Школьное образование в Узбекистане: актуальность реформ и успешный зарубежный опыт

    Образование 13 февраля 2024 2076

    В современном мире образование играет ключевую роль в формировании будущего. С каждым днем возрастают требования к школьной системе, что требует постоянного обновления и совершенствования структур и методик. В этом контексте реформирование образования - важный шаг на пути создания более эффективной и адаптивной системы обучения.

    26 января текущего года Президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией о мерах по улучшению качества школьного образования. Как отмечалось, для реализации реформ во всех звеньях образования на основе единой концепции необходимо организовать проектный офис, который будет отвечать за разработку образовательных стандартов и программ в дошкольном, школьном, профессиональном и высшем образовании с учетом передового опыта.

    Сегодня система образования - приоритет государственной политики. Ведь стратегический успех общества определяется не только формированием широкого круга научно-технической, гуманитарной и художественной элиты, но и достижением высокого образовательного ценза и институциональной профессиональной подготовки всего населения.

    Работа педагогов связана с регулярным повышением квалификации. Дети - будущее страны. Поэтому педагогу нельзя застревать в прошлом. Отсюда аксиома: тот, кто призван учить других, должен учиться сам.

    В нашей стране школьное образование реформируется по следующим направлениям:

    • совершенствование содержания и методов обучения;
    • нравственное воспитание;
    • создание системы помощи учащимся в выборе собственного пути в образовании и трудовой карьере;
    • привитие навыков здорового образа жизни;
    • подготовка к жизни и работе в условиях интернационализации и информационного общества;
    • доступность специального образования для детей, нуждающихся в особых образовательных условиях.

    Поиск путей дальнейшего развития данной сферы требует глубокого и всестороннего исследования всех попыток реформирования в национальных системах образования, анализа положительных и отрицательных тенденций и полученных результатов. Сопоставление образовательных реформ в разных странах помогает обнаружить и устранить недостатки, обогатить опыт, найти более верный и оптимальный путь прогресса в Новом Узбекистане.

    Как педагоги развивают профессиональные навыки

    В ходе рассмотрения вопроса повышения уровня знаний и мастерства педагогов глава нашего государства отметил устаревшие методы работы и низкий научный потенциал центров повышения квалификации. В связи с чем поставлена задача - трансформировать эти центры в 14 регионах, внедрить программы профессионального развития учителей. Сегодня во многих странах повышение квалификации учителей прописано в законодательстве. К примеру, оно обязательно в США и Германии.

    В США профессиональное развитие преподавателя - важный процесс, без которого школа не может эффективно работать. Повышению квалификации американских педагогов уделяется большое внимание на школьном, региональном и государственном уровнях. Там существуют разнообразные формы повышения квалификации, причем очевидна практическая ориентация системы подготовки кадров. Это дневные, вечерние, заочные, субботние и воскресные курсы, работающие при консультативных фирмах или научных центрах, в которых есть программы с теоретическим или практическим уклоном.

    В США процесс повышения квалификации учителей часто осуществляется на базе отдельных школ, что позволяет изучать новейшие педагогические методики без отрыва от работы. В течение всего периода такого обучения педагогов консультируют опытные преподаватели вузов. Здесь важно отметить американскую систему образования в целом. Обучение в школах предусматривает специальные курсы по подготовке к обучению в университетах. Количество набранных баллов во время учебы в среднем учебном учреждении в США называется личным кредитом. Более того, успеваемость школьников характеризуется количеством баллов, набранных в рамках той или иной дисциплины. Минимальная отметка дает возможность перехода в следующую школу или образовательное учреждение классом выше.

    В средней школе США ребята получают стипендию, которая зависит от их успеваемости. Если те, кто учится лучше всех, на протяжении всей учебы будут откладывать эти деньги, то смогут позволить себе оплатить два вузовских образования. А значит, ученик может уже в школе проложить себе дорогу в будущее.

    Есть еще одна особенность, характерная для американской системы образования: пока ребенок - ученик школы, администрация учебного учреждения делится информацией о его успехах со всеми вузами населенного пункта. По­­этому для зачисления в одно из высших учебных заведений ему не нужно сдавать вступительные экзамены, ведь руководство университета уже наслышано о способностях абитуриента. Кроме того, известно, какие баллы имеет ученик по каждой дисциплине.

