Век инноваций и прогресса: повышение качества высшего образования

    Прочным фундаментом реализации масштабных реформ всегда служат профессиональные и квалифицированные кадры. Будь то сфера экономики, промышленности, культуры, спорта и здравоохранения - компетентные специалисты востребованы всегда и везде. При этом нельзя отрицать тот факт, что система подготовки кадров в нашей стране на протяжении долгих лет находилась не на должном уровне. Вузы Узбекистана сталкивались с такими проблемами, как коррупция, нехватка преподавателей, низкий научно-исследовательский потенциал и слабая материально-техническая база.

    С началом преобразований ситуация стала меняться в корне. Совершенствование системы высшего образования находится в фокусе внимания главы государства. В ходе Послания парламенту 24 января этого года Президент сказал: «…мы поставили перед собой цель войти в ряд развитых государств и сможем достичь ее, только проводя ускоренные реформы, опираясь на науку, просвещение и инновации. Для этого нам прежде всего необходимо воспитать кадры новой формации, выступающие инициаторами реформ, обладающие стратегическим видением, глубокими знаниями и высокой квалификацией».

    В Указе главы государства «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года определен ряд задач по совершенствованию сферы высшего и среднего специального образования. Предусмотрены работы по укреплению материально-технической базы учреждений, строительство новых, а также реконструкция и капитальный ремонт существующих вузов, оснащение их современным учебным и лабораторным оборудованием, компьютерной техникой и методическими пособиями.

    Стоит отметить, что высшее образование Узбекистана развивается в последние годы быстрыми темпами. Результат налицо - если в 2016 году по республике насчитывалось 77 высших образовательных учреждений, то сегодня вместе с филиалами их количество уже более 115. А среди молодежи наблюдается огромное стремление стать дипломированными специалистами. Так, в этом году для обучения в вузах страны выделено 162 364 места в бакалавриате и 10 425 - в магистратуре. В высшие учебные заведения приняты документы на поступление в бакалавриат от 1 миллиона 484 тысяч абитуриентов, что на 39 процентов больше, чем в прошлом году. На одно студенческое место сегодня претендуют 10,6 человека. На поступление в магистратуру документы подали 78 720 человек, что в три раза больше, чем в 2019-м. В целом квоты приема увеличены втрое по сравнению с 2016 годом. Такие меры направлены на повышение доступности высшего образования для молодежи и увеличение охвата юношей и девушек.

    Опыт развитых зарубежных государств показывает, насколько оправданы могут быть инвес­тиции в образование и подготовку кадров. Именно поэтому в последние годы отечественными вузами установлено тесное сотрудничество с рядом иностранных университетов, научно-исследовательских институтов, разных организаций, оказывающих поддержку во внедрении передовых методик обучения. С целью совершенствования подготовки кадров и охвата высшим образованием увеличены квоты по направлениям бакалавриата и магистратуры, открыты заочная и вечерняя формы обучения. Кроме того, за последние несколько лет в Узбекистане появился целый ряд новых филиалов зарубежных вузов, факультетов, открытых совместно с иностранными университетами и институтами. Активизация международного сотрудничества в сфере позволила дать старт программам двойных дипломов совместно с вузами зарубежных стран, что служит большим преимуществом для выпускников.

    Сегодня в стране успешно функционирует ряд филиалов ведущих зарубежных вузов, вносящих большой вклад в отечественную систему подготовки кадров. Вместе со знакомыми всем Университетом Инха, Туринским политехническим и Вестминстерским университетами и другими за последние годы начали работу филиалы университетов Пучон (Южная Корея) и Амити (Индия), Московского государственного института международных отношений, Технического института Ёджу (Южная Корея). Наряду с отечественными вузами они вносят посильный вклад в развитие образования в Узбекистане.

    Руководителем страны поставлена задача по повышению доступности и охвата молодежи высшим образованием. Сейчас в условиях рыночной экономики, вхождения республики в состав различных международных институтов и организаций молодые специалисты, кадры новой формации играют важную роль на пути достижения высоких показателей. Упор делается на обеспечение максимальной взаимосвязи теории и практики. Полученные в период обучения знания и навыки выпускник должен непременно применять в дальнейшем и на практике. Цель такого подхода - обеспечить юношей и девушек такими знаниями, которые обязательно пригодятся им в работе и помогут стать востребованными специалистами, уже по окончании бакалавриата владеющими определенным набором компетенций. Это объясняется тем, что переход Узбекистана на путь инновационного развития предполагает формирование принципиально нового типа работников. Они должны соответствовать требованиям наукоемкой экономики и национальной системы квалификаций.

    Сейчас в сфере действует прочная правовая база, десятки Указов и постановлений Президента и правительства приняты за последние несколько лет. Основным документом, призванным коренным образом реформировать сферу стало постановление главы государства «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017-го. Вместе с ним утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы, включающая ряд мер, нацеленных на укрепление и модернизацию материально-технической базы вузов, оснащение их современным лабораторным оборудованием и средствами ИКТ. А в утвержденной Концепции развития системы высшего образования, реализация которой рассчитана до 2030 года, предусмотрено развитие государственно-частного партнерства в сфере, повышение уровня охвата высшим образованием более 50 процентов на основе организации в регионах деятельности государственных и негосударственных вузов, создания здоровой конкурентной среды.

    В целях эффективной реализации начатых в сфере высшего образования реформ 11 июля 2019-го Президент подписал Указ «О мерах по реформированию управления в сфере высшего и среднего специального образования». Документ направлен на создание необходимых условий для организации учебного процесса в соответствии с международной практикой, внедрением современных педагогических технологий и методов обучения. Предусмотрено совершенствование учебных планов и программ, которые послужат переходу системы подготовки кадров на новый уровень.

    Как известно, повсеместное распространение COVID-19 внесло существенные коррективы во все сферы, включая образование. В нынешнем году проведение вступительных испытаний в вузы будет проходить в ином формате. В связи с этим 6 августа Президент провел совещание по вопросам организации приема в высшие образовательные учреждения и подготовки к 2020/2021 учебному году. Глава государства поставил перед профильными ведомствами задачу тщательно подготовить условия для сдачи экзаменов с целью недопущения распространения коронавируса. Лидер страны подчеркнул, что необходимо определить время проведения тестовых испытаний исходя из заключения Министерства здравоохранения и СЭС об эпидемиологической ситуации, обеспечить безопасность здоровья населения.

    В период пандемии коронавируса особую востребованность получили современные формы обучения и средства ИКТ. Для организации дистанционных занятий есть все необходимые инструменты и программы, а сама практика имеет ряд преимуществ. К примеру, в онлайн-формате отсутствует бумажная волокита, а сам процесс становится более оперативным и оставляет студенту больше времени на саморазвитие. Сейчас достаточно загрузить учебный материал - и ребята получают к нему безграничный доступ, что очень удобно. В целом дистанционное обучение позволяет лучше познавать возможности ИКТ, которые сегодня активно внедряются в образовании. Это называют одним из главных достоинств онлайн-обучения.

    Глава государства неоднократно заявлял, что именно наука должна стать точкой опоры развития страны, а научные исследования служат фундаментом прогресса всех сфер экономики и промышленности. Без современных инновационных разработок невозможно развитие производства. И так как передовые решения ученых должны стать более востребованными, необходимо создать условия для реализации потенциала молодежи. Так, в соответствии с постановлениями Президента заметно повышены размеры базовых должностных окладов педагогов вузов, руководящих и научных работников научно-­исследовательских учреждений, участвующих в реализации фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ. Такое внимание руководства страны отражает стремление укрепить кадровый потенциал Узбекистана, вернуть сферам образования и науки былые статус и престиж.

    * * *

    Текущий 2020-й объявлен в стране Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики, исходя из чего перед сферой высшего образования поставлены масштабные задачи, реализация которых должна проходить поэтапно и приносить достойные плоды. Как отметил глава государства: «Мы обязаны создать все условия для нашей молодежи, которая стремится к получению высшего образования, самосовершенствованию, хочет связать свою жизнь с наукой. Поэтому мы доведем охват выпускников школ высшим образованием как минимум до 25 процентов в 2020 году и до 50-60 процентов в перспективе». Такие усилия по совершенствованию высшего образования имеют важное значение для развития экономики, укрепления позиций наших специалистов на рынке труда как в пределах страны, так и за рубежом, поднятия всех сфер на качественно новый уровень.

    Евгения Юн.
    «Правда Востока».