Интернет - это, безусловно, одно из самых глобальных открытий в истории человечества, сравнимое по масштабам и значимости с изобретением книгопечатания. Глобальная сеть поистине совершила переворот в технологическом прогрессе, создав для каждого из нас, бескрайние возможности познания, получения новых знаний и информации.
Однако, как справедливо отмечали мудрецы, любое явление имеет две стороны. И если полезность Интернета в освоении новинок техники и компьютерных технологий, безусловно, обществом востребована и полезна, то увлечение молодого поколения - детей с раннего возраста Интернетом, имеет в обществе неоднозначную оценку.
Действительно, общение в Интернете, онлайн-игры стали неотъемлемой частью жизни многих детей. Притом, увлечение ребенка компьютером, виртуальными играми часто настораживает многих родителей и вынуждает определиться с четкой позицией: как относиться к увлечению ребенка компьютером.
Анализ реакций родителей на желание ребенка иметь дома компьютер, подключенный к сети Интернет, можно разделить на три формы:
Первое, это родители, которые вполне отдают себе отчет в том, что иметь дома компьютер и Интернет, уметь им пользоваться - это не прихоть, а веяние времени, поскольку информатизация нашей жизни становится привычным делом и без знаний в этой области, ребенку будет сложно в информационном обществе.
Вторую категорию составляют родители, которые, к сожалению, зачастую не осознают серьёзность проблемы, пуская желание ребенка «посидеть в Интернете» на самотек и тем самым, допустив уход ребенка в виртуальные сети. Часто, они, отвечая на вопрос, чем увлекаются их дети, гордо говорят: “Компьютерами. Он за ним круглые сутки сидит!”. По-видимому, они полагают, что ребёнок познает мир, изучает новое и полезное (лишь бы не курил, не пил, наркотики не употреблял).
Третью группу составляют родители консервативных взглядов, для которых персональные компьютеры, Интернет - это баловство, несерьезные вещи, а для ребенка, тем более - ненужное, отвлекающее от воспитания зло.
Мы, вполне искренне разделяя переживания родителей, должны также осознать один факт: бороться и противиться естественному интересу детей бесполезно, поскольку в такой ситуации можно потерять доверие и уважение ребенка.
Кроме того, не вступая в полемику ни с одной из категорий родителей, мы предлагаем лишь беспристрастно оценить, как преимущества, так и негативные стороны доступа детей к Интернету.
Итак, в чем же для детей польза компьютеров, гаджетов и глобальной сети?
Образовательные ресурсы: Доступ к онлайн-курсам, электронным книгам, видеоурокам и образовательным играм расширяет возможности обучения и делает его более увлекательным.
Развитие цифровой грамотности: Освоение технологий с раннего возраста помогает детям стать уверенными пользователями цифровых инструментов, что важно в современном мире.
Творческое самовыражение: Приложения для рисования, музыки, программирования и написания текстов позволяют развивать творческие способности и воображение.
Улучшение когнитивных навыков: Развивающие игры и программы способствуют развитию логического мышления, памяти и навыков решения проблем.
Социальное взаимодействие: Платформы для общения помогают поддерживать связи с друзьями и семьей, а также развивать навыки коммуникации.
Доступ к культурному и научному контенту: Интернет позволяет изучать различные культуры, языки и научные открытия, расширяя кругозор ребенка.
Персонализированное обучение: Технологии позволяют адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности и темп обучения каждого ребенка.
Подготовка к будущей карьере: Раннее знакомство с технологиями может пробудить интерес к профессиям в области науки, технологии, инженерии и математики.
Теперь, перейдем к минусам, наличие которых нельзя отрицать.
Зависимость от экранов: Чрезмерное время, проведенное за гаджетами, может привести к развитию зависимости и снижению интереса к другим видам деятельности, таким как спорт или чтение.
Проблемы со здоровьем: Длительное использование устройств может вызвать утомление глаз, головные боли, нарушение осанки и снижение физической активности.
Нарушение сна: Синий свет от экранов влияет на выработку мелатонина, что может привести к трудностям с засыпанием и нарушению режима сна.
Кибербуллинг и онлайн-угрозы: Дети могут столкнуться с оскорблениями, травлей или нежелательным контентом в интернете, что негативно сказывается на их эмоциональном состоянии.
Доступ к неподходящему контенту: Без надлежащего контроля дети могут наткнуться на материалы, не предназначенные для их возраста, включая насилие или ненормативную лексику.
Риск для конфиденциальности: Незнание правил безопасности может привести к раскрытию личной информации и уязвимости перед мошенниками.
Снижение социальных навыков: Избыточное использование технологий может ограничивать живое общение и мешать развитию социальных и коммуникативных навыков.
Снижение концентрации внимания: Быстро меняющийся цифровой контент может отрицательно влиять на способность ребенка сосредотачиваться на длительных задачах.
Влияние рекламы: Дети могут подвергаться агрессивной рекламе, что способствует формированию материалистических ценностей.
Недостаток критического мышления: Без надлежащего руководства дети могут принимать информацию из интернета за правду без проверки ее достоверности.
Нарушение семейных отношений: Постоянное использование гаджетов может снижать качество времени, проводимого с семьей, и препятствовать установлению близких отношений.
Риски для психического здоровья: Социальные сети и онлайн-сравнения могут привести к снижению самооценки и развитию тревожности или депрессии.
В целях ознакомления с мнением подписчиков нашего телеграмм-канала (@salayevilmiymaktab), мы провели небольшой блиц-опрос, попросив ответить на вопрос, следует ли запретить ребенку пользоваться гаджетами, компьютером или сетью Интернет. По итогам опроса, 56% респондентов ответили, что нельзя запрещать, но возможно ограничение в использовании гаджетов, разумный контроль, 32% респондентов заявили о поддержке инициатив по полному запрету пользования детьми смартфонов, гаджетов и сети Интернет, 9% респондентов указали, что для того, чтобы определиться окончательно, нужно провести глубокие исследования. Для информации, хотим указать, что во многих странах, например, Бельгии, Испании и Великобритании, Нидерландах, Италии, Китае и Португалии, Греции смартфоны запрещены в школах, но только во время занятий.
В заключение, отметим, что на наш взгляд, разумным видится создание законодательных норм, регламентирующих прагматичный контроль использования ребенком гаджета, сети Интернет. Невозможно остановить прогресс, динамично развивающийся мир требует от современного человека владения информационными технологиями, но, родители в силах установить разумные рамки для своих детей, чтобы Интернет и компьютерные технологии стали полезным игровым дополнением, а все негативные аспекты были за пределами хрупкого детского восприятия.
Нодирбек Салаев,
профессор ТГЮУ.