    Вузы и колледжи на основании имеющихся у них данных отбирают потенциальных студентов и направляют им приглашение на учебу. Таким образом, есть смысл хорошо учиться в школе. Тогда позже не придется тратить баснословные суммы, чтобы попасть в институт.

    Система повышения квалификации в Германии, несмотря на свой обязательный характер, гибкая: предоставляет учителям максимум удобств в организации рабочего и свободного времени. Обучение можно проходить как в рабочее, так и нерабочее время. Здесь предусмотрены традиционные и инновационные формы совершенствования профессионального мастерства: учебные курсы, семинары, мастер-классы, педагогические конференции, учебные мастерские. Все большую популярность набирают дистанционные курсы повышения квалификации. Они ценятся педагогами за гибкость, модульность, доступность и использование информационных образовательных технологий.

    Цель повышения квалификации педагогов в Великобритании - постоянная адаптация учителей к динамично меняющемуся миру, позволяющая им успешно общаться с подрастающим поколением, так как в этой стране считается, что учитель - зрелая, активная, саморазвивающаяся личность.

    Социальный и профессиональный рост педагога неразрывно связан с его практической деятельностью, поэтому британская школа всячески поддерживает его начинания.

    Инновационный опыт в повышении квалификации преподавателей

    В Узбекистане также внедряются новые методы повышения квалификации педагогов.

    В прошлом году в праздничном поздравлении учителям и наставникам Президент отметил, что на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН проводимые в нашей стране реформы в сфере образования получили признание как созвучные Целям устойчивого развития.

    Новшеством является и то, что тысячу воспитателей и учителей направят на повышение квалификации и стажировку в зарубежные страны. Будут усовершенствованы системы приема учителей на работу, повышения их квалификации и присвоения категорий. Это необходимо как для педагогов, так и подрастающего поколения.

    Согласно статье 52 Основного закона, в Республике Узбекистан труд учителя признается основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народа. Государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте. В целом мы все должны уважать труд учителей, ценить их профессиональный и духовный потенциал.

    В ходе презентации глава государства отметил важность деятельного участия председателей и актива махалли в жизни школ, поскольку обстановка в махалле, занятость населения во многом зависят от образования и воспитания молодежи. Действительно, школа - дело не только органов образования, но и родителей, махаллинских активистов, всего общества. Потому что школа - основа будущего страны. Эта же истина лежит в основе пословицы «Об одном ребенке семь махаллей заботятся».

    Образование также оказывает положительное воздействие на социальные процессы в обществе: образованный человек - законопослушный гражданин, сам способен формировать здоровую социальную среду, легче адаптируется в изменяющемся обществе.

    На презентации также отмечено, что в нашей стране насчитывается 10 284 школы. За последние годы проведена масштабная работа по улучшению их условий и увеличению количества ученических мест. Школу оканчивают в среднем 400 тысяч учащихся в год, из них 170 тысяч - продолжают получать образование.

    Сегодня в 500 учебных заведениях регионов внедрена система оценивания, применяемая в Президентских и специализированных школах. В результате доля таких практических занятий, как анализ ситуации, решение проблем, работа в команде, основанных на передовом зарубежном опыте, увеличилась до 60 процентов.

    Современными условиями организации и функционирования системы образования в Узбекистане являются реализация Конституции в новой редакции и Стратегии «Узбекистан - 2030», гарантирующих гражданам материальное благополучие и социальное равноправие; высокие темпы экономического роста, способствующие достижению широкого консенсуса по вопросам образования; позиционирование образования как важнейшей части национальной программы сохранения суверенитета и культурного развития нации; высокий социальный статус школьных учителей, поддержанный качественной профессиональной подготовкой в системе университетского образования.

    Если взглянуть в глубь истории, то можно вспомнить, как джадиды в целях реформирования системы образования начали создавать собственные национальные школы, обучение в которых было основано на новых методах. Они стали называться новометодными (джадиди-усул).Там преподавалась история народа, создавались новые светские учебники по математике, естествознанию, географии и родному языку. Джадиды проповедовали идею единой родины. Сегодняшние реформы - логическое продолжение этих идей.

    Роль государства в развитии системы школьного образования является ключевой и может оказать значительное влияние на качество и эффективность образовательного процесса. Внимание, уделяемое Президентом данной области, не только подчеркивает ее важность, но и служит примером для участников общества.

    Фирюза Мухитдинова.
    Профессор ТГЮУ доктор юридических наук.