Как будет реализован проект «Здравоохранение – сфера без коррупции!»

    На пресс-конференции в Агентстве по противодействию коррупции Республики Узбекистан с участием руководства Министерства здравоохранения и Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан, представителей институтов гражданского общества, СМИ обсуждены вопросы осуществления данного проекта.

    Выступив на мероприятии, директор Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан Акмал Бурханов отметил, что в Послании Президента Олий Мажлису и народу Узбекистана подчеркнуто: «Мы много говорим о коррупции, но почему министры не должны отвечать за допущенные факты коррупции в своей системе? Теперь спрос с них будет другим. Каждый министр в первую очередь будет нести ответственность за эффективное и целевое использование выделяемых средств».

    В этом плане подан добрый пример другим министерствам взаимодействием трех ведомств при реализации проекта «Здравоохранение - сфера без коррупции!» при содействии Агентства по противодействию коррупции и Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан.

    В сотрудничестве с Минздравом утверждена «дорожная карта» по реализации проекта «Сфера без коррупции» в этом ведомстве на 2021 год. За минувший период сделано следующее:

    • для сообщений о случаях коррупции в сфере запущены короткий номер телефона доверия 1203 и call-центр;
    • внедрен механизм полного перевода в электронную форму выдачи ордеров на базе квоты для бесплатного оказания медицинских услуг льготным категориям граждан;
    • свыше десяти видов услуг переведено в электронный формат, на сайте министерства официально размещается информация об объемах оказываемых платных медицинских услугах в лечебно- профилактических учреждениях;
    • изготовлено свыше 26 тысяч экземп­ляров пропагандистских материалов по предупреждению коррупции, которые размещены у входа более чем трех тысяч медицинских учреждений, семейных поликлиник и больниц, работникам сферы розданы памятки по борьбе против коррупции.

    Несмотря на это, следует признать: остается ряд проблем, решение которых должно помочь дальнейшему развитию сферы. В частности, анализ показывает, что основная доля коррупционных преступлений в сфере приходится на присвоение заработной платы, приписку рабочих часов, присвоение имущества медицинских учреждений и бюджетных средств, получение взяток при приеме на работу и получение медицинских процедур. Причем более половины преступлений приходится не на врачей или медсестер, а руководителей или администрацию сферы.

    В качестве превентивных мер предложено повысить уровень социальной защиты, создать электронную платформу прогнозирования потребности в кадрах, организовать общественный контроль над расходованием бюджетных средств в данной сфере, обеспечить прозрачность за счет постоянного размещения на сайте министерства перечней бесплатных медицинских услуг и выдаваемых бесплатно медицинских препаратов, установить диалог с общественностью через средства массовой информации.

    В выступлении министра здравоохранения Республики Узбекистан Амрилло Иноятова отмечено, что главной причиной неудачи прежней борьбы против коррупции был фрагментарный подход. Ведь он дает кратковременные результаты, а системные меры помогут изменить положение дел в целом.

    Главным оружием министр видит прозрачность сферы. Цифровизация, а также участие общественности, средств массовой информации, блогеров позволят решить проблему. Как отметил А. Иноятов, на его мобильный телефон ежедневно поступает до 500 звонков. Причем большинство связано с просьбами людей о повышении заработной платы, об оказании помощи в получении жилья, бывают и по коррупционным моментам.

    Приведен пример. Инспектор областной службы «скорой помощи» в Андижанской области взят с поличным при получении взятки в 400 долларов за устройство на работу. По этому факту руководитель службы 103 в области уволен с должности. Ведь умение руководителя подбирать кадры - одна из основ борьбы с коррупцией.

    В выступлении первого заместителя директора Агентства развития государственной службы при Президенте Респуб­лики Узбекистан (АРГОС) Отабека Хасанова сделан анализ акцентов, на которые следует обратить внимание руководству сферы здравоохранения.

    Так получается, что, поставив хорошего хирурга главным врачом районной больницы или начальником районного отдела здравоохранения, мы можем одновременно потерять хорошего хирурга и не обрести качественного менеджера. По­этому выглядит логичным предложение выдвигать на должности управленцев менеджеров из других сфер. Пока в качестве эксперимента.

    Можно согласиться с выводом о чрезмерной централизации сферы здравоохранения. Здесь идея передать часть полномочий из центра на места тоже весьма уместна.

    Нужно создать независимую систему подготовки руководящих кадров для Минздрава. При этом гарантировать прозрачность отбора, в том числе на основе конкурса, как это регламентировано в Законе «О государственной гражданской службе». Руководитель должен поднимать в обществе авторитет врача или медсестры и знать, что согласно данному закону он не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью.

    По мнению председателя Общественного совета при Агентстве по противодействию коррупции Фозилжона Отахонова сотрудничество Агентства и Минздрава с АРГОС стало хорошим стимулом для общества.

    Принятие постановления Кабинета Министров «О мерах по регулированию деятельности медсестринского дела в качестве самозанятого лица» от 17 сентября 2021 года заметно снизило градус коррупционных рисков в сфере. В приложении к документу утверждено положение, которым определено, кто и при каких условиях может оказывать медицинские услуги населению в качестве медицинской сестры. Это важно для отдаленных районов, не охваченных медобслуживанием.

    Чтобы полностью изжить коррупцию в сфере, требуется в том числе проведение разъяснительной работы с населением, чтобы исключить вручение подарков врачам или медсестрам за выполнение положенных услуг.

    Заместитель председателя Комитета по вопросам охраны здоровья граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Максуда Ворисова обратила внимание на то, что существенно повысить прозрачность сферы помогло бы создание для каждой поликлиники по месту жительства своих Telegram-каналов, посредством которых можно доводить до граждан сроки обязательных прививок и медосмотров. Особенно это касается пожилых людей и женщин с детьми.

    По поводу избытка медицинских сестер Минздраву следует прежде всего точно изучить потребности лечебных учреждений в этих работниках, а потом планировать подготовку кадров.

    Отдельный вопрос - всевозможная ненужная отчетность. Медсестры в большинстве поликлиник заняты не своим непосредственным делом, а составлением отчетов по запросам разных ведомств. Если данные по работе медицинских учреждений будут унифицированы, размещены в интернете, то этой лишней бумажной волокиты удастся избежать.

    Весьма важным показался посыл депутата, обращенный к населению. Люди слишком доверяются магической силе таблеток. Возможно это вследствие чрезмерной рекламы в интернете. В любой семье имеется аптечка с медикаментами на все случаи жизни. Надо объяснить согражданам, что таблетки не являются панацеей. Лучше регулярно следить за здоровьем, а не авральными таблеточными атаками устранять плоды злоупот­реблений.

    Председатель Ассоциации производителей и поставщиков медицинской техники Узбекистана Отабек Жиянбаев посетовал на то, что в Узбекистане есть свои четыре предприятия по производству функциональных кроватей. Однако в стране продается не отечественная техника, а иностранная. Причина не в том, что наши якобы хуже, а цены производителей Индии и Китая демпинговые. Хотя и наши кровати ничуть не ниже качеством, при этом нарушаются требования локализации.

    Журналисты задали вопрос: почему в стране не хватает родильных домов? На что руководство Минздрава ответило: ставится задача увеличения количества родильных домов на 30-35 процентов. Только в 2022 году население Узбекистана выросло на миллион человек!

    Соответствует ли медицина таким темпам роста? Пока нет.

    Высказана критика в сторону фармацевтической отрасли. Дано обещание провести в ней кардинальную реформу, о результатах которой будет доведено до общественности.

    Как сказал член Общественного совета по противодействию коррупции Азамат Бегалиев, нужна статистика медицинских проблем, чтобы регулярно о них сообщать населению, двигаться вперед. Доведение до логического завершения обещания внедрить электронную медицинскую карту каждого больного существенно повысит ответственность врачей за поставленные людям диагнозы, прозрачность сферы избавит от волокиты.

    В целом состоялся полезный разговор представителей медицинской сферы с общественностью. Думается, результаты будут известны довольно скоро.

    В качестве промежуточного итога можно представить совместное заявление трех ведомств - Агентства по противодействию коррупции, Министерства здравоохранения и Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан.

    Аблай Камалов.
    «Правда Востока».

    Совместное заявление
    Агентства по противодействию коррупции, Министерства здравоохранения и Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан

    В целях устранения системных проблем, приводящих к появлению коррупционных рисков в сфере медицины, очищения медицины от этого негативного явления и претворения в жизнь мер, направленных на усиление общественного контроля, Агентством по противодействию коррупции, Министерством здравоохранения и Агентством развития государственной службы достигнута договоренность в осуществлении нижеследующей деятельности:

    1. Наладить практику регулярного доведения до сведения широкой общественности и СМИ и обсуждения работы, проводимой в направлении противодействия коррупции в сфере.
    2. Устранить бюрократические препоны на пути приема на работу в медицинские учреждения и осуществ­лять прием на работу сотрудников на основе открытого конкурсного отбора.
    3. Ввести в действие электронную платформу по рассмотрению обращений по поводу принятия на работу в медицинские учреждения.
    4. Публиковать и постоянно обновлять сведения о наличии вакантных мест в медицинских учреждениях на официальном сайте Министерства здравоохранения.
    5. Принять практические меры по созданию достойных условий труда для медицинских работников и повышению заработной платы, усилению их социальной защиты, при этом поэтапно внедрять современные механизмы выплаты зарплаты с учетом уровня квалификации медицинского работника, объема оказываемых им медицинских услуг, степени сложности и качества.
    6. Внедрить порядок обучения на постоянной и системной основе руководителей медицинских учреждений, работников кадровых и финансовых служб на учебных курсах по направлениям соответствия правилам профессиональной этики, устранения конфликта интересов и другим методам борьбы против коррупции.
    7. Запустить и активизировать электронную платформу сведений о наличии свободных койко-мест (предназначенных для размещения пациентов на стационарное лечение во всех лечебных учреждениях в разрезе Минздрава), постоянно обновляемых в режиме онлайн.
    8. Разработать порядок обеспечения открытости и прозрачности процессов распределения ордеров, дающих право на бесплатное оказание медицинских услуг определенным категориям граждан, устранить при этом коррупционные риски через предоставление возможности дистанционного мониторинга электронной системы выдачи ордеров, ликвидировать риски внеочередного их получения.
    9. Создать в сфере здравоохранения единый реестр медицинских услуг, подразумевающий технологии оказания услуг, необходимые кадровые ресурсы, затраты на лекарственные средства и медицинское оборудование, регулярно информировать об этом общественность.
    10. Провести полную повторную инвентаризацию начатых в сфере работ по внедрению современных информационных технологий, активизировать единую электронную базу, охватывающую деятельность всех медицинских учреждений, установить механизмы строгого общественного контроля над расходованием выделяемых на эти цели средств.
    11. Полностью ввести в действие информационную систему «Элект­ронная поликлиника» (reg.ssv.uz), предоставляющую возможность дистанционной записи на прием к врачу.
    12. Разработать конкретный план мер по порядку перевода в электронный формат сфер и направлений в системе, имеющих высокие коррупционные риски, которые можно передать в ведение центров государственных услуг, и поэтапно претворять его в жизнь.
    13. Организовать размещение на официальном сайте Минздрава и вывешивать на входе в каждое медицинское учреждение, семейную поликлинику и больницу списки гарантированных государством бесплатных лекарственных средств и довести информацию до общественности.
    14. Поэтапно внедрить систему самых важных оценочных показателей эффективности работы руководителей территориальных управлений здравоохранения (KPI).
    15. Запустить в действие элект­ронную платформу, работающую в режиме реального времени (онлайн), направленную на предупреждение траты и хищений медицинских препаратов и медтехники.
    16. Внедрить порядок приема через центры государственных услуг только в электронном виде документов, представляемых для подтверждения классной квалификации медицинских работников и фармацевтов, а также проведения аттестации через онлайн-тестирование.
    17. Принять меры по организации эффективной работы системы внут­реннего антикоррупционного контроля («комплаенс-контроль») в центральном аппарате и территориальных управлениях на базе отдельной штатной единицы.

    Исполнение данных задач будет обсуждаться на постоянной основе общественными советами при агентствах и Минздраве. Итоговая информация станет доводиться до широкой общественности ежеквартально посредством брифингов и пресс-конференций.