Реформы, меняющие жизнь: очередной этап трансформации в Новом Узбекистане

    Празднование Дня независимости всегда предоставляет возможность проанализировать проделанную работу, глубже взглянуть на важные вопросы жизни общества и дальнейшего развития государства. В Узбекистане, где сегодня проводятся динамичные реформы во всех сферах, особенно важно проводить системную оценку реализуемых преобразований и результатов деятельности госорганов. Это ключевой аспект достижения истинной демократии, когда в качестве главного реформатора выступает сам народ.

    По традиции в ежегодной поздравительной речи по случаю празднования Дня независимости Президент обращает внимание на изменения, происходящие в республике. Сегодняшний Узбекистан мало чем напоминает, какой была страна еще несколько лет назад. Глобальная трансформация определила главным принципом государственной политики выстраивание прямого диалога с народом. Вместе с тем принимаются важные нормативно-правовые акты, нацеленные на модернизацию экономики, полное задействование потенциала регионов страны, повышение благосос­тояния граждан. В этом процессе учитываются инициативы и предложения общественности, решаются финансовые и организационные вопросы. Как результат - улучшаются условия жизни людей, открываются возможности для их успешного трудоустройства, получения современного образования, карьерного роста.

    Стоит сказать, что само по себе обретение Узбекистаном государственного суверенитета обозначило начало кардинальных преобразований, в которых обеспечение законных прав и интересов человека всегда рассматривалось в качестве приоритета. И Конституцией нашей республики закреплено: демократия в стране базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Избрав такой курс развития, мы по сей день действуем на благо народа.

    Результатами демократических процессов, происходящих в стране, можно считать укрепившиеся позиции Узбеки­стана в международных рейтингах, огромное внимание мирового сообщества, интерес инвесторов и крупных международных корпораций. Все это стало возможным благодаря прагматичной политике открытости и готовности к тесному сотрудничеству по всем направлениям. Стремление Узбекистана к диалогу с партнерами открывает широкие перспективы для отечественного бизнеса, что способствует повышению кооперации в области торговли и промышленности - локомотивов развития государства, его экономического процветания.

    Важное условие процесса демократизации государства и общества - соответствующее требованиям и нормам международного права избирательное законодательство. В прошлом году в Узбекистане впервые в новых общественно-политических и социально-­экономических реалиях прошли выборы Президента. Примечательно, насколько сильно за предыдущие пять лет изменились сознание и мировоззрение граждан, их активность в общественно-политической жизни страны. Об этом свидетельствовал высокий интерес граждан к избирательной кампании и явка электората, превысившая 80 процентов. Это стало достижимым благодаря тому, что в течение избирательной кампании средства массовой информации республики предоставили участникам выборного процесса платформу для воплощения в жизнь принципов плюрализма, сравнения разных мнений и подходов.

    Вектор развития государства определяет народ

    Сегодня узбекистанцы не только свидетели крупных преобразований, но и активные участники трансформационных процессов. Так, ни один акт законодательства не принимается без предварительных консультаций с гражданами, а при всех госорганах создаются и функционируют общественные советы, служащие вовлечению населения в процессы принятия решений, осуществления контроля. Мы видим, что механизмы и инструменты вовлечения граждан в общественное и государственное строительство действительно работают с учетом принципа «Инициатор реформ - само общество».

    Пять лет назад по инициативе Президента Шавката Мирзиёева в Узбекистане были приняты кардинально новые принципы и стиль взаимоотношений госорганов с народом. В основу решения проблемных вопросов положен принцип всестороннего и глубокого изучения и своевременного рассмотрения обращений граждан. В частности, созданы системы Народных приемных и Виртуальной приемной Президента в центре и на местах для контроля и мониторинга деятельности госорганов и должностных лиц по принятию законных решений. Внедрены новые эффективные формы и механизмы открытого диалога с гражданами на основе регулярной отчетности руководителей государственных органов всех уровней перед населением. А в начале нынешнего года глава государства утвердил соответствующим Указом важный программный документ - Стратегию развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. В нем также обозначены задачи в части усиления взаимодействия государства с народом.

    Стратегия развития принята после общественного обсуждения и определила векторы роста и реформ на ближайшее пятилетие. Акцент в программном документе делается на построение государства путем возвышения чести и достоинства человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества, в том числе оказание более широкой и адресной социальной поддержки населения, расширение участия граждан в процессе принятия решений, взаимодействие народа с властью.

