Важный вопрос -участие институтов гражданского общества в государственном управлении

    Выборы 13 октября 2021 1430

    Статьи в поддержку кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Народно-демократической партии Узбекистана Максуды Варисовой.

    Испокон веков в Узбекистане действуют общественные и гражданские институты, в основном действующие в виде органов самоуправления - махалли. Сегодня в нашей стране существует законодательная база, полностью отвечающая общепринятым принципам и нормам международного права, а также необходимые условия для эффективной деятельности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.

    В результате институты гражданского общества становятся не только социальными партнерами государственных органов, но и структурой, осуществляющей общественный контроль над их деятельностью.

    Безусловно, это укрепляет конституционные права граждан на участие в управлении общественными и государственными делами, обеспечивает открытость и прозрачность государственных органов и усиливает подотчетность должностных лиц общественности. С этой целью в 2018 году был принят Закон Республики Узбекистан «Об общественном контроле». Кроме того, Указ Президента «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны» и постановление Президента «О дополнительных мерах по повышению эффективности общественного контроля за проводимыми реформами в социально-экономической сфере, а также активности граждан в осуществлении демократических преобразований в стране» служат повышению роли институтов гражданского общества в республике.

    В результате представители общественности уже перешли на разные новые современные формы контроля над деятельностью высокопоставленных чиновников. Сегодня неправомерное поведение каждого из них широко обсуждается в обществе, в том числе в социальных сетях. Посредством телепрограмм и ток-шоу население поднимает актуальные вопросы непосредственно перед официальными лицами. Благодаря этому государственные органы стали более открытыми для народа, а их деятельность находится под пристальным вниманием общественности.

    Народно-демократическая партия Узбекистана поддерживает эти реформы и привержена дальнейшему развитию свободного гражданского общества в нашей стране. Для этого необходимо развивать систему махалли как наиболее эффективную и справедливую форму решения проблем населения, обеспечивать ее полноценное участие в решении административных, социальных, культурных и других вопросов.

    Сегодня задачи и функции махалли расширяются, на нее возлагается большая ответственность за обеспечение стабильности социально-духовной среды. Создаются новые правовые рамки для регулирования системы. Однако есть вопросы, связанные с работой с обращениями, выявлением и решением проблем населения. Необходимо активизировать усилия, чтобы исполнительные органы в регионах работали в тесном и гармоничном взаимодействии с населением.

    В прошлом общественные комиссии на общественных собраниях действовали только для галочки. Хотя представители правительственных и неправительственных организаций, связанных с махаллями, входили в состав различных комиссий, все же они очень редко посещали заседания, а отчеты готовились поверхностно. Не было четкого механизма контроля и улучшения их деятельности.

    За последние пять лет кардинально усовершенствован институт махалли, налажена эффективная система сотрудничества по принципу «махалля - сектор - Народная приемная - махалля» для выявления и решения проблем населения. Приняты комплексные меры по созданию надежного «моста» между местным населением и государством, поддержке семьи и женщин.

    Внедрение новой системы работы с населением под названием «махаллабай» и мер по дальнейшей поддержке предпринимательских инициатив населения, в том числе «железной», «женской» и «молодежной» тетрадей, оценивается положительно. Эта система уникальна тем, что решает самые насущные проблемы населения, включая безработицу и бедность.

    Одним словом, роль и значение института махалли в обществе возросли, а отношение населения и институтов гражданского общества к нему также изменилось в положительную сторону.

    Народно-демократическая партия Узбеки­стана выдвигает ряд предложений, считая обеспечение участия институтов гражданского общества в жизни социума и государственном управлении важной задачей. В частности, предлагается расширить участие институтов гражданского общества в открытом и конструктивном обсуждении законов и правовых документов, результатов деятельности госорганов. Это уменьшит вероятность разных толкований закона и повысит принципы открытости и прозрачности в государственном управлении.

    В нашей предвыборной программе предлагается широкое развитие социального и государственно-частного партнерства между госучреждениями и институтами гражданского общества. Это касается учас­тия институтов гражданского общества в комплексе реализуемых в нашей стране мер по развитию малого и семейного бизнеса, частного предпринимательства и ремесленничества как важного направления трудо­устройства.

    Также важно наладить здоровый образ жизни среди молодежи, сформировать в ней желание построить здоровую и крепкую семью, защитить от угроз и влияния массовой культуры.

    Мы продолжим работать над созданием благоприятных условий для образования и воспитания людей с ограниченными возможностями, обучать их профессиям, повышать их юридические знания, укреп­лять их общества и организации. Также нам необходимо активизировать и повысить эффективность проводимой работы по поддержке наиболее уязвимых слоев населения.

    Перед нами стоит задача - повысить уровень прямого участия институтов гражданского общества и граждан в реализации общественного контроля и социальных проектов, а также в государственном управлении.

    Так как будущее страны принадлежит молодежи, которая составляет более 60 процентов населения страны, необходимо привлекать талантливую молодежь к работе в системе политических партий и других институтов гражданского общества.

    Мы считаем, что государственным органам необходимо выявлять проблемы, влияющие на социальное настроение населения, внедрять современные методы социальной диагностики, которые обеспечат их эффективное решение.

    Аброр Курбанов.
    Заведующий отделом Центрального Совета
    Народно-демократической партии Узбекистана.

    Приоритеты формирования гражданского общества

    Одним из ключевых программных приоритетов НДП Узбекистана, нашедших отражение в предвыборной программе кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Народно-демократической партии Узбекистана Максуды Варисовой, является формирование в стране свободного гражданского общества. Стоит отметить, что гражданское общество - это не только и не столько сумма разных общественных институтов, а в еще большей степени - сообщество людей, обладающих развитой гражданской культурой. Появление такой культуры - одна из важнейших и непростых задач формирования гражданского общества.

    Гражданская культура демократического общества складывается из свободно избранной деятельности отдельных личностей и групп. Граждане в свободном обществе стремятся к удовлетворению собственных интересов, используют свои права и берут на себя ответственность за свою жизнь. Они самостоятельно принимают решения касательно того, где работать, какой деятельностью заниматься, где жить, вступать ли в политическую партию и так далее. Все это - личные решения, которые в свою очередь имеют большое общегражданское значение.

    Высокий уровень гражданской культуры человека определяется не только знанием и осознанным осуществлением гражданских прав, но и принятием человеком гражданских обязаннос­тей и ответственности. Как минимум граждане должны быть информированы о сущности проб­лем, стоящих перед обществом и пользоваться своим активным избирательным правом, чтобы со знанием дела голосовать за кандидатов в выборные органы власти.

    В этом заложен главный смысл формирования развитого гражданского общества. Создавая необходимые гарантии для соблюдения фундаментальных прав и свобод человека, общество само формирует активных граждан, осознанно и ответственно осуществляющих свои гражданские права в целях достижения как собственного, так и всеобщего блага.

    Именно человек, благополучие которого является главной целью демократических преобразований, одновременно выступает их главной движущей силой.

    Что же необходимо для формирования активной гражданской позиции членов общества?

    Как известно, одним из главных факторов, определяющих поведение любого человека, является степень удовлетворенности его первостепенных жизненных интересов и потреб­ностей.

    Прежде всего это - коммунальные и материальные интересы: обеспеченность жильем, достаточный уровень доходов для удовлетворения потребности в полноценном питании, необходимых предметах домашнего обихода, одежды и обуви, качественных коммунальных услугах.

    Непосредственно к этому присоединяются и социальные интересы: получение образования и профессии, квалифицированной медицинской помощи, достаточный уровень социальных страхования и обеспечения.

    Определяющее значение для гражданской активности имеют и экономические интересы, а именно уровень трудовой занятости, соответствующий образованию и квалификации, а также обеспечивающий достойную оплату труда, возможность проявления личной экономической активности и так далее.

    Как правило, только при полноценном удовлетворении всех этих потребностей и интересов человек начинает задумываться о своей гражданской позиции и проявлять ее через разные гражданские институты.

    Таким образом, задачи по формированию гражданского общества должны решаться в тесной взаимосвязи с проведением сильной социальной политики и формированием социально ориентированной экономики.

    Как показывает опыт развитых демократических государств, естественную основу исторически сложившегося в них гражданского общества составляет средний класс. Его преобладание (от двух третей и более) в социальной структуре общества является надежным гарантом устойчивого развития большинства европейских стран.

    Говоря о среднем классе, принято считать, что он формируется из представителей малого и среднего бизнеса и частного предпринимательства. Однако это вовсе не так. По классификации Всемирного банка к среднему классу прежде всего относятся лица, занятые на стабильных рабочих местах, обеспечивающих оплату труда, не менее чем в 1,5 раза превышающую прожиточный минимум.

    Но вопрос преодоления бедности и перевода малообеспеченных слоев населения в категорию среднего класса формирование гражданской культуры и гражданской активности населения не решит. Поэтому важным представляется развитие разных форм гражданского участия людей в решении социальных и экономических задач, отвечающих их социальным интересам.

    Одним из эффективных направлений ее решения является внедрение в деятельность представительных органов власти и органов самоуправления граждан современных методов социальной диагностики. Это позволит заблаговременно выявлять проблемы, влияющие на социальные настроения населения. А непосредственное вовлечение людей в процессы общественных обсуждений и экспертизы путей решения соответствующих задач будет способствовать развитию их гражданской активности.

    Важно при этом также обеспечивать активное участие молодежи в общественно-политической жизни страны.

    На решение задач формирования свободного гражданского общества именно с этих позиций и направлены соответствующие приоритеты предвыборной программы кандидата в Президенты Республики Узбекистан Максуды Варисовой.

    Михаил Ельшов.
    Главный консультант Центрального Совета
    Народно-демократической партии Узбекистана.

    Данный материал опубликован в газете «Правда Востока» № 203 от 13 октября в рамках предвыборной агитации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан на бесплатной основе.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates