Народные приемные: открытый диалог и надежная опора

    Социальный срез 18 февраля 2022 1536

    В ходе реализации Стратегии действий, завершившейся с окончанием прошлого года, произошли коренные перемены в экономической, общественной и политической жизни нашей страны. В их числе - уникальные преобразования в сфере диалога государственных органов и населения и повышения его гражданской активности, создание новых механизмов своевременного урегулирования вопросов, долгие годы ждавших своего решения.

    Глава нашего государства Шавкат Мирзиёев, вступая в должность Президента Респуб­лики Узбекистан, отметил, что главным правилом для руководителей всех уровней должен стать принцип «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

    28 декабря 2016 года был принят Указ главы государства «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц». Созданные в соответствии с этим документом Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан образовали систему взаимодействия между государственными органами и гражданами.

    Так в стране впервые были созданы качественно новые условия, направленные на полноценную защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечена эффективная система работы с обращениями граждан и оперативного разрешения возникающих на местах проблем.

    Каждое обращение - под строгий учет и контроль

    Примечательно, что диалог с народом, работа руководителей секторов на местах, выездные мероприятия ответственных лиц и специалистов с каждым годом совершенствуются: ни одно обращение не должно остаться без внимания.

    Доказательством служат открытые данные. Рассмотрим деятельность Народной приемной Президента Республики Узбекистан в городе Ташкенте за 2021 год.

    За 12 месяцев поступило 16 612 обращений (за 2020-й - 15 223) по 17 964 вопросам (в 2020-м - 15 975). Из них удовлетворены 11 780 обращений (97,2 процента), в том числе по 9095 приняты положительные решения (75,6). 2621 решено путем правовой консультации, по 293 даны разъяснения, 64 взяты на долгосрочный контроль, 25 оставлены без рассмотрения, по 77 отказано, 25 ликвидированы. 245 за отчетный период остались в процессе рассмотрения.

    При анализе в разрезе сфер деятельности выяснилось, что 4697 (25,5 процента) касаются местных хокимиятов, 1976 (11) - прокуратуры, 3409 (19) - оказания жилищно-коммунальных услуг, 2345 (13,1) - органов внутренних дел, 1357 (8) - здравоохранения, 972 (5,4) - занятости и трудовых отношений, 979 (5,5) - Бюро принудительного исполнения, 862 (4,8) - судебных органов, 377 (2,1) - вопросов махалли и семьи, 384 (2) - энергетики и прочих сфер.

    По итогам 2021 года на телефон доверия Президента Республики Узбекистан и веб-сайт поступило 157 259 обращений от населения города Ташкента по 164 933 вопросам. По сравнению с 2020-м больше на 22 309 (23 296 вопросов), или на 14,2 процента (за 2020 год - 134 950 обращений по 141 637 вопросам).

    При анализе обращений в разрезе сфер деятельности большинство из них 41 324, или 25 процентов приходится на хокимият города Ташкента, 18 498 (11,2) - органы внутренних дел, 16 095 (9,8) - Бюро принудительного исполнения, 12 032 (7,3) - судебные органы, 10 909 (6,6) - прокуратуру, 8556 (5,2) - пенсии и социальные пособия, 7873 (4,7) - здравоохранение, 5858 (3,5) - энергетику, 4 348 (2,7) - занятость и трудовые отношения, 3946 (2,4) - Центробанк и коммерческие банки, 3605 (2,2) - вопросы махалли, семьи и прочие сферы.

    По повторно поступающим обращениям (1903) проводили изучение вопросов с выездом на места и привлечением квалифицированных специалистов.

    Так, в Яшнабадском районе зафиксировано 307 подобных обращений, в Сергелийском - 189, в Мирзо-Улугбекском - 113, Чиланзарском - 112, Яккасарайском - 148, Алмазарском - 150, Мирабадском - 92, Юнусабадском - 62, Учтепинском - 61, Бектемирском - 34, Янгихаётском - 79, Шайхантахурском - 89 и со стороны сотрудников Народной приемной Президента Республики Узбекистан в городе Ташкенте - 467.

    В ходе видеоселекторного совещания под председательством Президента 23 июля 2021 года по мерам организации новой системы работы с обращениями населения утвержден план-график повторного изучения 58 991 обращения, поступившего от населения города Ташкента в Виртуальную и Народную приемные Президента. Определено: каждый район должен ежедневно изучать заявления граждан на основе строгого плана, проводить мониторинг и анализ деятельности рабочих групп со стороны Народной приемной.

    В течение 12 месяцев организованы 2352 выездных приема, направленные на решение проблем населения. В рамках этих мероприятий поступило 20 983 обращения, 6623 удовлетворены, по 3424 даны разъяснения. При участии представителей сфер принимаются меры по положительному решению 11 269.

    Указом Президента «О мерах по коренному повышению статуса института махалли в работе с проблемами населения» от 2 апреля 2019 года определены меры по усилению сотрудничества между секторами по комплексному социально-­экономическому развитию территорий, участию государственных учреждений в изучении проблем граждан путем подворного обхода.

    Согласно документу, внедрена система сотрудничества на основе принципа «махалля - сектор - Народная приемная - махалля» по работе с обращениями граждан, выявлению и решению проблем.

    На основе данных принципов в 575 СГМ проведены 5750 совещаний с председателями и активистами. В ходе открытого диалога с населением выявлены 4486 проб­лем. Большинство решено положительно при участии ответственных учреждений.

    Выездные мероприятие и медосмотры - еще одна составляющая деятельности приемных, проходящая совместно со специалистами. Созданы рабочие группы в составе сотрудников Народной приемной Президента Республики Узбекистан в городе Ташкенте, Главного управления здравоохранения города Ташкента, Ташкентского городского управления Агентства по развитию медико-социальных услуг. Согласно плану мероприятий, в столице медиками осмотрено 17 288 граждан. Заболевания выявлены у 7115 человек, патронажем охвачены 499, флюорографическим обследованием - 572, бесплатно обеспечены лекарствами (в том числе со стороны спонсоров) - 12 164.

    Так, например, житель махалли «Узгариш» Сергелийского района Рустам Хайдарбеков из-за многолетней работы на трудоемких профессиях страдал заболеванием коленных суставов, потерял способность самостоятельно передвигаться. Он неоднократно обращался за помощью в медицинские учреждения, однако лечение откладывалось в связи с необходимостью больших финансовых затрат.

    Р. Хайдарбеков обратился в Народную приемную Президента Республики Узбекистан Сергелийского района. Мы изучили его обращение, и средства на хирургическое вмешательство были выделены. Проведена операция, пациент начал самостоятельно передвигаться. В ближайшее время поступят деньги на вторую операцию.

    Таких примеров немало. Диалог с народом помогает решать сложные проб­лемы не только отдельных граждан, но и коллективов, жителей махаллей (коммунальные службы, строительство, занятость и не только).

    На новом этапе развития страны

    Страна вступила в новый этап преобразований. Указом Президента «О Стратегии развития Нового Узбеки­стана на 2022-2026 годы» от 28 января 2022-го определены дальнейшие реформы во всех направлениях, в том числе в системе диалога с народом в целях усиления ответственности органов государственного управления за решение вопросов на местах по принципу «Государство для человека».

    Специалисты Народных приемных в городе Ташкенте принимают меры по особому контролю проблем, решению их в сотрудничестве с соответствующими учреждениями и организациями. Определены задачи по усилению социальной защиты населения и сокращению бедности, обеспечению жителей рабочими местами и гарантированными источниками дохода, всесторонней поддержке женщин, лиц с инвалидностью, одиноких пожилых и семей, потерявших кормильца, а также по справедливому решению проблем людей, включенных в «железную», «женскую» и «молодежную» тетради.

    Для координации взаимоотношений между населением и государственными учреждениями главным критерием оценки деятельности министерств, ведомств и хокимиятов признано отношение руководителей всех предприятий и организаций столицы к изучению проб­лем граждан по своим направлениям.

    Согласно Стратегии развития Нового Узбекистана и в целях укрепления здоровья населения налажено проведение медосмотров жителей из числа мало­обеспеченных. На постоянном контроле и работа по упрощению оказания государственных услуг пожилым и людям с инвалидностью, созданию удобств для этой категории.

    Принимаются меры по расширению полномочий органов самоуправления граждан, усилению их финансовой независимости. Проводится регулярный мониторинг этой работы. В случае невозможности положительного решения вопросов в масштабе районов обращения переадресуются ответственным лицам городского или республиканского уровня.

    Согласно Стратегии развития, усилим адресную поддержку на местах. Так, намечено повысить авторитет махалли путем создания системы обращения в государственные органы и диалога с их руководителями, оказания государственных и социальных услуг непосредственно в махалле, включая налаживание эффективного взаимодействия с Народными приемными Президента Республики Узбекистан.

    Обеспечивая реализацию идеи «Новый Узбекистан - третий Ренессанс» под девизом «Молодежь - созидатели Нового Узбекистана», продолжим проводить встречи с юношами и девушками при участии руководителей секторов с привлечением на эти мероприятия известных спортсменов, наставников, популярных деятелей искусства.

    Наши специалисты привлекаются и к мониторингу актуальных инициатив руководства страны, например, к посадке декоративных и плодовых деревьев в рамках общенационального проекта «Яшил макон». Также в их числе предупреждение скопления бытовых отходов, создание для населения условий проживания в экологически чистой природной среде, повышение процента озеленения.

    Взяты также под постоянный конт­роль такие вопросы, как профилактика пандемии и прочих бедствий в сотрудничестве с районными управлениями здравоохранения. Совместно со специалистами проводим анализ обстановки на местах по прогнозированию возможных угроз и вызовов.

    Цель 11 Стратегии развития Нового Узбекистана направлена на дальнейшее совершенствование механизмов открытого диалога с народом, расширение практики принятия важных решений с учетом мнения общественности. За годы работы нашей структуры граждане страны убедились: ни одна просьба не остается без внимания, любое обращение берется под строгий контроль, решение выносится по каждому вопросу.

    Перед обществом стоит грандиозная задача - обеспечить последовательную реализацию Национальной программы «Гуманное государство», предусматривающей внедрение идеи «Государство должно служить народу».

    Специалисты нашей сферы готовы претворять в жизнь намеченные важным документом цели для обеспечения справедливости, повышения благосостояния граждан Нового Узбекистана.

    Бахтиёр Миробидов.
    Ведущий специалист Народной приемной
    Президента Республики Узбекистан города Ташкента.