Органы прокуратуры Республики Узбекистан занимают значимое место в системе органов государственной власти страны. Данная единая система органов прокуратуры обеспечивает соблюдение законности, что делает её ключевым институтом, работающим на благо общества.
Конституционные основы органов прокуратуры определяют её функции, полномочия и структуру, обеспечивая таким образом её независимость и эффективность, представляя собой более глубокую правовую и социальную структуру, играющую важную роль в системе государственного управления. Ниже рассмотрим ключевые аспекты, которые подчеркивают сущность и важность этих основ.
В соответствии с Конституцией нашей страны, органы прокуратуры Республики Узбекистан осуществляют свои полномочия независимо от других государственных органов, иных организаций, должностных лиц, подчиняясь только Конституции и законам Республики Узбекистан. В этой связи, прокуратура – орган, обладающий обширными полномочиями по обеспечению соблюдения законов и прав граждан.
Известно, что среди задач органов прокуратуры Республики Узбекистан выступают такие задачи, как обеспечение верховенства закона, укрепление законности, защита прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, конституционного строя Республики Узбекистан, предупреждение и профилактика правонарушений.
Тем не менее, основными направлениями органов прокуратуры являются: надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, хокимами и другими должностными лицами; надзор за исполнением законов, направленных на обеспечение прав и свобод гражданина; надзор за соблюдением законов в Вооруженных Силах, воинских формированиях министерств и ведомств Республики Узбекистан; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, доследственную проверку, дознание, предварительное следствие, и координация их деятельности по борьбе с преступностью; производство предварительного расследования преступлений; поддержание государственного обвинения при рассмотрении в судах уголовных дел, участие в рассмотрении в судах гражданских дел, дел об административных правонарушениях и экономических споров, опротестование несоответствующих закону судебных актов; надзор за исполнением законов, направленных на укрепление налоговой дисциплины, борьбу с налоговыми, валютными преступлениями и правонарушениями, а также возмещение экономического ущерба, нанесенного государству; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, заключенных под стражу, при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия и участие в законотворческой деятельности и работе по повышению правовой культуры в обществе.
Стоит затронуть, что несмотря на центральную роль, которую играют прокуроры в уголовном судопроизводстве, в международных документах практически не упоминается о прокурорах по сравнению с упоминаниями судей и адвокатов. Например, ни во Всеобщей декларации прав человека, ни в Международном пакте о гражданских и политических правах не упоминаются прокуроры, а в обзоре практики Комитета Организации Объединенных Наций по правам человека, уделяется мало внимания статусу прокуратуры.
При этом, прокуроры играют важную роль в реализации многих принципов, закрепленных в международных документах, таких как право на справедливое судебное разбирательство, право быть заслушанным судом, принцип равенства перед законом и судом, а также запрет против пыток.
Важно вспомнить, в 1980 году на Шестом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, была признана необходимость определения международных стандартов, касающихся прокуроров. Конгресс (1980) увязал эффективное осуществление статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах с надлежащим отбором и подготовкой судей и прокуроров.
«Государства-члены должны обеспечить, чтобы лица, ответственные за функционирование системы уголовного правосудия на всех уровнях, обладали надлежащей квалификацией для выполнения своих задач и выполняли их независимо от личных или групповых интересов» (Резолюция 16, Решения Конгресса (1980)).
Седьмой конгресс (1985) подчеркнул важность «беспристрастности прокуроров в возбуждении уголовного преследования» и необходимость избегать любой дискриминации при отборе и назначении прокуроров, а также рекомендовал государствам-членам гарантировать объективность прокурорской службы. Седьмой конгресс также призвал рассмотреть вопрос о
разработке руководящих принципов, касающихся отбора, профессиональной подготовки и статуса прокуроров, их предполагаемых задач и поведения, иммунитета, средств повышения их вклада в бесперебойное функционирование системы уголовного правосудия и их сотрудничества с полицией, сферы их дискреционных полномочий.
Представляют интерес правовые нормы, касательно органов прокуратуры, закрепленные в Конституциях зарубежных стран. К примеру, в Конституции Финляндской Республики закреплена норма: «Возбуждением обвинения руководит Генеральный прокурор, который является высшим обвинителем и который назначается Президентом Республики. Более детальные предписания о возбуждении обвинения устанавливаются законом».
В Конституции Азербайджанской Республики закреплена норма о том, что Генеральный прокурор Азербайджанской Республики назначается на должность и освобождается от нее Президентом Азербайджанской Республики с согласия Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
Заместители Генерального прокурора Азербайджанской Республики, прокуроры, осуществляющие надзор за специализированными республиканскими прокуратурами, прокурор Нахичеванской Автономной Республики назначаются на занимаемые должности и освобождаемые от занимаемых должностей Президентом Азербайджанской Республики по представлению Генерального прокурора Азербайджанской Республики.
В Конституции Республики Хорватия отмечено, что Главного прокурора Республики Хорватия назначает Палата представителей Хорватского сабора по предложению Правительства Республики Хорватия сроком на четыре года после ознакомления с мнением компетентного комитета Палаты представителей.
Кроме того, в случае первого вступления в должность, заместители прокурора назначаются сроком на пять лет. После повторного назначения заместитель прокурора исполняет свои полномочия бессрочно.
В Конституции Республики Бурунди закреплена норма, согласно которой полномочия прокуроров выполняют прокуроры, однако, судьи судов по месту жительства и сотрудники полиции могут выполнять в этих судах обязанности прокуратуры под надзором прокурора данной Республики.
Таким образом, конституционные основы прокуратуры формируют сложный и многоуровневый институт, который не только гарантирует соблюдение законности, но и защищает права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Республики Узбекистан.
Прокуратура, как орган, наделенный полномочиями и ответственностью, занимает важное место в механизме правового государства, действуя в интересах всего общества. Успех прокуратуры в обеспечении правопорядка зависит от ее способности адаптироваться к современным вызовам, поддерживать стандарты профессионализма и отвечать требованиям правосудия.
Следовательно, конституционные основы обеспечивают независимость органов прокуратуры от других ветвей власти и именно это важно для того, чтобы органы прокуратуры могли действовать объективно и в интересах правосудия без внешнего давления и влияния.
Умидахон Собитова,
Преподаватель кафедры
«Суд, правоохранительные органы и адвокатура»
Ташкентского государственного юридического университета