Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на общественное развитие, ученые- экономисты выделяют в первую очередь природные и демографические. В последние годы к их числу стали относить гендерные факторы, которые характеризуют не физические отличия между мужчиной и женщиной, а скорее, построенные социумом особенности мужественности и женственности.
Термин «гендер» воспринимается как социальный пол, который определяет поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Применяется для обозначения изменчивых социально-культурных различий между женщинами и мужчинами, ролей, моделей поведения, приписываемых качеств и других характеристик, которые не являются природными, а диктуются общественными представлениями о нормах и традициях. Эти представления могут меняться (и делают это) с течением времени в разных культурах.
В зависимости от пола каждый человек играет свою гендерную роль, имеет права и обязанности во всех аспектах жизни, которая определяет нужды и интересы людей, их доступ к ресурсам, власти и другим возможностям. При этом иногда гендерные роли влияют на вопросы равенства и становятся причиной нарушения прав и дискриминации, что приводит или может привести к нежелательным тенденциям в развитии общества. Следовательно, достижение равенства между женской и мужской половиной человечества - один из важных аспектов гендерного вопроса.
К сожалению, сегодня нет ни одной страны, где было бы достигнуто стопроцентное равенство между мужчинами и женщинами во всех сферах. Наличие неравенства, скорее, характерно для менее развитых стран, проявляется чаще всего в системе заработка, образования, количестве рабочих часов, продолжительности жизни и многом другом.
В мировом масштабе лишь четверть руководителей среднего и высшего звена - женщины. Правда, они сегодня обретают политический вес, но это происходит благодаря выделению квот и другим специальным мерам. Например, с 1995-го по 2010-й представительство женщин в государственных парламентах мира увеличилось с 11 процентов до 19. В 58 странах планеты женщины по-прежнему составляют менее десяти процентов депутатского корпуса.
Все это говорит о том, что гендерный вопрос - проблема века, которой ныне занимаются как отдельные ученые, так и целые организации, институты. На международном уровне равенство женщин и мужчин закреплено в Уставе ООН 1945 года и Всеобщей декларации прав человека 1948-го. Защита прав женщин нашла свое отражение в конвенциях о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, о политических правах женщин, о дискриминации в области труда и занятий.
В 1979-м Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая закрепила международный стандарт в отношении того, что подразумевается под равенством.
В настоящее время во многих странах есть законодательство по содействию равноправию между женщинами и мужчинами, созданы национальные механизмы, призванные обеспечить должный учет гендерной проблемы во всех сферах общества. Международные организации стали уделять больше внимания положению женщин в обществе и их значимости на том или ином поприще.
В частности, для мониторинга данного процесса введены следующие показатели:
- соотношение девочек и мальчиков в системе начального, среднего и высшего образования;
- доля женщин, работающих в несельскохозяйственном секторе;
- доля мест, занимаемых женщинами в национальном парламенте.
В Узбекистане за годы независимости проведена большая работа в области реализации мер по обеспечению гендерного равенства. В Конституции страны определено: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». В статье 46 Основного Закона прямо указано на то, что «женщины и мужчины имеют равные права».
Жизнь вносит в процесс развития определенные коррективы. Так, например, в действующее законодательство внесены изменения, которые направлены на поощрение участия женщин в политической деятельности. В соответствии с новой системой квот определено, что политические партии Узбекистана должны выдвигать в законодательные и представительные органы власти не менее 30 процентов женщин от общего числа кандидатов. В результате соотношение женщин и мужчин, участвующих в принятии решений в органах исполнительной власти в Узбекистане, сегодня выглядит заметно лучше. В частности, если в среднем на планете доля женщин в принятии решений в органах исполнительной власти составляет один процент, то в Узбекистане этот показатель равен 6,2.
В республике высок и уровень экономической активности женщин. Значительная часть занята в разных сферах деятельности. Их доходы - существенное пополнение семейного бюджета.
Такие достижения - результат всесторонне продуманной гендерной политики как составной части социально-экономического курса, взятого руководством страны. На национальном уровне выполняются программы и мероприятия по улучшению положения женщин и усилению их экономических прав.
Изданная в 2002 году Министерством макроэкономики и статистики Республики Узбекистан (ныне - Министерство экономического развития и сокращения бедности) и Комитетом женщин брошюра «Женщины и мужчины в Узбекистане» (при поддержке ПРООН и АБР) стала первой публикацией, собравшей индикаторы в девяти стратегических направлениях.
Министерства по поддержке махалли и семьи, иностранных дел и Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека тесно сотрудничают с Государственным комитетом по статистике в отчетности по международным обязательствам, накладываемым Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, выполнению Пекинской платформы действий и Целей развития тысячелетия. Правительством республики принят ряд национальных программ, которые определяют стратегию и приоритетные сферы для улучшения положения женщин в республике.
В 2019 году приняты два важных закона - «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия», предусматривающие всестороннюю поддержку женщин. В этих документах, кроме обеспечения гендерного равенства, нашли отражение научные и практические рекомендации по улучшению статуса представительниц прекрасной половины человечества в обществе. Учтены и недоработки прошлых законодательных актов.
* * *
Современная женщина в Узбекистане не только мать и жена, но и по-настоящему активный член общества. Она занята наукой, врачеванием, педагогической деятельностью, участвует в работе парламента, работает в органах государственной власти. Она свободный человек, хорошо знающий свои права и обязанности, которые закреплены законодательством.
Гузалхон Ахмедова.
Доктор юридических наук ТГЮУ,
магистр делового администрирования школы бизнеса ESC Rennes (Франция).