Как защитить традиционные знания и традиционные выражения культуры?

    Мнение 24 февраля 2023 2285

    В процессе эволюции человечество изучало окружающую среду, мыслило, развивалось, и на протяжении этого процесса появлялись результаты его умственной деятельности.

    Есть такие сферы человеческого общества, которые состоят только из инноваций и интеллектуального творческого процесса. Например, результаты науки, литературы, искусства, а также некоторые мыслители относят спорт к данному списку.

    Согласно действующему законодательству, чтобы результат интеллектуальной деятельности приобрел защиту требуется, чтобы был известен его создатель. Но существуют некоторые обстоятельства, когда невозможно узнать автора, особенно это касается результатов интеллектуальной деятельно созданных за долго до появления права интеллектуальной собственности. Особенное затруднение в защите касается традиционных знаний (TK) и традиционных выражений культуры (TCE).

    Традиционные знания (TK) – это созданные, сформированные, сохраненные из поколения в поколение знания, ноу-хау, навыки и традиции, считающиеся символом культурного и религиозного единства. К ним можно также отнести знания в области экологии, традиционной медицины, астронавигации, ремесла, этноастрономии, климата и т.д.

    В большинстве случаев TK передаются устно от человека к человеку внутри страны, общества или же народности. Некоторые их формы включены в национальные обычаи, сказки, легенды, фольклор, обряды, песни и законы, а также в языкознание, песни, танцы, игры, мифологию, изобразительное искусство и архитектуру в категории традиционных выражений культуры.

    Традиционные выражения культуры (TCE), также называемые «выражениями фольклора», могут включать музыку, танцы, искусство, рисунки, имена, знаки и символы, представления, церемонии, архитектурные формы, ремесла и повествования или многие другие формы художественного или культурного самовыражения.

    Традиционные выражения культуры могут рассматриваться как формы, в которых выражается традиционная культура, кроме того они составляют часть самобытности и наследия традиционной или коренной общины и передаются из поколения в поколение.

    TCE являются неотъемлемой частью культурной и социальной самобытности коренных и местных общин, воплощают ноу-хау и навыки и передают основные ценности и убеждения. Их защита связана с поощрением творчества, расширением культурного разнообразия и сохранением культурного наследия.

    Хотя в рамках Международного института права интеллектуальной собственности традиционным знаниям и традиционным выражениям культуры не было дано никакого официального термина или же статуса, в Конвенции ООН «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» признана важность традиционных знаний как источника нематериального и материального богатства, и в частности систем знаний коренных народов, и их позитивный вклад в устойчивое развитие, также подчеркнута необходимость обеспечения их надлежащей охраны и поощрения. Кроме того, в данном документе сказано, что разнообразие форм культурного самовыражения, включая традиционные формы, является важным фактором, дающим людям и народам возможность выражать свои идеи и ценности и обмениваться ими с другими.

    Согласно данному документу к «нематериальному культурному наследию» кроме языка, обычаев и т.д. были отнесены знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной, также знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

    К сожалению данный документ не предусматривает защиту традиционных знаний и традиционных выражений культуры как объектов интеллектуальной собственности. В данном документе под «защитой» подразумевается только принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия.

    Еще одним документов в сфере охраны традиционных выражений культуры являются Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора от 15 ноября 1989 года, в котором дано определение понятию «фольклора». Под фольклором понимается совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражения чаяний сообщества, его культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации или другими способами.

    К выражениям традиционной культуры в данном случае были отнесены язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества.

    Но как уже было сказано выше, вышеперечисленные документы не предусматривают защиту традиционных знаний и традиционных выражений культуры. В них содержаться рекомендации по их охране, которая чаще всего включает в себе обеспечение сохранности данных объектов, но не предполагает активную защиту.

    Но в доктринальной науке были разработаны несколько вариантов возможных способов защиты традиционных знаний и традиционных выражений культуры.

    Как уже было сказано традиционные выражения культуры иногда могут быть защищены существующими системами, такими как авторское право и смежные права, географические указания, наименования. Когда члены сообщества вводят новшества в рамках традиционных знаний, они могут использовать патентную систему для защиты своих нововведений. Однако традиционные знания как таковые — знания, имеющие древние корни и часто носящие неформальный и устный характер, — не охраняются обычными системами интеллектуальной собственности. Это побудило некоторые страны разработать свои собственные sui generis (конкретные, специальные) системы охраны традиционных знаний.

    Также осуществляется множество инициатив по документированию традиционных знаний. В большинстве случаев мотивом является ее сохранение или распространение, или использование, например, в природопользовании, а не в целях правовой охраны. Тем не менее существуют опасения, что, если документация сделает традиционные знания более доступными для широкой публики, особенно если к ним можно будет получить доступ через Интернет, это может привести к незаконному присвоению и использованию таким образом, которого не ожидали и не планировали носители традиционных знаний.

    В то же время документация может помочь защитить традиционные знания, например, путем предоставления конфиденциальной или секретной записи традиционных знаний, предназначенной только для соответствующего сообщества. Некоторые официальные документы и реестры традиционных знаний поддерживают системы охраны sui generis, в то время как базы данных традиционных знаний, такие как индийская база данных по традиционной медицине, играют роль в защитной охране в рамках существующей системы интеллектуальной собственности. Эти примеры демонстрируют важность обеспечения того, чтобы документирование традиционных знаний было связано со стратегией в области интеллектуальной собственности и не происходило в политическом или правовом вакууме. Например, современные адаптации фольклора охраняются авторским правом, а исполнение традиционных песен и музыки может подпадать под защиту смежных прав. Товарные знаки могут использоваться для идентификации подлинного искусства коренных народов, как это сделал Совет по делам искусств маори в Новой Зеландии, Te Waka Toi. Некоторые страны также имеют специальное законодательство по охране фольклора. Панама создала систему регистрации традиционных выражений культуры, а Тихоокеанские региональные рамки охраны традиционных знаний и выражений культуры дают «традиционным владельцам» право разрешать или запрещать использование охраняемого фольклора и получать долю выгод от любого коммерческая эксплуатация.

    Поскольку существующая международная система интеллектуальной собственности не в полной мере обеспечивает охрану традиционных знаний и традиционных выражений культуры, многие сообщества и правительства призвали к принятию международно-правового документа, обеспечивающего охрану sui generis.

    В международно-правовом документе будет определено, что подразумевается под традиционными знаниями и традиционными выражениями культуры, кто будет правообладателем, как будут разрешаться конкурирующие претензии общин и какие права и исключения должны применяться. Детальная проработка сложна, и существуют разные мнения о наилучших путях продвижения вперед, в том числе о том, подходят ли права интеллектуальной собственности для защиты традиционных форм инноваций и творчества.

    Возьмем только один пример: общины могут пожелать контролировать все виды использования своих традиционных выражений культуры, включая произведения, вдохновленные ими, даже если они не являются прямыми копиями. С другой стороны, закон об авторском праве разрешает использование чужих работ при условии достаточной оригинальности. В тексте правового документа необходимо будет определить, где должна быть проведена грань между законным заимствованием и несанкционированным присвоением.

    Абдурахманова Нодирахон Муродхоновна,

    Преподаватель ТГЮУ кафедры право интеллектуальной собственности

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates