Как преодолеть информационный хаос

    Цифровые технологии позволили добиться прогресса в области свободы слова. Однако чем шире становится медиапространство, тем чаще приходится сталкиваться с дез-, мис- и малинформацией. Все три понятия имеют общую тему: ложные или вводящие в заблуждение сведения. При этом каждое играет свою роль в восприятии людей мира и формировании общественного мнения.

    Порой складывается впечатление, что человек состоит на 60-80 процентов не из воды, а из информации. Причем большая ее часть не является достоверной. По одним данным, конец света должен был случиться еще в 2012 году. А по другим, это произойдет в скором будущем из-за нерационального использования природных ресурсов, потому что так сказала Ванга. Или из-за того, что однажды кто-то не переслал десять сообщений всему списку контактов…

    Как отмечают эксперты, во времена активного распространения коронавируса почти восемь из десяти взрослых верили хотя бы в одно ложное утверждение о COVID-19. Есть и другие области, где неправдивая информация легко укореняется в умах общества: изменение климата, политика, новости о здравоохранении и не только. Вот почему крайне важно уметь отличать фейки и слухи от правды.

    С началом пандемии коронавируса стартовала и информационная эпидемия, или инфодемия - массовое распространение псевдомедицинских советов, слухов, фейков и поддельных документов, касающихся COVID-19. Во многих странах инфодемию считают частью социальной катастрофы.

    Чтобы бороться с дезинформацией, важно сначала узнать, как она распространяется. В век интернета разного рода сообщения стали передаваться быстрее.

    В опубликованном 10 января этого года докладе Всемирного экономического форума первое место в списке краткосрочных глобальных рисков впервые заняли дезинформация и ложная информация. К слову, исследование основано на опросе около полутора тысяч экспертов.

    Изобретение интернета привело к тому, что каждый, кто имеет доступ к сети, может создавать, распространять и получать информацию. Это открывает большие возможности для человека с активной гражданской позицией. Инициативные блогеры выполняют функции журналистов, оперативно освещая любые изменения. С одной стороны, это проявление демократических ценностей, с другой - может привести к игнорированию принципов фактчекинга и распространению фейков.

    Важно отметить, что последние выходят за пределы социальных сетей и становятся популярными в традиционных СМИ, особенно на телевидении (частично из-за международных конфликтов и информационных войн).

    Слухи, теории заговора и сфабрикованная информация не являются чем-то новым. При этом до эпохи цифровых технологий и социальных сетей они не могли распространяться так быстро.

    Сегодня вводящая в заблуждение информация или преднамеренные мистификации могут пересекать международные границы за считанные секунды. Страх и любовь - мощные мотиваторы. Столкнувшись с пандемией, переживая другие глобальные проблемы, люди активно делятся информацией, потому что напуганы и хотят защитить близких.

    Нейробиологи доказали, что мы с большей вероятностью запоминаем информацию, которая апеллирует к нашим эмоциям. Эксперты отмечают: распространение дезинформации стало доступным даже без специальных навыков благодаря использованию искусственного интеллекта, что привело к резкому росту фальсифицированных данных и созданию так называемого синтетического контента, включая сложное голосовое клонирование и поддельные веб-сайты.

    Массовое внедрение ИИ в 2023 году связано с ростом популярности чат-бота ChatGPT, которого обучали с помощью массива текстов из интернета и диалогов с живыми пользователями. В связи с этим в марте прошлого года бизнесмен Илон Маск, сооснователь соцсети Pinterest Эван Шарп, со­основатель Apple Стив Возняк и другие предприниматели и представители IT-отрасли подписали открытое письмо с требованием приостановить разработки более мощных, чем GPT-4, нейросетей хотя бы на полгода. Они предупредили, что системы ИИ с интеллектом, сопоставимым с человеческим, могут представлять опасность для общества.

    Итак, понятия «мисинформация», «дезинформация» и «малинформация» часто используются как взаимозаменяемые, при этом имеют отличительные признаки.

    Мисинформация является непреднамеренной, часто возникает из-за ошибок, неполного понимания или неточности в передаче сведений.

    Тем не менее даже она может привести к негативным последствиям, так как неверные утверждения нередко воспринимаются как правда. Например, пересланное сообщение о том, что знаменитость скончалась, хотя на самом деле это не так. Просто перед отправкой пользователь не проверил факты.

    Малинформация основана на фактах и распространяется с целью причинить вред. Это может быть сделано путем использования чьей-то личной информации, фотографий.

    Дезинформация - заведомо ложная или искаженная информация, распространяемая с намерением причинить вред. Часто это делается по политическим причинам или ради выгоды.

    К примеру, сфабрикованная новостная статья, в которой утверждается, что политический деятель участвует в преступном заговоре, созданная и распространенная с целью нанести ущерб его репутации.

    Все три типа понятия, безусловно, направлены на нанесение вреда человеку и обществу в целом. Так, среди политических событий, военных действий, имеющих международную значимость, новостей, ситуаций, требующих принятия важных решений, практика распространения фейков успешно применяется в качестве манипулятивного инструмента.

    Эмоции играют ключевую роль в том, как мы воспринимаем информацию. Страх, радость или гнев могут вызывать когнитивные искажения, меняя наше внимание, память и принятие решений. Например, исследования показывают, что в состоянии стресса мы склонны к выборочному восприятию информации, ориентируясь на угрожающие сигналы, в то время как положительные эмоции могут расширять мышление и повышать готовность к восприятию новых данных.

    Исследования в области психологии доказывают: эмоции и мировоззрение играют важную роль в том, как мы воспринимаем и интерпретируем информацию. Журналисты несут ответственность не только за передачу фактов, но и за их влияние на аудиторию. Понимание этого позволяет сформировать более информированное и объективное восприятие мира.

    Люди обычно ищут информацию, которая подтверждает их существующие убеждения, игнорируя или отвергая ту, что этому противоречит. Это может приводить к формированию эхо-камер и усилению групповой мысли, что в свою очередь способно усугуб­лять политические и социальные разделения.

    Тревога особенно усиливает веру в дезинформацию и приводит к ее распространению. Когда люди чувствуют неуверенность или страх, они с большей вероятностью обратят внимание на сведения, которые резонируют с их нынешними эмоциями. Даже будучи спокойными, многие склонны верить и делиться информацией, которая поддерживает их мировоззрение, особенно если она исходит из их круга общения. Психологи называют этот феномен «предвзятостью подтверждения».

    Для противодействия дез-, мис- и малинформации людям необходимо развивать критическое мышление, проверять факты, собирать информацию из надежных источников и быть готовыми анализировать сложные ситуации. А журналистам и информационным организациям следует придерживаться высоких стандартов профессионализма.

    Анастасия Боровикова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates