Какие цели и задачи ставит новый учебный год?

    Нынешний год в Узбекистане проходит под эгидой совершенствования качества образования. За счет реализации реформ в этом важном секторе в стране значительно трансформировалась деятельность школ. Внедряются новейшие педтехнологии, укрепляется материально-техническая база. Активно стало расширяться и международное сотрудничество в сфере. За последние годы запущен ряд крупных проектов с такими организациями, как Всемирный банк, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Азиатский банк развития, и многими другими авторитетными структурами.

    А в эти дни в столице проходил Второй форум педагогов, организованный Министерством дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан совместно с ЮНЕСКО. Мероприятие проходило под лозунгом «Качественное образование - сильное общество». На площадке форума обсуждались вопросы повышения профессио­нального мастерства учителей, популяризации передового опыта Президентских школ, разработки учебной программы на грядущий учебный год и эффективного внед­рения учебно-методических комп­лексов. Отмечалось, что крайне важно определить конкретные задачи по дальнейшему повышению качества образования в стране.

    На церемонии открытия выступили советник Президента Респуб­лики Узбекистан по делам молодежи, науки, образования, здравоохранения, культуры и спорта Одил Абдурахманов, министр дошкольного и школьного образования Хилола Умарова, глава представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Сара Ношади, глава представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане Мунир Мамедзаде, а также представители ряда педагогических ассоциаций.

    В самом форуме приняли участие свыше 300 педагогов со всей респуб­лики, в том числе практикующие учителя, методисты, сотрудники отделов обеспечения учебниками и развития библиотечной деятельности, представители областных управлений. В рамках форума проведены презентации, тренинги, мастер-классы, подготовленные квалифицированными специалистами министерства, Агентства специализированных образовательных учреждений, Научно-практического центра педагогического мастерства и международной оценки, Республиканского центра образования, а также тренерами-преподавателями Президентских, творческих и специализированных школ страны.

    В частности, в сфере дошкольного образования состоялись презентации и тренинги на темы организации деятельности альтернативных моделей (Центров раннего развития) в рамках проекта «Совершенствование раннего развития детей младшего возраста» с участием Всемирного банка; обеспечения системы оценки качества дошкольного образования и внедрения международного инструмента измерения MELKO; здорового и безопасного питания в детских садах. Проведены презентации, тренинги и мастер-классы по таким темам, как «Развитие у учащихся навыков XXI века, «Развитие практических навыков студентов через проектную работу - от практики к теории», «Эффективная реализация факультативных предметов в пилотных школах - методическая поддержка», «Цифровизация системы обеспечения общеобразовательной школы учебниками: проб­лемы, решения, задачи».

    Отмечено, что в настоящее время в стране действует свыше десяти тысяч государственных общеобразовательных школ. При этом расширяется и частный сектор в сфере. Высокую эффективность в последние годы показывает механизм государственно-частного партнерства. А еще качество образования существенно выросло за счет создания в республике Президентских, специализированных и творческих школ. Эти меры - свидетельство стратегически важных реформ, нацеленных на развитие человеческого капитала, что в свою очередь закладывает фундамент для экономического роста государства в будущем.

    На торжественном собрании, посвященном 29-й годовщине независимости Республики Узбекистан, глава нашего государства заявил о начале строительства в стране третьего Ренессанса. Работа в этом направлении предполагала проведение структурных реформ в общеобразовательных учреждениях. В дальнейшем соответствующие цели нашли отражение в важном программном документе - Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. И сейчас полным ходом идет работа по расширению сети общеобразовательных учреждений в стране. В первую очередь стоит задача по открытию учебных заведений в отдаленных районах респуб­лики. В соответствии со Стратегией развития к 2026-му в системе народного образования будет создано порядка 6,4 миллиона ученических мест.

