Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 28 декабря 2016 года подписал Указ «О мерах по коренному совершенстованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц». Согласно документу на базе Приемной граждан Управления делами аппарата Президента Республики Узбекистан создается Народная Приемная Президента. В числе их главных задач: организация полного, объективного и своевременного рассмотрения обращений в строгом соответствии с законом «Об обращениях физических и юридических лиц», осуществление системного мониторинга и контроля за рассмотрением обращений, направленных по принадлежности в государственные органы и органы хозяйственного управления. Также появление приемных в регионах страны позволило создать полноценный механизм объективного и своевременного рассмотрения обращений граждан, приема физических лиц и представителей юридических лиц с участием чиновников, в том числе посредством видеоконференцсвязи.
Народные Приемные Президента доказали эффективность и надежную опору для населения. Об этом говорят цифры, в частности, с 14 июня по 15 июля этого года в Народные Приемные поступило 16 343 обращения (в среднем за 1 день – 545), по 2 668 из них (16,3 процента) были даны разъяснения, по 3 373 (20,6 процента) были разрешены путем предоставления правовой информации, 165 (1 %) обращений взяты на долгосрочный контроль, 5 – приняты для сведения, а 7 181 (43,9) – находится в стадии рассмотрения, 186 (1,1) были отклонены или завершены. Большинство из них 8 806 (53,8 процентов) решены в оперативном порядке.
За месяц наибольшее количество обращений в разрезе регинов поступило из Сурхандарьинской (1832), Ферганской (1591) и Кашкадарьинской (1558) областей.
В свою очередь наименьшее количество обращений поступило из Навоийской (546) и Сырдарьинскаой области (804), далее следует Республика Каракалпакстан (814).
Чаще всего граждане жаловались на коммунальное обслуживание, в частности на газо-, электро- и водоснабжение (8,6 процентов), также были обращения по вопросу трудоустройства и занятости (6,9 процентов).
Также поступили жалобы на поведение сотрудников государственных и хозяйствующих субъектов (2 процента), на судебную систему (1,7 процентов). Граждане обращались и с вопросами к правоохранительным органам, в частности, органам следствия и дознания (0,8 процентов), принудительного взыскания, взыскания алиментов и долгов (6).
Население волновали вопросы обеспечения жильем (4 процентов) и деятельности банковской системы и кредитования (3,4).
Чаще всего в разрезе организаций и учреждений люди обращались в местные органы государственного управления – 1 262 (7,7 процентов), Министерство внутренних дел – 264 (1,6), Высший суд – 228 (1,4), Министерство иностранных дел – 219 (1,3), Генеральную прокуратуру 193 (1,2).
Меньше всего население обращалось в Бюро принудительного исполнения – 163 (1 процент), Кабинет Министров – 118 (0,7), Министерство здравоохранения – 72 (0,4), Министерство занятости и трудовых отношений – 71 (0,4), Центральный и коммерческие банки – 70 (0,4).
Стоит отметить, что при этом гражданами отправлены 136 повторных и 335 дублирующих заявлений. Анализ повторных обращений в разрезе регионов показал, что 21 случай был зарегистрирован в Самаркандской области, 17 случаев – Джизакской и 14 – Ташкентской областях.
При изучении повторных обращений выявлено, что 66, или 48,5 процентов от общего числа, повторных обращений – основные, из которых на Верховный Суд приходятся 18 обращений, Министерство внутренних дел – 18, Центральный банк и коммерческие банки – 13, Министерство энергетики – 9, Министерство занятости и трудовых отношений – 8.
Статистика в очередной раз доказала, что Народные Приемные продолжают работу в целях обеспечения интересов прав человека, повышения благосостояния страны и народа.
Подготовила
Анастасия Боровикова.
При содействии службы по связям с общественностью Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.