Стартап-экосистема: как обеспечить выход на новый уровень

    Цифровизация 2 июля 2022 1146

    Стартап - молодая компания, которая с помощью новых технологий решает существующие проблемы и меняет устоявшиеся практики ведения бизнеса. Благодаря этому за пять - десять лет коллектив из трех - пяти человек может превратиться в корпорацию с многомиллиардной стоимостью. Так, Facebook, Instagram, Telegram, Tesla, SpaceX, Apple, Microsoft, Яндекс и многие другие известные предприятия начинались как стартапы. И чаще всего они создаются на базе IТ-решений.

    Все ведущие государства мира сейчас активно содействуют стартапам и создают благоприятную среду для расположения их локальных офисов, развития сообщества предпринимателей. Это в свою очередь позволяет привлекать большой капитал в страну, растить высоко­оплачиваемые кадры, организовывать рабочие места, улучшать качество жизни жителей страны.

    Развитие стартапов невозможно без привлечения финансирования от венчурных фондов и так называемых бизнес-ангелов (частные инвесторы, которые вкладывают средства на ранней стадии развития компании). Благодаря их инвестициям IТ-компания может превратиться в процветающий бизнес, а сами инвесторы на этом очень хорошо зарабатывают.

    Например, компания Miro.com из Перми (Россия) в 2017 году привлекла 1,3 млн долларов и вышла со своим продуктом на рынок США. Сейчас в предприятие инвестировано 476 миллионов долларов, а его стоимость составляет 17 миллиардов. Бизнес-ангел, который пять лет назад вложил в Miro 25 тысяч долларов, заработал 65 миллионов.

    В Узбекистане уже есть несколько бизнес-ангелов и венчурных фондов, но для развития экосистемы нужны сотни. Чтобы узбекистанские стартапы могли привлекать деньги зарубежных инвесторов, в них сначала должны вложиться локальные. Таким инициативам необходимо начать продажи на зарубежном рынке. Именно так развивается данная отрасль в Армении, Израиле, Сингапуре, Чили, Эстонии и многих других странах.

    Сегодня в республике тысячи людей имеют потенциал и возможности стать бизнес-ангелами. Но их необходимо обучить, собрать в сообщество, дать возможность принять участие в нескольких мероприятиях высокого уровня по данному профилю, сделав их деятельность почетной.

    Для развития экосистемы нужны и сами стартапы. Сейчас Технологический парк программных продуктов и информационных технологий (IT Park) насчитывает около 600 компаний. Это хороший результат для трех лет деятельности, но для успешного развития сектора нужно десять тысяч стартапов. Этого можно добиться, если 20 миллионов человек хотя бы один раз услышат слова «стартап», «венчурный фонд», «бизнес-­ангел», если эти понятия станут такими же повсеместными, как IТ.

    По статистике один-два процента из этих 20 млн начнут глубже изучать вопрос, смотреть видеоролики по этой теме, проходить специализированные курсы (например, на данный момент таким акселератором номер один в мире считается startupschool.org от Y Combinator), пробовать создавать собственные продукты. В результате можно побудить 200 тысяч человек делать стартапы. Полезно также переводить на узбекский язык видео и книги по теме.

    За четыре месяца активного сотрудничества с IT Park, общения с местными фондами, коворкингами, IТ-компаниями и частными инвесторами провел порядка десяти мероприятий и пообщался со многими местными инициа­торами стартапов. Почти все они находятся на ранней стадии (pre-seed), на которой практически невозможно привлечь инвестиции от зарубежных венчурных фондов. Но главный вопрос заключается в том, что локальные проекты ограничиваются только Узбекистаном, в лучшем случае предполагается их выход в соседние государства. В свою очередь зарубежному инвестору важно, чтобы предприятие работало на рынке размером более одного миллиарда долларов.

    Стартапам Узбекистана с первого дня работы важно ставить амбициозные цели и максимально быстро начать экспортировать свою продукцию в США, Европу, Индонезию, Индию, Латинскую Америку и другие государства. Это единственный способ построить большую компанию и привлечь зарубежное финансирование. Чтобы начать продавать на заграничном рынке, необходимо участвовать в мероприятиях международного уровня, общаться с зарубежными клиентами, найти наставников в других государствах, пройти один из ведущих акселераторов (среди них можно выделить ycombinator.com, techstars.com, alchemistaccelerator.com, skydeck.berkeley.edu, 500.co).

    Чтобы создать стартап, нужно сначала придумать идею и собрать команду. Часто проекты рождаются в IТ-аутсорсинговых компаниях (занимающихся IТ-разработкой на заказ), когда несколько зарубежных клиентов подряд обращаются за одним и тем же решением.

    В Узбекистане уже развивается рынок аутсорсинга бизнес-процессов (BPO) для логистики, но необходимо, чтобы также развивался рынок IТ-аутсорсинга. Благодаря этому местные кадры сферы смогут трудоустроиться, получить опыт работы и лучшие международные практики ведения бизнеса. Позже часть этих людей запустит успешные стартапы. Так, например, развивается стартап-рынок в Армении и Кыргызстане.

    Многим стартапам также не хватает знаний и навыков по проведению тестирования будущего продукта на востребованность с помощью потенциальных потребителей, построению MVP (Minimum Viable Product - тестовая версия товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций, которая несет ценность для конечного потребителя), расчету UNIT-экономики и другим передовым практикам. Например, в России с целью решения данного вопроса Фонд развития интернет-инициатив несколько лет назад запустил преакселератор - программу для всех желающих, которая обучает основным методикам развития стартапа.

    В Узбекистане проводится ряд курсов по обучению программированию. Но для успешного развития бизнеса требуются продакт-менеджеры, проджект-­менеджеры, системные администраторы, маркетологи, специа­листы по продажам с опытом работы на международном рынке. Не каждый способен работать программистом, но в IТ гораздо больше востребованных профессий. Особенно значимы должности продакт-менеджеров и специалистов по продажам, потому что из них вырастают IТ-предприниматели. Для развития сектора также важно обучение этих кадров.

    Обычно для развития стартап-­экосистемы нужны первые успешные примеры. В Эстонии им стал Skype, в Румынии - UiPath, в Армении - PicsArt. Такие компании показывают другим возможность построе­ния большого предприя­тия в их стране, привлекают интерес зарубежных инвесторов к государству, становятся источником новых стартапов, инвестиций и ценных специалистов.

    Чтобы в Узбекистане появилась такая первая история успеха, ее должен сделать опытный предприниматель или человек с большим опытом работы в корпорации. Чем больше практики в ведении бизнеса, чем шире кругозор, тем выше шансы построить многомиллиардную компанию.

    Обычно такие эксперты добились всех поставленных задач на текущем месте работы и хотят дать старт международному проекту. Например, после того как предприниматель из Казахстана, основавший компанию electroneek.com, получил финансирование, он начал развиваться на рынках США, Латинской Америки и Индии и уже привлек 23 млн долларов.

    Для успешного развития стартап-­сектора также важно во­влечение в сектор женщин. Это позволяет компаниям делать более оригинальные решения и строить сильные команды. Например, 26 июня выступил в качестве члена жюри хакатона Computer Vision AI Challenge в Ташкенте. Самые сильные презентации проектов, на мой взгляд, были у команд, в которых участвовали девушки (кстати, первое место заняла именно такая).

    Кроме того, во всем мире активно развивается движение Women in Tech по привлечению женщин в технологический сектор. Запускаются специализированные программы акселерации, а также фонды, которые инвестируют в стартапы с девушками-­основательницами. Таким проектам сегодня проще выйти на клиентов-иностранцев, найти менторов или попасть в зарубежный акселератор.

    * * *

    Подводя итог, можно прийти к одному очевидному выводу. Чтобы создать проект, нужно потратить немало времени и сил, и не всегда в конце последует успех. Но когда за стартапом стоит человек с правильной и актуальной идеей, пониманием сферы и рынка, то положительный результат не заставит себя ждать.

    Денис Калышкин.
    Инвестиционный директор американского венчурного фонда I2BF Global Ventures, партнер IT Park.

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates