В анкетировании примут участие как объекты розничной торговли (магазин, супермаркет, автосалон, ювелирный магазин и т. д.), так и объекты общественного питания (кафе, бистро, ресторан и т. д.).
Важно отметить, что задача разработки, ведение рейтинга и установления критериев оценки системы возложена на Агентство по защите прав потребителей при АМК РУз согласно Указа Президента Республики Узбекистан от 3 февраля 2021 года «О государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения».
Целью данного исследования, не имеющего аналогов на территории СНГ, является определение степени практического соблюдения субъектами предпринимательства требований законодательства о защите прав потребителей, лояльности потребителей к деятельности участника рейтинга, а также формирование общедоступной информации о степени защищенности интересов потребителей на территории Республики Узбекистан.
Статистика показывает, что Агентством за 2020 год рассмотрено 21,4 тысяч обращений граждан, в результате чего восстановлены права 4 млн потребителей. Потребителям возмещено более 54,7 млрд сумов. А за прошедшие четыре месяца 2021 года Агентством рассмотрено более 11 тысяч обращений, защищены права более 2,8 млн потребителей и возмещено более 53,3 млрд сумов.
Как показывает статистика, количество обращений от потребителей растет и вместе с тем ущерб, наносимый им, увеличивается.
Исходя из анализа обращений потребителей, в основном поступают жалобы на крупные торговые сети. Так, в 2020 году на работу сети супермаркетов «Korzinka» поступило 19 жалоб, за первые четыре месяца этого года - 15, на сеть «Makro» - 12 и 14 соответственно, сеть «HAVAS» - 7 и 3 соответственно. В целях продолжения работ по повышению ответственности предпринимателей и получения объективной оценки потребителей Агентством внедряется Рейтинг хозяйствующих субъектов, обеспечивающих приоритетность прав потребителей.
Рейтинг направлен в первую очередь на помощь предпринимателям в совершенствовании своей деятельности, привлечении дополнительных лояльных клиентов. Также информация рейтинга позволит потребителям при приобретении товаров (работ, услуг) сделать правильный выбор.
Для участия в рейтинге надо заполнить анкеты-вопросника, по каждому критерию которого Агентством производится оценка и выставляется соответствующий балл. Следующий этап - за потребителями, то есть общественное голосование. По итогам двух этапов набранные баллы участников суммируются и определяются места в рейтинге.
Рейтинг формируется на постоянной основе и размещается на официальном сайте Агентства.
Данный рейтинг - своего рода правильный и качественный показатель оценки добросовестной работы субъектов предпринимательства, в деятельности которых приоритетны права и интересы потребителей.