Цифровая модель оказания правовой помощи

    Цифровизация 6 января 2021 1749

    В период развития торгово-экономических, социальных, культурных и иных связей между государствами неотъемлемым является их взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество в рамках международных договоров в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. При этом оказание взаимной международной правовой помощи - одно из важнейших направлений деятельности Содружества Независимых Государств (СНГ).

    Согласно Уставу СНГ, государства - члены организации в разных формах осуществляют сотрудничество в области права, в частности, путем заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи.

    Оказание международной правовой помощи в рамках СНГ осуществляется на основании конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанных в 1993-м в Минске и 2002-м в Кишиневе, а также - Протоколом к первой (Москва, 1997 год) и рядом двусторонних международных договоров.

    Цель конвенций - обеспечение надежной защиты прав и законных интересов граждан путем оказания содействия в решении их правовых проблем.

    В рамках международной правовой помощи стороны содействуют друг другу в рассмотрении судебных поручений по гражданским, семейным, экономическим и уголовным делам; исполнении решений названных судов, получении сведений о принадлежности к гражданству, прекращении и выходе из него, наличии или отсутствии судимости, об истребовании из архивов сведений о трудовой деятельности, стаже и размере заработной платы граждан, установлении сведений о наличии имущества в собственности граждан; в направлении поручений нотариусов и других вопросах.

    В настоящее время взаимодействие по вопросам оказания международной правовой помощи между государствами - членами СНГ осуществляется путем бумажного документооборота, что требует значительного времени на их оформление, приводит к увеличению процессуальных издержек, а также к случаям утери оригинальных документов в процессе пересылки. Такое в результате приводит к небезосновательному недовольству граждан.

    Как показывает статистика, за период 2018-2019 годов и 9 месяцев 2020-го компетентными органами Узбекистана в рамках конвенций рассмотрено более 60 тысяч запросов государств - членов СНГ по вопросам, касающимся оказания правовой помощи. На практике на направление запросов и получение на них ответов требуется, как правило, от трех до шести месяцев. А ведь от оперативного и эффективного взаимодействия компетентных органов государств - членов СНГ в области оказания международной правовой помощи зависят судьбы людей.

    Необходимо отметить, что с введением ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, была временно приостановлена пересылка бумажной корреспонденции посредством фельдъегерских служб государств - членов СНГ, что привело к замораживанию многочисленных запросов граждан в получении международной правовой помощи. Пандемия указала на слабые стороны в этом процессе и поставила перед нами вопрос о необходимости совершенствования ее механизмов, в частности, путем цифровизации процесса.

    По этим причинам назрела особая необходимость дальнейшего совершенствования методов и подходов по оказанию международной правовой помощи, в том числе путем внедрения современных информационных коммуникационных технологий в эту сферу для решения проблем, связанных с ускорением документооборота.

    Сегодня, когда активно и повсеместно используются информационные технологии во всех сферах общественной жизни для создания удобств, а сложившаяся практика взаимодействия в рамках конвенций не отвечает требованиям времени, вопрос цифровизации сферы оказания международной правовой помощи не должен быть исключением.

    Предложенная Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в ходе заседания Совета глав государств СНГ 18 декабря 2020 года инициатива по созданию Единой электронной платформы СНГ для обмена правовой информацией стала весьма актуальной и практически значимой в настоящих условиях.

    Создание и внедрение Единой электронной платформы выведет обмен правовой информацией между компетентными органами в рамках конвенций на качественно новый уровень, позволит значительно сэкономить время в ходе обмена и пересылки соответствующих документов и информации, а также послужит обеспечению их сохранности.

    В свою очередь это требует принятия совместных усилий причастных министерств и ведомств государств - членов СНГ в проработке вопроса внедрения электронного документооборота (делопроизводства) между компетентными органами в рамках взаимодействия по конвенциям. На начальном этапе представляется необходимым разработать концептуальный документ по созданию и функционированию данной электронной платформы, который будет рассмотрен совместно государствами - членами СНГ.

    Данная инициатива, несом­ненно, послужит эффективному и оперативному взаимодействию по обмену правовой информацией между государствами - членами СНГ в будущем и новому этапу совершенствования деятельности по оказанию международной правовой помощи.

    Акбар Сайдахмедов.
    Начальник Управления международно-правового сотрудничества
    Министерства юстиции Республики Узбекистан.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates