Известно, что в большинстве стран, где высоко развита медицина, в системе скорого и неотложного медобслуживания населения используются как платные услуги, так и медицинское страхование. Однако в Узбекистане данная система полностью финансируется из Государственного бюджета. В последующие годы объем средств будет только увеличиваться. В частности, если в 2019 году на лекарства для службы было выделено более 26 млрд сумов, то в 2020-м этот показатель составил свыше 75 млрд сумов.
В последнее время большое внимание уделяется закупке специализированного автотранспорта для отрасли и покрытию потребности регионов в необходимой технике. Так, в 2019-м количество современных автомобилей для оказания услуг скорой медицинской помощи составило 2403 единицы, тогда как в прошлом году их насчитывалось 2746. Большая часть транспортных средств оснащена аппаратами искусственного дыхания, ЭКГ, дефибрилляторами, иммобилизационными шинами. Особое внимание также уделяется внедрению системы GPS, которая обеспечивает удобную связь, быструю маршрутизацию во всех автомобилях скорой помощи. Сегодня в стране на 13 тысяч человек приходится одна специальная служба скорой помощи, в то время как в ряде европейских стран один автомобиль обслуживает в среднем 20-25 тысяч граждан.
- Роль скорой и неотложной медицинской помощи в сохранении жизни и здоровья человека чрезвычайно важна, - отмечает директор Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи Дониёр Алимов. - За прошлый год в службу скорой помощи от граждан поступило свыше десяти миллионов вызовов. В 2020-м наибольшее количество звонков зафиксировано в Ферганской, Андижанской, Ташкентской областях и столице (более миллиона), а наименьшее - в Навоийской области (более 297 тысяч).
Увеличение числа обращений можно объяснить условиями пандемии. В период карантина большинство тех, кто предпочитал не выходить из дома из-за риска быть зараженным COVID-19, чаще вызывали скорую помощь. Кроме того, важным фактором защиты здоровья населения становится и то, что в системе неотложной помощи созданы сall-центры, где врачи при необходимости могут консультировать пациентов по телефону до прибытия машины скорой помощи, давая инструкции находящемуся рядом человеку и тем самым помогая спасти жизнь.
На сегодня уровень обеспеченности скорой помощи врачами вырос до 89 процентов.
Важным руководством для дальнейшего повышения оперативности, качества, эффективности работы в этой сфере, потенциала кадров, широкого применения научных инноваций в медицинской практике служит постановление Президента «О мерах по ускоренному совершенствованию системы экстренной медицинской помощи» от 25 января 2018 года. В результате воплощения в жизнь ряда преобразований постоянное внимание уделяется усилению и налаживанию интеграции между службой скорой помощи и первичной медико-санитарной помощью. В последние годы в некоторых сельских семейных поликлиниках открыты станции скорой помощи. Примерно в 1500 учреждениях первичной медико-санитарной помощи имеются кареты скорой помощи.
- Сегодня в республике количество действующих мобильных выездных бригад составляет 2748 единиц, - продолжает Д. Алимов. - В результате реформ в сфере уровень обеспеченности врачами скорой медицинской помощи по стране составляет в среднем 89 процентов. Уровень обеспеченности услугами среднего медицинского персонала по республике достиг примерно 97 процентов. В 11 регионах этот показатель составляет 100 процентов. Отрадно, что около 13 тысяч врачей, работающих в службе «103», имеют высокую квалификационную категорию. В целом в системе задействовано около 28 тысяч средних медицинских работников, из них 38,7 процента также имеют квалификационную категорию.
В повседневной жизни, увы, приходится сталкиваться с необоснованными вызовами скорой, которые могут зачастую стоить жизни другого пациента. Некоторые часто вызывают скорую помощь для измерения артериального давления, а иногда и укола. По имеющимся данным, есть такие пациенты, которые обращаются в службу «103» чаще двух раз в день. Если привести точные цифры, то в позапрошлом году поступило более 573 тысяч звонков от пациентов с хроническими заболеваниями, а за 11 месяцев прошлого года в этой категории оказаны услуги по 832 тысячам вызовов.
- Фактически пациентам с хроническими заболеваниями выгоднее для их же здоровья обращаться в семейную поликлинику или сельский врачебный пункт в том районе, где они проживают, и продолжать лечение по назначению врача беспрерывно, - отмечает специалист. - Поскольку у персонала скорой помощи нет имеющегося в клинике оборудования для лабораторных анализов и необходимых инструментов, отсутствует возможность осуществить углубленный анализ и лечение во время вызова. Скорая призвана оказывать неотложную и оперативную медицинскую помощь по поводу возникшего состояния, то есть принимаются только меры симптоматического лечения. А за комплексным обследованием куда разумнее обратиться в стационарное учреждение.
В 2020 году около 133 тысяч звонков оценены как безрезультативные.
Это связано с рядом случаев, например, смертью пациента до приезда сотрудников службы «103», либо же больного увезли на попутном транспорте, не дожидаясь медиков. Происходят зачастую и ложные вызовы, а также отказ от медицинской помощи.
К сожалению, поступление ложных звонков в службу «103» все еще продолжается. Самое печальное, что такая ситуация требует больше времени и труда, чем простой вызов. Вдобавок и врач, и медицинская машина остаются занятыми в течение длительного времени. Все это не только отнимает время у персонала скорой помощи, но также может затруднить ожидание для ряда других пациентов, действительно нуждающихся в экстренной медпомощи. Тем не менее многие граждане часто задаются вопросом: почему скорая задерживается?
- Жизнь полна испытаний и невзгод. И любому человеку может экстренно понадобиться неотложная медицинская помощь по причине несчастного случая, непредвиденной ситуации или при приступах болезни, - отмечает специалист. - Важным фактором оказания своевременных и качественных медицинских услуг населению является современная система медицинского обслуживания, сформированная в нашей стране в последние годы. Так, материально-техническая база системы совершенствуется коренным образом. Приносят свои плоды и усилия по повышению оперативности, качества и эффективности неотложной медицинской помощи. Однако все еще наблюдается ряд проблем, например, задержка скорой помощи.
В частности, за прошлый год 2,3 процента от общего числа обращений составили случаи опоздания на вызов. Конечно же, в таком случае возникает справедливый вопрос со стороны граждан. Согласно анализу, задержки чаще всего можно объяснить большим количеством вызовов, а также пробками на дорогах, необоснованными и ложными вызовами. Следует упомянуть и о недочетах в дорожной инфраструктуре. К примеру, в развитых зарубежных странах на трассах имеются специальные полосы для машин скорой помощи, которые всегда остаются свободными для проезда специализированного автотранспортного средства. Наряду с этим среди водителей наблюдается высокая личная ответственность за то, чтобы уступить дорогу карете скорой помощи.
Отрадно признавать, что в последние годы в стране в процессе созидательной работы вопросам совершенствования деятельности службы экстренной медицинской помощи уделяется особое внимание. Но сделать предстоит еще многое. Никто в этой жизни не застрахован от случайных происшествий, проблем со здоровьем. Поэтому хочется призвать всех граждан всегда быть внимательными и ответственными не только за свое здоровье, но и других. Это важное правило человечности.
Обиджон Дилмуродов.
Консультант проекта «Совершенствование неотложной медицинской помощи».