    Для этого внедрена Национальная программа по развитию школьного образования в 2022-2026 годах, которая подразумевает:

    • разработку и реализацию программы по строительству новых школ, увеличению числа частных школ, повышению качества образования;
    • налаживание деятельности свыше 100 тысяч обеспеченных необходимым оборудованием бесплатных кружков для приобщения молодежи к миру искусства, овладения ею знаниями и навыками в сфере компьютерных и информационных технологий;
    • полную переработку учебных программ и учебников на основе передового зарубежного опыта и их внедрение в образовательный процесс до 2026 года;
    • поднятие на международный уровень знаний и квалификации педагогических кадров.

    В результате административной реформы в нашей стране система дошкольного и школьного образования была объединена, и сегодня в ней насчитывается свыше десяти тысяч школ и более 29 тысяч детских садов. При этом стоит отметить, что отечественная система дошкольного и школьного образования совершенствуется с учетом международных требований. За основу берутся принципы, утвержденные ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и другими авторитетными организациями, занимающимися в том числе вопросами образования и знаний.

    Важный аспект повышения качества образования заключается в его доступности для учеников. Обеспечить это можно посредством современных информационных технологий. Так, разработана информационная система - платформа дистанционного образования maktab.uz, где представлен разнообразный контент. Для удобства использования запущены и мобильные версии системы. А еще в настоящее время полным ходом идет оснащение школ страны компьютерной техникой. Так, в 2022/2023 учебном году в школы поставлено порядка 40 тысяч компьютеров, 800 интерактивных досок и 450 комплектов роботизированного оборудования. В школах устанавливаются Wi-Fi-зоны, чтобы педагоги и учащиеся могли работать в электронных образовательных ресурсах kitob.uz, edumarket.uz, edukids и других, пользоваться открытыми онлайн-курсами.

    Также в ходе проведения реформ в нынешнем году уже повышена квалификация 309 тысяч педагогов по принципу «Обучение на протяжении всей жизни». В учебных центрах обучено 180 тысяч человек, через электронную платформу «Непрерывное профессиональное образование» обучились 123 тысячи человек, а в учреждениях высшего профессионального образования и обучения - 1145 человек. 323 педагога были отобраны как подходящие кандидатуры в отделы методической службы в структуре национальных центров по обучению новым методикам. В частности, для повышения квалификации педагогов привлечены и иностранные специалисты. Так, в сотрудничестве с британской организацией Cambridge Assessment проведен курс по программе PDQ для 28 школьных учителей и руководителей. В результате десять педагогов получили международный сертификат.

    - Нельзя изменить общество, не изменив школу. Детский сад и школа являются основой воспитания и обучения, - отмечает Х. Умарова. - Сила, которая делает эти учебные заведения священными, - наши педагоги. Сегодня 500 тысяч учителей и 150 тысяч воспитателей, работающих в системе, создают основу для будущего развития. Мы намерены оказывать поддержку учителям, содействовать в обмене опытом, практиками и приобретении новых знаний. Проводится планомерная работа, направленная на повышение авторитета педагогов в обществе, улучшение качества образования, углубленное изучение подрастающим поколением иностранных языков. И нынешний форум служит уникальной площадкой для определения текущих задач перед новым учебным годом.

    В ходе мероприятия 24 педагога были награждены нагрудным знаком «Отличник народного образования». Примечательно, что форум не ограничится рамками столицы. Он пройдет в Республике Каракалпакстан (15-17 августа), в районах и городах (22-24 августа), а также непосредственно в самих общеобразовательных учреждениях (28-29 августа).

    * * *

    Отечественная система образования сегодня выходит на новый уровень как с точки зрения качества, так и количества. Расширение сети общеобразовательных учреждений по стране говорит о том, что государство намерено вкладываться в образование. Под руководством Президента Шавката Мирзиёева сфера трансформируется на основе принципов развития человеческого капитала, подготовки молодежи к жизни, охвата каждого звена. И такие реформы служат достижению целей устойчивого развития во имя всего человечества.

    Евгения Юн.
    «Правда Востока».

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates