работы подменяются позицией стороннего наблюдателя. Прошу прощения, но это не просто высокопарные слова.

    В этой связи в аппарате Кабинета Министров с 15 мая этого года внедрена практика заслушивания индивидуальных отчетов заместителей руководителей органов госуправления и заместителей хокимов областей. За прошедший период заслушаны отчеты первых заместителей министра инвестиций и внешней торговли А. Воитова, водного хозяйства - А. Назарова, заместителей министра финансов - Д. Султанова, сельского хозяйства - Ш. Мирзаева, строительства - Д. Адилова, жилищно-коммунальных услуг - Н. Назирова и других, первого заместителя председателя АО «Узсувтаъминот» Т. Хайдарова, первого заместителя Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан - Н. Ерлепесова, первых заместителей хокимов областей Андижанской - О. Турсунова, Навоийской - Т. Атамурадова, Кашкадарьинской - Н. Эркаева, Наманганской - Т. Юсупова, Самаркандской - Ж. Урокова, Сырдарьинской - А. Каримова, Сурхандарьинской - Ф. Маманова, Ташкентской - М. Файзиева, Ферганской - А. Уринбаева и г. Ташкента - Х. Шокирова.

    (1) Совершенствование системы управления отраслью экономики и социальной сферы, территорией, (2) формирование напряженных личных планов работы, (3) критическое изучение положения дел в низовых звеньях управления, районах и городах, в махаллях, (4) в ходе не кратковременных, а целевых служебных командировок, (5) разработка и реализация конкретных мер («дорожных карт») по решению проблемных вопросов, (6) внедрение принципов «железной дисциплины» во всей «технологической цепочке» отрасли или территории, (7) именно защита, а не презентация проектов актов Президента страны и правительства, (8) системный и критический анализ достигнутых результатов за месяц, квартал, а также прогнозные показатели на полугодие и календарный год - именно эти важнейшие направления работы каждого замес­тителя руководителя зачастую реализуются не системно, а порой и поверхностно.

    Приведу примеры. Первый - это недавно принятое постановление Президента страны «О дополнительных мерах по комплексному развитию сферы здравоохранения», в котором четко и ясно определены: а) основные направления деятельности руководства министерства, в том числе заместителей министра; б) полномочия каждого из них, что является крайне важным для принятия своевременных и эффективных решений; в) вопросы координации деятельности органов исполнительной власти на местах - в целях достижения намеченных целей в масштабах республики; г) персональная ответственность заместителей министра за предельно ясный и конкретный круг задач.

    Далее - это ежедневный график работы. Доступным, наглядным и поучительным для всех руководителей и их заместителей, а также специалистов аппаратов органов управления является напряженный график работы главы государства. Актуальные вопросы внутренней и внешней политики, многогранные целевые задачи социально-­экономического развития страны, определение и принятие комплексных мер по реализации перспективных задач, рассчитанных на пять-­десять лет вперед, активный диалог с населением республики, главами зарубежных государств и международных институтов - это далеко не полный перечень масштабных вопросов, рассматриваемых ежедневно.

    Для всех нас - это наглядный и убедительный пример таких личностных качеств руководителя, как не только высочайшая, но и «жгучая» ответственность за судьбу Отчизны и каждого её гражданина, творческая и всесторонне обоснованная инициативность, истинная самоотверженность и преданность делу, которому служишь!

    Внедрение рейтинговой системы оценки - важнейший фактор стимулирования
    и повышения персональной ответственности руководителей

    Исходя из требований, накопленного практического опыта, приоритетных задач, стоящих перед органами государственного управления и исполнительной власти на местах, а также с учетом предложений их руководителей и заместителей были подготовлены упомянутые вами акты главы государства. Должен признать откровенно, что тщательная подготовка указанных постановлений стала для нас серьезным экзаменом. Основное их содержание можно разделить на пять главных компонентов:

    первый компонент - это определение конкретных основных направлений деятельности каждого из заместителей руководителей органов государственного и хозяйственного управления, а также заместителей хокимов территорий в разрезе отраслей экономики и социальной сферы, проблемных задач развития территорий с учетом специфики каждой из них.

    В этой связи представляются крайне необходимыми разработка и утверждение в системе всех органов управления и хокимиятов не только функциональных обязанностей, но и должностного регламента работы каждого из заместителей руководителей. В качестве образца в министерства, ведомства и другие органы направлены материалы Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций;

    второй компонент - это внедрение, в порядке эксперимента, системы конкретных показателей, по которым будет оцениваться результативность работы каждого заместителя руководителя органа управления и замес­тителя хокима территории. В соответствии с принятыми постановлениями эффективность деятельности 266 заместителей руководителей 124 министерств, ведомств и хозяйственных объединений с долей государства 50,0 и более процентов будет оцениваться по 2778 конкретным критериям и показателям. Эти показатели, в зависимости от отрасли экономики и социальной сферы, колеблются в пределах от 8 до 27.

    В хокимиятах территорий это соответственно составляет 116 заместителей, всего 275 показателей, а в зависимости от возложенных задач и функций - от 14 до 54. При этом должна быть обеспечена сопряженность с требованиями постановления Президента страны от 1 мая 2020 года № ПП-4702 «О внедрении системы рейтинговой оценки социально-­экономического развития регионов»;

    третий компонент - это персональная оценка деятельности каждого из заместителей руководителей, определяемая по итогам кварталов и календарного года на заседаниях коллегиальных органов министерств и ведомств республики по следующей шкале: при достижении утверждённых показателей менее 70 процентов - «неудовлетворительно»; от 71 до 90 процентов - «удовлетворительно»; от 91 до 99 процентов - «хорошо»; 100 процентов и более - «отлично».

    По такой же шкале будет персонально оцениваться деятельность каждого из заместителей хокимов территорий. Но при этом обсуждение результатов работы каждого из них и оценка будут определяться на ежеквартальных заседаниях Кенгашей народных депутатов территорий. Кроме этого, в постановлении поручено обеспечить на постоянной основе через СМИ, в том числе по телевидению и радио, информирование об эффективности достигнутых результатов;

    четвертый компонент - это обеспечение действенного мониторинга за постоянным функционированием внедряемой практики персональной оценки со стороны первых руководителей органов управления и хокимов территорий, а также соответствующих замес­тителей и советников Премьер-министра республики. На это требование в постановлениях обращено особое внимание;

    пятый компонент - это ежеквартальный критический анализ всей системы мониторинга на заседаниях Президиума Кабинета Министров, внесение пакета материалов в Администрацию Президента страны с конк­ретными предложениями по каждому из заместителей руководителей органов управления и заместителей хокимов территорий.

    Один из главных выводов внедряемой системы, как это подчеркивается в принятых постановлениях, в том, что теперь, наряду с отчетностью перед Кабинетом Министров, каждый из заместителей руководителей органов управления и заместителей хокимов территорий за своевременное, полноценное и результативное исполнение возложенных на них задач, функций и полномочий несет персональную ответственность лично перед Президентом Респуб­лики Узбекистан.

    Впереди предстоит конкретная организационная и кропотливая аналитическая работа. Особое место при этом отводится центральным аппаратам органов управления и хокимиятов территорий, а также Кабинета Министров. В первую очередь речь идет о создании фундаментальной электронной базы экономических, финансовых и инвестиционных данных, а также правовых норм, предусмот­ренной Указом главы государства от 10 февраля 2021 года № УП-6166.

    Во-вторых, необходимо реализовать комп­лекс мер по обеспечению полноценного функционирования системы «ijro.gov.uz», являющейся своего рода интегралом исполнительской дисциплины, аккумулирующим данные о конкретных недостатках, отставаниях и проблемах, требующих оперативного решения. На эти требования особо обращено внимание в постановлении Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2021 года № ПП-5132.

    Но самое главное - это осознанное стремление каждого руководителя и работника аппарата управления и хокимията добиваться конкретных результатов на возг­лавляемом участке деятельности, твердо следуя принципу: «Работа коллективная, а ответственность персональная!».

    В этой же связи особо важное значение и большую ценность приобретает командная работа во главе с достойным лидером страны. Безусловно, необходимо не просто числиться в составе этой команды, а конк­ретными и практическими результатами в многогранной работе доказывать свое право на активное участие в строительстве и созидании Нового Узбекистана!

    Беседовал
    Салим Дониёров.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates