Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы

    Образование 29 марта 2024 1980

    Обеспечение качественным образованием детей с ограниченными возможностями, защита их права учиться в инклюзивной среде недалеко от семьи - важные направления государственной политики Узбекистана. 

    В стране при реализации социальной политики государства уделяется особое внимание формированию эффективной системы поддержки лиц с инвалидностью посредством внедрения новых подходов и современных механизмов. Сегодня в республике каждый ребенок, в том числе в домах милосердия, охвачен образованием.

    На видеоселекторном совещании по приоритетным задачам в сфере социальной защиты, проведенном 20 февраля этого года под председательством Президента, отмечена важность пересмотра образовательных программ 112 школ и 74 дошкольных образовательных организаций для интеграции принципов инклюзивного образования.

    Сделав шаг вперед, не отступить на два шага назад

    Обучение особенных детей с их здоровыми сверстниками практиковалось и раньше. Однако процесс шел без целевой подготовки и специального подхода.

    С 2005 года стартовали пилотные проекты, рассмотрены наработки и опыт США, Великобритании, России, Турции, Японии. В первых экспериментах участвовали 700 детей с инвалидностью из Республики Каракалпакстан, Хорезмской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей, которых привлекли к обучению в общеобразовательных школах. Для обеспечения успеха более 800 учителей прошли специальную подготовку. Были организованы мероприятия, направленные на обеспечение активного участия родителей в этом процессе.

    Тогда мы пришли к единому мнению: только при непосредственном участии мам и пап в обучении можно продвинуться вперед. Если работа педагога не будет продолжена в семье, то достигнутые результаты бесследно исчезнут. Поэтому в Чирчикском государственном педагогическом университете в рамках образовательного кластера уделяем серьезное внимание определению задач для каждого участника инклюзивного образования на основе конкретных целей.

    Данный проект был особо замечен и признан как действующий опыт на недавней международной конференции «Инклюзивное образование: достигнутые результаты и перспективные планы».

    Образование - с раннего возраста

    Скажем, в семье родился ребенок с ограниченными возможностями. В такой ситуации важно не оставлять родителей с проблемой один на один, а поддержать их. Мы - педагоги, практики и психологи - должны объяснить семье пользу инклюзивного образования с раннего возраста. Обычно таких детей воспитывают дома до семи лет, а потом отдают в специальные школы, которые стараются поддерживать отношения со своими подопечными даже после их выпуска.

    Ребенок с инвалидностью должен расти, играть, учиться, общаться со здоровыми сверстниками, вместе с ними участвовать в мероприятиях. Только тогда могут проявляться его способности, лишь в таких условиях он сможет осознать значимость общечеловеческих национальных ценностей. Скажем, в детском саду научится обслуживать себя, соблюдать правила гигиены. В школе поймет, что жизнь - не только яркие краски. Столкнувшись с негативом, в ответ сформирует собственную позицию. И будет ставить перед собой конкретные цели, стремиться к самосовершенствованию. А значит, станет активным гражданином.

    Весомая поддержка родителей

    При подготовке кадров для инклюзивного образования важно единство теории и практики. Для создания такой среды организована Лаборатория инклюзивного образования, где ведутся занятия со слабослышащими, умственно отсталыми детьми, с синдромом аутизма, задержкой психического развития.

    Главное - нуждающимся в материальной помощи родителям оказываются бесплатные услуги специалистов. На основе принципа «мастер - ученик» для каждого учащегося разрабатывается индивидуальная образовательная программа, по которой работают студенты. Родители тоже участвуют в процессе обучения, поскольку дома должны будут продолжить занятия.

    «Пирамида профессионалов» и «Планета детей» закаляют студентов

    Сегодня в университете идет работа по созданию дружелюбной инклюзивной среды на основе девиза «Индивидуальное образование - гарантия качества». При этом диагностируется каждый студент, анализируются его возможности. То есть разрабатывается индивидуальная программа развития, направленная на заполнение выявленных пробелов в образовании.

    Так, в проекте «Возможности без границ» для студентов с инвалидностью создается среда профессионального развития. Здесь их готовят к педагогической деятельности. Также организуется территория «Планеты детей», где волонтеры ведут занятия с детьми студенток: изучают и корректируют речь, логическое мышление, физическое развитие малышей. Главное - проект помогает студенту апробировать созданную им методику.

    В «Пирамиде профессионалов» работает группа мастеров и учеников. К мастеру (профессору) прикрепляются четыре ученика (молодые исследователи), а к исследователю - четыре магистранта. Каждый из последних имеет по четыре студента-бакалавра. Самые актуальные проблемы инклюзивного образования решаются в процессе деятельности данной научной команды.

    Применяемая здесь методика помогает и в подготовке детей к школе.

    Проект университета «Школа под открытым небом», разработанный совместно с организациями-партнерами, оказывает помощь семьям из социальных тетрадей, воспитывающим детей с инвалидностью; детям-сиротам, молодым семьям. В рамках проекта женские активистки махаллей, учителя и воспитатели проводят занятия в парках культуры и отдыха, специальных школах-интернатах. Таким образом выявляют и направляют в правильное русло способности детей с инвалидностью. Создаются благоприятные условия и необходимые возможности для их психического развития. Подобные занятия способствуют улучшению отношений детей с особыми образовательными потребностями с их родителями и близкими.

    Что важнее: результат или участие?

    Наши студенты при помощи наставников осознают, насколько важно создание в семье педагогической и психологической среды. Молодые мамы детей с ограниченными возможностями должны разговаривать с ними постоянно. Поскольку они очень нуждаются в общении. Живое общение - значимый фактор социализации ребенка с инвалидностью. Студенты выявляют в махаллях семьи, в которых воспитываются дети с особенностями развития, и ведут с ними адресную работу. Сначала их привлекают к играм с братьями и сестрами, родственниками, соседскими ребятами. Затем волонтеры знакомятся с семьями.

    Приятно осознавать, что махалли принимают нашу молодежь, видят в ней помощников. В настоящее время студенты наладили педагогическую работу в пяти махаллях города Чирчика.

    Своих студентов всегда спрашиваю, что в приоритете: результат или участие? Конечно, они называют первое. На самом деле в инклюзивном образовании главным должно быть участие детей. Их нужно привлечь к процессу. Если ребенок будет сомневаться в своих силах, бояться ошибиться, он не станет стремиться двигаться вперед и соответственно участвовать в том или ином мероприятии. Ошибаясь, а затем работая над своими ошибками, дети с особенностями развития становятся умнее, сильнее, здоровее. Мастерство педагога заключается в том, что он должен дать ребенку задание и исходя из его возможностей активизировать. Мы учим студентов именно этому - индивидуальному подходу к каждому.

    Инклюзивное образование полно неожиданностей. Ребенок по своей природе склонен сначала все разбросать, а затем собирать. Таким образом он познает мир. Мы, родители и педагоги, должны дать детям свободу при выполнении задания. Только так получится создать благоприятную среду для новых открытий.

    Феруза Кодирова.
    Профессор, доктор педагогических наук.

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates