Реформы в Узбекистане опираются на инициативную и всесторонне развитую молодежь

    Мнение 20 января 2021 823

    В Узбекистане с сентября 2016 года осуществляют широкомасштабные реформы во всех сферах общественно-политической жизни – политической, экономической, социальной, административной, судебно-правовой и др. Одним из новых веяний реформ является ежегодное Послание Президента страны Парламенту - Олий Мажлису.

    Фото uz.undp.org

    Вчера, накануне Нового года граждане Узбекистана с большим вниманием слушали ежегодное Послание Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева Олий Мажлису, которое в прямом эфире освещалось всеми телеканалами страны.

    Послание Президента по своей форме является очень содержательным, аналитическим документом, в котором раскрываются не только достигнутые результаты, но и выявленные проблемы, намечаются цели и задачи на предстоящий год, определяются практические меры, нацеленные прежде всего на повышение жизненного уровня населения, рост экономики и дальнейшее развитие страны.

    В частности, в Послании говорилось о конкретных реформах и практических мерах в сфере образования – дошкольного, среднего и высшего образования, инновационном и научном развитии, укреплении системы здравоохранения, реформировании системы государственного управления и судебной системы, борьбе с коррупцией, и многое другое.

    По предложению руководителя страны наступающий 2021 год провозглашен Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения. Было отмечено, что решающую роль в прогрессе общества играет здоровое и гармоничное развитие молодого поколения, от которого зависит будущее общества. Опорой проводимых в Узбекистане реформ определена энергичная, инициативная, всесторонне развитая, владеющая современными знаниями и навыками молодежь. Примечательно, что в качестве исторических примеров в Послании приведены средневековые ученые, мыслители и поэты Аль Хорезми, Аль Фергани, Беруни, Ибн Сино, Улугбек, Навои и Бабур. В прежние времена моложеди предлагалось ориентироваться в основном на исторических личностей, прославившихся на военном поприще (Тумарис, Муканна, Жалолиддин Мангуберди, Амир Темур).

    Были озвучены новые инициативы, направленные на полное реформирование системы дошкольного, среднего и высшего образования, направленное на воспитание физически здоровой и духовно зрелой молодежи, обладающей самостоятельным мышлением, трудолюбием и предпринимательскими навыками. Система поддержки молодежи будет целостной и непрерывной, с момента рождения и до достижения молодым человеком 30 лет, с обеспечением жильем и работой. На своем личном опыте работы в органах прокуратуры я понимаю, как это особенно важно для воспитанников из Домов милосердия, которые в прежние времена находились под опекой хокимиятов и органов прокуратуры, различных Фондов. Но после окончания школы и колледжа, воспитанники Домов милосердия, не будучи трудоустроены и обеспечены жильем, были вынуждены возвращаться к своим родным, в неблагополучную среду, где часть из них вставала на путь совершения преступлений.

    В Послании определена задача повышения престижности и авторитета профессии учителя. Как мы помним, еще несколько лет назад профессия учителя школы считалась непрестижной из-за низкой зарплаты. В пединститутах учились в основном девушки, поэтому и в школах работали в основном женщины. Учителей и школьников в сельских районах привлекали для участия в сельскохозяйственных работах (ручная разбивка почвенной корки, прополка, чеканка, ручной сбор хлопка-сырца и др.). Ныне же постоянно улучшается материально-техническая база школ, предлагается значительно увеличить надбавки к зарплате учителей, а также доплаты за классное руководство, в дальнейшем довести среднюю зарплату учителей эквивалентной тысяче долларов США.

    Запланировано повышение охвата и качества высшего образования (еще в 2016 году охват высшим образованием не превышал 9%), увеличение числа государственных грантов не менее чем на 25%. Будет установлено 2 тысячи стипендий для девушек из малообеспеченных семей и введены специальные стипендии для нуждающихся в социальной поддержке девушек-отличниц. 30 ведущих университетов страны (Национальный университет, Университет мировой экономики и дипломатии, Ташкентский государственный юридический университет и другие) получат право самостоятельно разрабатывать учебные планы, определять квоты приема и решать финансовые вопросы.

    В Послании отмечалась необходимость обучения молодежи иностранным языкам. В настоящее время в Специализированном филиале ташкентского государственного юридического университета обучаются 574 студента, из них 57 девушек. Высококвалифицированные преподаватели обучают студентов не только по правовым дисциплинам, большое внимание уделяется физической и психологической подготовке, изучению русского и английского языков.

    Особо хотел бы отметить указанную в Послании задачу укрепления связей с ведущими зарубежными университетами, расширять с ними сотрудничество в области подготовки кадров. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2019 года №ПП-4166 в п.2 созданному этим постановлением Специализированному филиалу Ташкентского государственного юридического университета (в дальнейшем Филиал) определена задача углубления эффективного межведомственного взаимодействия с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, в том числе зарубежных стран, осуществляющими подготовку, переподготовку и повышение квалификации юридических кадров.

    Во исполнение указанной задачи Филиалом налажено сотрудничество с Академией МВД, Военно-техническим институтом Национальной гвардии, Академией Генеральной прокуратуры, а также осуществлены ознакомительные поездки и заключения соглашения о взаимодействии с Академией МВД Республики Беларусь, Национальной полицейской Академии Турции, Всероссийским государственным юридическим университетом, Российской Академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московским университетом имени В.Кикотя МВД России и Всероссийским Институтом повышения квалификации МВД России, Полицейской Службой Евросоюза (Европол, Бельгия) и Полицейской Академией Аппельдорн (Нидерланды).

    Также, в Послании определены меры по развитию науки и инноваций. В этой связи хотелось бы отметить создание в Филиале специализированного Ученого совета по специальности «Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности». В Филиале осуществляют свою деятельность 43 преподавателя, из них 4 доктора и 11 кандидатов юридических наук, 1 профессор и 6 доцентов.

    В Послании руководитель страны говорит о необходимости создания открытой системы отбора кадров и приема на работу. Заметим, что все преподаватели и работники Филиала были приняты на работу по итогам конкурсного отбора, в ходе которого кандидаты отвечали на вопросы, указанные в выбранных ими билетах, перед комиссией.

    В этой связи, хотелось рассказать об опыте конкурсного отбора кадров в международных организациях, на основе личного опыта работы в Программе Развития ООН. В ПРООН информация о всех вакансиях открыто размещается на специальном сайте международной организации, с указанием требований по каждой вакансии (уровень образования, стаж работы, специальность, владение навыками ИКТ и иностранными языками, крайний срок подачи заявки и т.д.). Причем, указывается, что женщины и инвалиды при прочих равных условиях пользуются преимуществом. Там же прилагается электронная форма заявки, которую необходимо заполнить кандидатам.

    Поданные заявки изучаются комиссией в составе 2 опытных работников ПРООН и отбираются кандидаты, соответствующие указанным требованиям. Отобранные кандидаты приглашаются на письменный тест. Кандидатам представляются одинаковые вопросы, которые могут быть на разных языках, в соответствии с требованиями по вакансии. Кандидаты на компьютерах пишут свои ответы на вопросы (при необходимости в онлайн режиме), которые в зашифрованном виде, без указания своих имен и фамилий, сдают в отдел кадров. Письменные ответы также оцениваются по балльной системе комиссией в составе 3 опытных работников ПРООН. По итогам письменного теста определяются кандидаты на заключительный этап конкурсного отбора – интервью/собеседование. Интервью проводится комиссией в составе 5 опытных работников ПРООН, каждый из которых задает свой вопрос кандидатам, причем вопросы могут быть на разных языках, в соответствии с требованиями по позиции. Вопросы кандидатам должны быть схожими. Ответы кандидатов также оцениваются по балльной системе, суммированием баллов определяется лучший кандидат на позицию, а также кандидат №2, который может быть отобран без проведения конкурса в случае отказа кандидата №1. Отобранный кандидат заключает годичный контракт с ПРООН с указанием его прав, обязанностей, зарплаты и других деталей. Внедрение подобной системы отбора кадров будет являться эффективным средством борьбы с коррупцией.

    Дилшод Исраилов.
    Заместитель декана Специализированного филиала ТГЮУ.