Корни возникновения государственности народов Центральной и Южной Азии уходят в глубокую древность. В результате передвижений народов в течение длительного времени пространство Центральной и Южной Азии входило в состав различных государств, таких как государство Ахеменидов, Македонского и Селевкидов, Греко-Бактрийское, Парфянское и Кушанское царства и др. Народы, населявшие эти государства, входили в соприкосновение с культурами Ближнего Востока и Европы - вавилонской, финикийской, древнегреческой.
Центральная и Южная Азия всегда были связаны надежными торговыми артериями, являлись мостом для стран Ближнего Востока, Европы и Китая. Уже в III-II тысячелетиях до н.э. возникла разветвленная сеть наземных маршрутов, которые включали доступ в Индию через Афганистан, являвшийся перекрестком транспортных и торговых коридоров. В свою очередь древние города Центральной Азии были местом пересечения торговых путей из Китая, Европы, Индии, где сходились культуры, торговля и религии.
Основатель династии и Империи Бабуридов Захириддин Бабур в своем произведении «Бабурнаме» писал, что в XVI веке между Индией и Центральной Азией через территорию Афганистана проходил караванный путь, по которому перевозились различные товары. Бабур вошел в историю не только как полководец и основатель одной из крупнейших в XVI-XVIII веках державы Азии, но и как выдающийся ученый, поэт и писатель.
Вместе с тем Бабур уважал традиции местного населения, проводя толерантную политику, объявил о предоставлении каждому гражданину право на свободу вероисповедания. В Индии он проводил присущие тимуридам созидательные работы. Осуществил значительные мероприятия по строительству зданий, бань, разведению садов, упорядочил водно-земельные отношения. В крупных городах Индии - Агре, Лахоре, Дели - построил дворцы и сады.
В этой связи можно выделить ряд факторов, характеризующих общее цивилизационное пространство Центральной и Южной Азии.
Во-первых, общность историко-культурного наследия. Культура Центральной и Южной Азии охватывает разнообразные обычаи и традиции искусства, архитектуры, музыки, литературы, образа жизни и т.д., которые практиковались и поддерживались многочисленными этническими группами Азиатского континента с доисторических времен.
В средние века Центральная и Южная Азия отличалась высоким уровнем просвещения. Здесь развивались научные исследования, изучалась медицина, постигалась астрология. Особо следует отметить деятельность таких ученых и мыслителей как Абу Али Ибн Сина, аль-Беруни, аль-Фараби, Сиддхартха Гаутама (Будда), Джина Махавира и другие.
Накопленный в древности и раннем средневековье творческий потенциал и традиции самобытной культуры создали необходимые предпосылки для возрождения и развития в новую историческую эпоху науки, литературы и культуры народов Центральной и Южной Азии.
Во-вторых, общность религии и языка. Основными религиями Центральной и Южной Азии являются ислам и индуизм. В регионах также имеются приверженцы буддизма, христианства и др. религий.
Вехой в развитии контактов регионов стало распространение буддизма. Культурный обмен между Индией и Центральной Азией усилился после утверждения кушанским императором Ашокой буддизма в качестве государственной религии в конце III в. до н. э. Распространение буддизма способствовало знакомству Центральной Азии с индийской философией, культурой, наукой, искусством.
На территории современного Узбекистана находится около 20 буддийских памятников. Во время их раскопок были найдены статуи Будды и бодхисаттвы (человека, ищущего просветления), покрытые росписями плиты, а также множество отдельных скульптурных фрагментов. Все обнаруженные памятники относятся к периоду I-IV веков нашей эры, когда буддизм был широко распространен в Кушанском царстве, одним из центров которого являлся Термез.
Историки отмечают, что купцы древней Согдианы активно осваивали караванные пути в Южную Азию и стали «активными носителями товаров и идей в обоих направлениях».
Этому способствовал тот факт, что «согдийские купцы и фермеры были образованным народом». Многие из них приняли буддизм, распространяли его на территории современной Центральной Азии, а в период династии Поздняя Хань были одними из первых, кто распространял буддизм в Китае.
История ислама в Индии началась во второй половине VII века нашей эры. Приблизительно в это время из стран Ближнего Востока в Индию стали прибывать торговцы, исповедовавшие ислам. Особенно заметно было влияние ислама в Северной Индии. Люди, принимавшие ислам, становились равноправными членами мусульманских общин. В VIII-IХ веках ислам получил широкое распространение в Центральной Азии. Среди духовенства края появились крупные теологи, проповедники ислама. Мусульманские ученые путешествовали по Индии, ставя своей целью просвещение людей об исламе. В том числе из политических центров современной Центральной Азии происходило распространение в Индии суфизма.
В развитии взаимодействия между Центральной и Южной Азией важнейшим фактором была «миграция языков». Ученые отмечают, что индо-европейские языки, включая санскрит и фарси, были привнесены в Индийский субконтинент из Евразии. Позднее с распространением ислама в Индии усилилось также влияние тюркских языков.
Взаимное влияние языков происходило также через устное народное творчество и литературу. В индологической литературе отмечается, что тюркские заимствования проникли в индийские через персидский и иранские языки в период, предшествующий появлению европейцев в Индии. Благодаря этому сегодня в языках народов Центральной и Южной Азии есть много общих слов. Через тюркские языки Центральной Азии в языки стран Южной Азии проник также ряд слов монгольского происхождения.
В-третьих, общность духовных ценностей. С древнейших времен в мировоззрении народов населявших Центральную и Южную Азию обожествлялись вода и земля. Зороастрийцы Центральной и Южной Азии считали священной землю, воду, огонь. Зороастрийцы большое внимание уделяли нравственному воспитанию человека. Мудрость, праведность и добродетель высоко ими почитались.
В Центральной и Южной Азии важное значение имело влияние древнегреческой культуры. Учения мыслителей античности стали одним из факторов расцвета науки, философии, литературы и искусства в эту эпоху. Толерантность, уважение к иному мировозрению, образу жизни, поведению и обычаям стали составляющими нравственных качеств народов региона.
Афганистан издревле был перекрестком взаимодействия Центральной и Южной Азии. В частности, территории современной Центральной Азии и Афганистана были взаимосвязанным регионом во время государственности греко-бактрийского, кушанского царств, династий Газневидов, Тимуридов и Бабуридов.
Сегодня обычаи и традиции народов Центральной Азии и Афганистана схожи и очень близки друг другу. Например, Навруз, Рамадан и Курбан-байрам одинаково отмечаются у всех жителей региона.
Уникальность Афганистана заключается в том, что страна может переформатировать линии разграничения между Центральной и Южной Азией, проходящие внутри её территории, в общее пространство добрососедства, взаимопонимания и доверия. Реализация инфраструктурных проектов, объединяющих провинции Афганистана, также будет способствовать укреплению взаимодействия между регионами Центральной и Южной Азии.
В ноябре 2020 года Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев подписал постановление «О мерах по дальнейшему расширению и укреплению экономического сотрудничества с Исламской Республикой Афганистан». Документом планируется ускорить реализацию крупных проектов по строительству линии электропередачи «Сурхан - Пули-Хумри» мощностью 500 кВт.
Кроме того, в феврале 2021 года Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали в Ташкенте дорожную карту по строительству железной дороги «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар». Президент Ш. Мирзиёев назвал это «проектом века», а также заявил, что железная дорога станет одним из крупнейших проектов в истории Узбекистана.
Другим направлением сотрудничества стран Центральной Азии с Южной Азией является проект CASA-1000, который призван связать энергетические системы Кыргызстана и Таджикистана с Афганистаном и Пакистаном.
Еще одним направлением сотрудничества является проект ТАПИ - строительство магистрального газопровода протяжённостью 1735 км из Туркменистана в Афганистан, Пакистан и Индию. Его проектная мощность - 33 млрд куб. м газа в год.
Перспективы устойчивого развития в Центральной и Южной Азии неразрывно связаны с достижением мира в Афганистане. Стабильный и развивающийся Афганистан может стать важным мостом между Центральной и Южной Азией. Примечательно, что Генассамблея ООН 11 июля т.г. единогласно одобрила специальную резолюцию об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, разработанную Узбекистаном в соавторстве с 40 странами.
В резолюции подчеркивается ключевое значение транспортных и транзитных коридоров для ускорения экономического роста, повышения эффективности торгово-экономических связей между странами Центральной и Южной Азии и реализации их уникального транспортного, транзитного и инвестиционного потенциала.
Таким образом, историческая общность, языковое сходство, наличие общих традиций, обычаев, предоставляют огромные возможности для развития взаимосвязанности Центральной и Южной Азии. Подобное взаимодействие также даст импульс дальнейшему расширению и укреплению связей между странами регионов на благо народов, населяющих обширное пространство двух регионов Азии.
Иргашев Шухрат Баходирович,
главный научный сотрудник
Информационно-аналитического центра
международных отношений при МИД РУз.