баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    Визитная карточка текстильной отрасли

    Промышленность 2 июня 2021 145

    Как известно, недавно вступила в силу специальная система преференций Европейского союза для устойчивого развития и эффективного управления (GSP+) для Узбекистана.

    Наша страна, до этого являвшаяся полноправным участником программы GSP, могла без таможенных пошлин экспортировать на рынки Европейского союза (ЕС) 3000 наименований товаров и свыше 3200 - по льготным ставкам. Перед присоединением государство должно было выполнить определенные условия. В частности, ратифицировать и эффективно выполнять 16 международных конвенций о правах человека и об основных трудовых стандартах, 11 конвенций в области охраны окружающей среды и эффективного управления - всего 27.

    Зарубежные эксперты признают, что присоединение Узбекистана к системе специальных преференций ЕС принято по инициативе Президента нашей страны с учетом практических результатов масштабных реформ и новшеств в целях формирования демократического государства с сильными институтами государственного управления и гражданского общества, либерализации экономики. Это, во-первых, дает инвесторам стран ЕС и представителям частного сектора мощный импульс для реализации перспективных проектов в республике. А во-вторых, обеспечивает прочную основу для диверсификации и интенсивного развития торгово-экономических отношений между Узбекистаном и странами ЕС.

    За последние три с половиной года наше государство полностью выполнило обязательства, связанные с требованиями и принципами системы специальных преференций ЕС.

    Обе стороны выигрывают от этого статуса. Так, Узбекистан как член GSP+ получил дополнительные экономические преференции, полностью отменив тарифы на две трети своих товарных направлений. Это способствует увеличению объемов экспорта и привлечению новых.

    Конкуренция на большом рынке

    Уровень использования льгот в рамках GSP, который использовался в Узбекистане до недавнего времени, составил 87 процентов. Сегменты продукции в основном приходились на текстиль и одежду, пластмассы, кожевенно-­обувные товары, а также фрукты и овощи, бахчевые и другие сельскохозяйственные продукты.

    Сегодня в ЕС живут свыше 450 миллионов человек. Согласно данным, страны - члены союза ежегодно импортируют одежду на 177 млрд евро, белье, подушки, одеяла, полотенца и другие предметы домашнего обихода - на 147 млрд евро, кожевенную и кожевенно-обувную продукцию - на сумму свыше 70 млрд евро со всего мира.

    Если сосредоточиться на структуре текстильной и кожевенно-обувной промышленности нашей страны, становится понятным, что объемы производства и экспорта этих отраслей растут. В прошлом году отраслевыми предприя­тиями на мировой рынок отправлено товаров на 1,9 млрд долларов. Но только 74 млн долларов пришлись на европейские рынки.

    Узбекистан стал девятой страной, получившей статус GSP+. Эксперты, анализируя деятельность государств, пользующихся этой привилегией, обращают внимание на то, что теперь основными нашими конкурентами будут Пакистан, Шри-Ланка, Монголия и Бангладеш. Их доля в экспорте текстиля по системе GSP+ составляет не менее 80 процентов от общего объема.

    Как показывают данные, на рынке ЕС немало конкурентов Узбекистана. Среди них Индия, Вьетнам, Индонезия и Камбоджа - крупнейшие производители текстильной продукции в мире.

    На этапе новых возможностей

    В первой декаде мая состоялся форум «Новый Узбекистан - новый текстиль: бенефициар GSP+ в Европейском союзе», посвященный развитию местной текстильной промышленности и продвижению ее продукции на рынке ЕС на основе системы GSP+. Мероприятие организовано Ассоциацией «Узтекстильпром» при поддержке Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ), посольства Узбекистана в Бельгии и Агентства продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан.

    - До сих пор проводили такие конференции в областях Ферганской долины, - рассказывает председатель Ассоциации «Узтекстильпром» Илхом Хайдаров. - Теперь они будут организовываться во всех регионах страны. Цель - объяснить преимущества системы GSP+ ЕС ведущим специалистам предприятий, компаний, частного бизнеса и побудить их воспользоваться предоставленными возможностями.

    Текстильная промышленность - перс­пективная отрасль, поставляющая на внешний рынок готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Так что вопрос о том, какой должна быть визитная карточка отрасли в Европе, - главная тема дня.

    Данный аспект также широко обсуждался на форуме. Подтверждает это участие главы Делегации ЕС в Узбеки­стане, посла Шарлотты Адриан, Чрезвычайного и Полномочного Посла Узбеки­стана в Бельгии Дильёра Хакимова, заместителя посла Германии в Узбекистане Кристофера Фукса, руководителя проекта «Мониторинг третьей стороны» Международной организации труда Йонаса Аструпа, главы группы GSP Hub Виллема ван дер Геста, главы представительства Германского общества по международному сотрудничеству Йорка Пуделька, главы сертификационной компании Control Union Йохана Мариса и других. Они подчеркнули важность преференций GSP+ для страны и европейского рынка, выразили готовность работать в тесном сотрудничестве в этом направлении.

    Действительно, использование системы GSP+ создает дополнительные возможности для увеличения объема товарооборота между ЕС и Узбекистаном. Так, отменены тарифы на ряд важных экспортируемых товаров, в результате чего количество товаров, которые могут быть экспортированы узбекскими производителями, достигло 6200. Это вдвое больше предыдущего статуса и охватывает в GSP+ свыше тысячи позиций по текстильной продукции. Например, ковры, ткани, одежду и другие товары, которые обеспечивают позиции Узбекистана на внешнем рынке.

    Стоит отметить, что в первом квартале 2021 года Ассоциацией «Узтекстильпром» и отраслевыми предприятиями в зарубежные страны реализована продукция на 648,1 млн долларов, а их доля в экспорте республики составила 29 процентов. Рекордный результат предприятия зафиксировали в марте: экспорт продукции превысил 240 млн долларов.

    С внедрением системы GSP+ объем экспорта отрасли, как ожидается, достигнет 142,1 млн долларов в текущем году, 242,2 млн долларов - в 2022-м и 1,2 млрд долларов - к 2025 году.

    Для достижения результатов ассо­циация в сотрудничестве с международными организациями и промышленными предприятиями разрабатывает стратегию экспорта текстильной продукции на рынок ЕС. В связи с этим продолжится проведение тренингов по практическим вопросам сертификации продукции, качества и маркетинга в каждом регионе.

    О будущей эффективности сотрудничества и уверенности в перспективах текстильной промышленности свидетельствует тот факт, что форум организован в онлайн-гибридном формате и объединил на одной платформе наряду с отечественными производителями специалистов профильных предприятий Бельгии, Германии, Испании, Италии, Латвии, Нидерландов, Польши, России и Франции.

    Абдурауф Коржовов.
    Экономический обозреватель.