    - Пожалуй, одним из показательных проектов в части демократизации и защиты прав человека за последнее время можно считать инициативное бюджетирование, реализуемое через портал Openbudget.uz, - комментирует председатель Общенационального движения «Юксалиш» Бобур Бекмуродов. - Проект был введен в тестовом режиме в прошлом году, а в этом стартовал в полном масштабе. Если в 2021-м в рамках инициативного бюджетирования финансирование получили более 1600 проектов граждан и активистов махаллей почти на 410 млрд сумов, то итоги за первое полугодие 2022 года показывают небывалый рост активности населения. По результатам голосования за первые шесть месяцев 2022-го только до 1 апреля 6,7 млн жителей страны проголосовали по 40,2 тысячи проектов инициативного бюджета. Наибольшее количество голосов отдано 2215 проектам, на финансирование которых выделено 1,11 трлн сумов на первом этапе.

    На втором этапе дополнительно направлено 85,4 млрд сумов на финансирование 139 проектов, набравших свыше двух тысяч голосов на портале Openbudget.uz. Большая их часть касается совершенствования местной инфраструктуры: ремонта внутренних дорог, образовательных учреждений, строительства систем питьевого водоснабжения, канализации и орошения, уличного освещения. Таким образом, посредством инициативного бюджетирования расширились возможности для отражения целей и приоритетов общества в разработке государственной политики, Госбюджета, решения социальных проблем в регионах.

    Социальные лифты для молодежи и эффективная гендерная политика

    В центре внимания реформ текущего года также находится поддержка женщин и молодежи. Так, принята Нацио­нальная программа по повышению активности женщин во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны на 2022-2026 годы. В ее рамках предусмотрено ежегодно выделять из Государственного бюджета не менее 200 млрд сумов на финансирование на безвозвратной основе контрактных платежей всех женщин, обучающихся в магистратуре государственных вузов. Ежегодно 60 соотечественниц смогут получить гранты на обучение за рубежом по линии Фонда «Эл-юрт умиди». Образовательные контракты 2100 женщин-студенток из социально уязвимых семей и сирот будут оплачиваться за счет дополнительных источников местных бюджетов. Внедрена также система предоставления беспроцентных образовательных кредитов женщинам, обучающимся на платно-контрактной основе, вне зависимости от формы обучения. Эти меры будут способствовать не только созданию благоприятных условий для получения образования женщинами в республике, поддержке их научного потенциала и квалификации, но и в целом повышению человеческого капитала.

    Опорой дальнейших достижений Узбекистана принято считать молодежь, которая получает беспрецедентную поддержку со стороны государства. Так, особое внимание уделяется повышению жизненных, технических, инновационных и предпринимательских навыков юношей и девушек, продвигается их активное участие в экономической, социальной и политической жизни общества путем предоставления равных возможностей. Словом, создаются социальные лифты, делается все, чтобы одаренные дети и молодежь могли реализовать свой творческий, образовательный, экономический потенциал в Узбекистане.

    Принятая Госпрограмма «Yoshlar - kelajagimiz» («Молодежь - наше будущее») призвана обеспечить занятость молодых людей посредством содействия и поддержки их бизнес-инициатив, стартапов, идей и проектов, обучения востребованным на рынке труда специальностям и навыкам ведения бизнеса, повышения социально-экономической активности в целом. Вместе с тем правительство нашей страны создает соответствующую образовательную инфраструктуру и способствует превращению образовательного рынка в драйвер экономического роста и укрепления научной и кадровой базы.

    По состоянию на 2022 год в Узбекистане функционирует 162 вуза. При этом 25 из них представляли собой негосударственные, а количество зарубежных университетов и филиалов достигло 30. В целом охват высшим образованием вырос с 28 до 38 процентов. В системе высшего образования активно реализуются принципы предоставления равного и качественного образования для всех. Кроме того, реализуются меры в области предоставления государственным университетам академической и управленческой самостоятельности. Пока академическую и финансовую самостоятельность получили 35 университетов.

    Гласность и транспарентность служат защите интересов граждан

    В стране утверждается модель «Новый Узбекистан - социальное государство», направленная на перераспределение материальных благ для обеспечения социального равенства и справедливости. То есть предусматривается соединение принципов свободы и правовой законности для обеспечения благополучия личности и процветания общества в целом. Во главу угла ставятся в первую очередь повышение качества и эффективности государственных услуг, практическая реализация механизмов общественного контроля, усиление роли СМИ.

    Претворение в жизнь масштабных инициатив возможно лишь при участии людей. Именно поэтому одна из главных целей государства - формирование в стране сильного гражданского общества, способного самостоятельно определять вектор своего развития. Именно социум служит гарантом эффективной судебной защиты интересов общества от любых злоупотреблений властью, препятствует нарушению прав человека, ограничивает коррупцию и прочие негативные факторы, служащие барьером для поступательных преобразований.

    Гласность и транспарентность деятельности госорганов продиктованы временем, а демократия - единственно верный путь развития, предполагающий неукоснительное соблюдение прав человека и защиту его интересов. В этой работе немаловажная роль отводится мониторингу реализации положений, предусмотренных законодательными актами.

    - Одно из ключевых направлений деятельности нашей организации - проведение мониторингов запланированных реформ, в частности, государственных программ, - говорит Б. Бекмуродов. - Новшеством этого года стало создание во всех регионах страны общественных групп независимого мониторинга и оценки, которые возглавляют руководители региональных подразделений Общенационального движения «Юксалиш». В их составы преимущественно включены представители институтов гражданского общества, бизнес- и экспертного сообщества, средств массовой информации. Общественные группы будут готовить и публиковать ежегодные альтернативные отчеты с оценками уровня достижения целей, определенных в Стратегии развития и Госпрограмме-2022. В ближайшее время они представят свои предварительные отчеты о ходе реализации Стратегии по итогам первого полугодия, которые станут доступны для широкой общественности.

    В январе-июне 2022-го обеспечено выполнение 141 задачи, определенной в Госпрограмме: принято два закона, 27 документов Президента, два постановления палат Олий Мажлиса, 13 постановлений и распоряжений Кабинета Министров, 59 планов и программ мероприятий, утверждены «дорожные карты» и другие ведомственные документы, реализованы практические мероприятия по 38 задачам.

    Так, налажена практика по обеспечению учеников начальных классов бесплатным питанием в школах Каракалпакстана и Хорезмской области. Выделены квоты для дистанционной формы обучения в текущем учебном году. Утверждены Общенациональная программа «Безопасная и гладкая дорога», намеченная к реализации в 2022-2026 годах, программы социально-экономического развития 14 регионов республики. Кроме того, постановлением Кабинета Министров от 2 февраля 2022-го утверждено Положение о порядке направления средств, выделенных на ремонт территориальных внутренних дорог, предусмотренных в параметрах местных бюджетов районов (городов), на ремонт внутренних хозяйственных дорог, определяемых на основе общественного мнения.

    Следуя курсу демократических реформ

    Политику и инициативы Президента Шавката Мирзиёева признают реформаторской народ, представители бизнеса и интеллигенции, международные организации, СМИ. Сегодня Узбекистан предстает перед мировым сообществом в совершенно новом облике. Все чаще достижения государства отражаются в заголовках зарубежных изданий. А трансформационные процессы ознаменовали новую эпоху как во внутренней, так и во внешней политике государства. Страна руководствуется принципом не закрываться от проблем, а признавать недостатки, работать с недочетами, находить им конструктивные решения.

    - Важный принцип, который продвигается Президентом Шавкатом Мирзиёевым с момента вступления в должность, - диалог с народом, - отмечает эксперт. - Это позволило определить системные проблемы и выявить болевые точки, принять на основе обращений граждан последовательные меры, направленные на обеспечение прав человека. В частности, государство отказалось от «черного списка» подозреваемых в экстремизме, реформировало институт прописки и упростило порядок получения гражданства Узбекистана.

    Среди достижений в области защиты прав человека нужно назвать искоренение принудительного и детского труда. Так, в недавнем заявлении Международной организации труда отмечается, что стране удалось искоренить системный принудительный и детский труд при сборе хлопка в 2021 году. Как результат - коалиция Cotton Campaign объявила о снятии длившегося десять лет глобального бойкота с узбекского хлопка. Ключевое значение в этом направлении имеет принятие программных документов - Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека и Стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года, которые доказывают приверженность руководства страны следованию курсу демократических реформ.

    Настало время, когда принцип «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу» необходимо реализовывать в полной мере, так как этого требует само время.

    Как подчеркивал Президент, широкая общественность должна стать созидателем всех позитивных перемен, а граждане нашей страны - чувствовать силу закона и справедливости, что находятся под защитой государства. Особенную заботу ощущают социально уязвимые слои населения.

    Примечательно, что в Узбекистане в работе с нуждающимися гражданами правительство не ограничивается лишь материальной помощью, а применяет комплексный подход по выведению таких граждан из категории бедных. Для этого создаются отдельные государственные структуры, которые работают в данном направлении, в том числе Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан. Инициированы программы по развитию сельской инфраструктуры. В частности, благодаря реализации программы «Обод кишлок» («Благоустроенное село») улучшились жилищные условия 1,7 млн сельских жителей. Во всех районах и городах внедрена новая система адресной работы с малообеспеченными семьями, женщинами и молодежью - «железная», «женская» и «молодежная» тетради.

    Также в Узбекистане введено понятие минимальных потребительских расходов и на его основе постепенно совершенствуется система социальной защиты населения. С 1 сентября прошлого года введено детское пособие малообеспеченным семьям вместо пособия для семей с детьми до 14 лет и пособия по уходу за ребенком до двух лет. При назначении пособия увеличились учитываемый возраст детей и срок выплат, а размер определяется исходя из количества детей в семье. Эти и другие меры позволили увеличить охват малообеспеченных семей, получающих пособие и материальную помощь, на 20 процентов. А с 1 октября 2021 года сведения о семьях и лицах, признанных малообеспеченными посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты», предоставляются заинтересованным министерствам и ведомствам через межведомственную интеграционную платформу «Электронное правительство».

    Новые меры социальной защиты населения введены с 1 марта 2022 года. Так, отныне компенсационные выплаты выплачиваются всем льготным категориям лиц, имеющим право на их получение, независимо от получения или неполучения ими пенсий (социальных пособий), а также осуществления или неосуществления ими трудовой деятельности. Ежемесячные выплаты стали получать одинокие лица, нуждающиеся в постороннем уходе. Введена ежемесячная доплата к социальным пособиям лицам, достигшим возраста 100 лет и более, в размере 100 процентов базовой величины исчисления пенсии.

    В части оказания соцподдержки гражданам принимаются меры по обес­печению малоимущих соотечественников жильем. Ведется не только активное строительство новых домов в городах и сельской местности в рамках программы доступного жилья, но также предоставляются льготные ипотечные кредиты на основе Указа Президента «О дополнительных мерах по обеспечению населения жильем посредством ипотечных кредитов на основе рыночных принципов» от 9 декабря 2021-го. Помимо этого, с 1 марта 2021 года в Узбекистане стала действовать услуга по выдаче субсидий для малоимущих и граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Гражданское общество - источник конструктивных идей и предложений

    - Узбекистан трансформируется. С преобразованием политического имиджа страны меняется риторика и в гражданском обществе, среди людей, - отмечает Б. Бекмуродов. - Потенциал институтов гражданского общества все активнее используется для повышения эффективности реформ, реализации программ развития и актов законодательства государства. И в последние годы на высшем уровне все чаще звучат заявления о поддержке институтов гражданского общества и их инициатив. Это говорит в первую очередь о том, что руководство Узбекистана осознает значение их роли в демократизации государства и общества, важность плюрализма мнений и учета разных точек зрения (пусть и не всегда совпадающих с официальной позицией) как фактора прогресса.

    Институты гражданского общества, во-первых, представляют интересы разных категорий граждан, следовательно, содействуют инклюзивности процессов принятия важных решений на разных уровнях. Во-вторых, они как субъекты общественного контроля обеспечивают систему сдержек и противовесов для повышения прозрачности в государственном секторе и реализации государственных программ и проектов. В-третьих, институты гражданского общества могут предложить инновационные идеи и практики по решению проблем, актуальных для конкретного города, района или страны в целом, с учетом специфики территорий и потенциала населения.

    Наблюдается динамика роста финансирования инициатив общественных организаций. Так, только в 2021 году на эти цели выделено 75,8 млрд сумов, что в 6,5 раза больше, чем в 2017-м. Так, в 2017-2021 годах на финансирование социально значимых проектов ННО выделено 172 млрд сумов. Созданы общественные фонды по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при региональных органах государственной власти. С 2019 года выделяются средства из местных бюджетов для дальнейшего осуществления их деятельности.

    Расширение масштаба участия населения в управлении делами государства и общества соответствует Целям устойчивого развития ООН, а установление тесного взаимного сотрудничества граждан, общества и государства является важной задачей, стоящей перед государством. Известно, что формирование активного гражданского общества - неотъемлемая часть демократических преобразований. И Узбекистан поставил цель развивать этот эволюционный процесс прогрессивного становления под влиянием социальных, исторических, этнокультурных факторов, сопровождаемый поиском и утверждением гражданских ценностей, ростом правосознания людей, активности субъектов гражданского общества.

    * * *

    Впечатляющие результаты реформ придают узбекистанцам сил и уверенности при переходе к очередному этапу трансформации, основные задачи которого обозначены в Стратегии развития. Предстоят еще более глубокие и институциональные преобразования сфер и отраслей. И не стоит сомневаться в том, что мы на себе ощутим все намеченные к реализации преобразования в реальной жизни.

    Евгения Юн.
    «Правда Востока».