Если человека учить умело, умно, настойчиво требовательно, то и результат будет соответствующим. Тем более, как отмечает глава нашего государства, в воспитании молодежи спешка недопустима. Необходимо найти подходящие действенные, созвучные современным тенденциям методы воспитания.
Как известно, в сложные годы переходного периода духовно-просветительская среда в общеобразовательных школах оказалась уязвимой. В нынешнем состоянии современного мира, выступающего полем битвы, оружием, по мнению узбекского просветителя Фитрата, должны стать здоровое тело, острый ум и высокая нравственность. Именно поэтому при организации духовно-воспитательной работы в школах по новой системе отдельное внимание обратили на введение единого предмета «Воспитание» на основе объединения таких предметов, как «Национальная идея», «Одобнома», «История религий» и «Чувство Родины».
Духовно-нравственное воспитание стало приоритетным в современном обществе и одним из главных вопросов социальной жизни с приходом понимания, что для успешного обучения учащимся одинаково необходимы знания, навыки и моральные ценности.
Для роста духовно-интеллектуального потенциала, расширения мировоззрения молодого поколения, воспитания гармонично развитых личностей в духе любви и преданности Родине очень важно повышение культуры чтения.
Известный педагог В. Сухомлинский считал, что самое страшное в воспитании ребенка - когда ему не хочется читать. По его мнению, без книги наступает убогость умственной жизни, что ведет к бездуховности. Поэтому обращение к книге - одна из возможностей дать нравственные ориентиры подрастающему поколению.
Эта высокая педагогическая миссия совпадает с приоритетами, которые определены в постановлении главы государства «О программе комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению культуры чтения» от 13 сентября 2017 года, и общегосударственной целью по совершенствованию системы образования для достижения задачи по воспитанию молодежи патриотичными и обладающими высокой духовностью личностями. В связи с этим вспоминается высказывание английского философа Фрэнсиса Бэкона, который сравнивал книги с кораблями мысли, странствующими по волнам времени и бережно несущими свой драгоценный груз от поколения к поколению. Поэтому роль книги неоценима в удовлетворении интеллектуальных и духовно-эстетических запросов населения, особенно в воспитании молодых людей самостоятельно мыслящими, имеющими твердую жизненную позицию, настоящими патриотами с сильным характером, ответственными за порученное дело, за судьбы других, за будущее народа.
В средней общеобразовательной школе № 5 города Навои, где работаю, обучаются 805 учащихся. Минувший учебный год был насыщенным в плане проведения адресных духовно-просветительских мероприятий, направленных на расширение мировоззрения учащихся, воспитание их в духе патриотизма. В частности, в рамках пяти важных инициатив, выдвинутых главой государства, прошли областной и городские семинары, в каждом классе - посвященные важным датам просветительские уроки. Для содержательной организации свободного времени учащихся в школе функционируют 49 кружков и студий, в том числе пять по интересам, четыре - профессиональных, девять - спортивных, кукольный и драматические кружки, в которых занимаются около 90 процентов ребят. Благодаря созданным условиям и возможностям в 2019/2020 учебном году в вузы поступили 39 выпускников нашей школы, или 67,2 процента. Два педагога вошли в число призеров городского этапа смотра-конкурса «Лучший учитель-предметник года». Выпускница школы Сабина Хотамова - чемпионка Узбекистана по курашу и серебряный призер международных соревнований стала студенткой вуза по направлению. Ученик 10-го класса Аббос Хусниддинов занял второе место в национальном чемпионате по греко-римской борьбе, а девятиклассник Темур Нуруллаев выиграл республиканский турнир по боксу.
Заслуживают также внимания достижения учащихся нашей школы в сфере искусства. В частности, семиклассник Рузимурод Орзиев - обладатель Гран-при в качестве сольного исполнителя, ученица 10-го класса Назира Баходирова заняла третье место на республиканском конкурсе «Ёшлар - келажак бунёдкори» в направлении искусства.
Вместе с тем в школе создан кружок «Ёш ижодкорлар», в котором более 50 учащихся под началом квалифицированных педагогов повышают творческий потенциал, занимают почетные места, участвуя в поэтических и творческих конкурсах. Преподаватели родного языка и литературы в разрезе классов раз в месяц реализуют проект «Хар хафтада бир китоб» («Каждую неделю - одна книга»). Проводимые конкурсы сочинений и эссе «Мен ёктирган адабий кахрамон» («Мой любимый литературный герой») способствуют повышению уровня привлечения школьников к чтению.
В нашем общеобразовательном учебном заведении каждый месяц заместитель директора по духовно-просветительской работе и школьный библиотекарь в формате проекта «Китобхон синф» («Читающий класс») организовывают с участием детей и их родителей мероприятия, конкурсы, викторины, тем самым уделяют особое внимание семейному чтению книг. На классных часах и родительских собраниях наиболее активные и талантливые регулярно поощряются.
Ежемесячно среди классов проводятся презентации книг, в ходе которых актив учащихся и их классный руководитель анализируют конкретное литературное произведение и устраивают мини-представления, чтобы привить сверстникам любовь к чтению.
Кроме того, учащиеся и их родители активно участвуют в проводимых в школе книжных марафонах, чем вносят личный вклад в обогащение школьной и классной библиотек. Так, в ходе акции «Китоб совга киламан» («Подарю книгу») библиотечный фонд учебного заведения пополнился 220 экземплярами художественной и детской литературы. На состоявшийся нынешней весной марафон «Мактаб - кутубхона - оила - ташкилот» («Школа - библиотека - семья - учреждение») пригласили родителей, а также бабушек и дедушек наших учащихся. Школьной библиотеке презентовали 710 единиц книжных изданий.
Если мы хотим воспитать духовно-нравственное подрастающее поколение, нужно приобщать детей к чтению. И лучше - к подлинной классике узбекской и мировой художественной литературы, чтобы качественно улучшить их грамотность, интеллект, эмоциональное и духовно-нравственное воспитание и другие составляющие гармоничного развития личности. Поэтому формирование культуры чтения посредством приобщения к книге по-прежнему является важнейшей педагогической задачей работников образования.
Зафаржон Ниязов.
Заместитель директора по духовно-просветительской работе
общеобразовательной школы № 5 города Навои.