Важный фактор устойчивого развития государства и общества

    Наука 13 октября 2020 851

    Современный мир кардинально отличается от того, каким был еще двадцать лет назад. Мы живем в эпоху глобализации, для которой характерно расширение экономической деятельности через национальные границы. Это проявляется в международной торговле, инвестициях и финансах, потоках услуг и технологий, информации и идей. Движущей силой глобализации сегодня стали технологическая революция в сфере коммуникаций, интернет и крупномасштабные компьютеризированные информационные системы. Все это привело к сжатию времени и пространства и фактически сформировало новый мировой рынок, повлекло за собой изменения, в том числе в сферах образования и науки.

    Ученое сообщество согласно с тем, что именно наука должна реагировать на потребности общества и глобальные вызовы, играя особую роль и выполняя множество функций на благо общества, включая повышение качества жизни людей. Словом, наука необходима для полноценного и всестороннего развития государства и всех сфер экономики.

    Стоит признать, что пандемия коронавируса привела к мировому социально-экономическому кризису, оказав огромное воздействие на все звенья цепочки непрерывного образования. Так, около 1,5 миллиарда - 89,4 процента всех учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в мире - оказались перед фактом закрытия образовательных учреждений. И более 300 миллионов из них - студенты. Вузы были вынуждены пересмотреть свои планы и методы обучения, организационные подходы.

    Глобализация влияет на ход научных исследований и работу вузов, углубляет их интеграцию, изменяет подходы к налаживанию учебного процесса. Одновременно с этим создает больше возможностей для академического сообщества. Опыт развитых зарубежных государств показывает, насколько оправданы инвестиции в образование и подготовку кадров. Именно поэтому в последние годы отечественными вузами установлено тесное сотрудничество с рядом иностранных университетов, научно-исследовательских институтов, различных организаций, оказывающих поддержку во внедрении передовых методик обучения. Кроме того, в Узбекистане появился целый ряд новых филиалов зарубежных вузов, факультетов, открытых совместно с иностранными университетами и институтами. Наша республика движется к тому, чтобы войти в число развитых государств мира. И вполне логично, что начало этого пути сопровождается коренными реформами в сфере просвещения.

    Правительства стран и простые граждане должны понимать научные основы глобальных проблем, таких как изменение климата, сокращение биоразнообразия, бедность, сохранение природных ресурсов и многое другое.

    Развитие образования и науки - неотъемлемый фактор процветания государства, гарантирующего гражданам достойный уровень жизни, демок­ратический порядок организации общества, высокие стандарты культуры. А противостоять вызовам устойчивого развития можно, лишь владея научными знаниями и современными технологиями.

    С другой стороны, ученые должны понимать проблемы, с которыми сталкиваются политики, и стремиться сделать результаты исследований более актуальными и понятными для широких масс. Наука, технологии и инновации должны стимулировать нас.

    Как неоднократно отмечал Президент Шавкат Мирзиёев, именно наука должна стать точкой опоры развития Узбекистана, а исследования служат фундаментом прогресса всех сфер народного хозяйства.

    Сегодня крайне необходимы современные инновационные разработки, так как развитие производства без них просто невозможно. Передовые решения ученых должны стать более востребованными. Исходя из этого важно создать достойные условия для реализации потенциала молодежи. Так, в последние годы заметно повышены размеры базовых должностных окладов преподавателей вузов, научных работников научно-исследовательских учреждений, участвующих в реализации фундаментальных, прикладных исследований и инновационных проектов. Руководитель страны прилагает большие усилия, чтобы вернуть сферам образования и науки былые статус и престиж. И это не может не радовать.

    Хотелось бы остановиться и на том, что современные глобальные вызовы требуют инвестиций для исследований в приоритетных областях, скажем, изменение климата, энергетика и здравоохранение, даже для тех государств, где ситуация относительно благополучная. Иными словами, страны с низким уровнем дохода надеются использовать научные исследования для улучшения ситуации в данной области, более богатые - для сохранения позиций на глобальном рынке, где конкуренция постоянно возрастает. Отчасти за счет этого акцент в сфере научных открытий сегодня сместился в сторону проведения проблемно ориентированных исследований, которые уже должны внедряться в деятельность каждого высшего учебного заведения.

    Успешно претворяя в жизнь начатые реформы, в конечном итоге мы придем к тому, что выпускники вузов смогут демонстрировать заинтересованность в глобальных процессах, вносить вклад в развитие всех сфер жизни, быть активными участниками общественных процессов.

    Современная концепция высшего образования подразумевает не только преподавание и обучение, но также исследования, с которых начинается жизненный цикл инноваций, - от разработки и до применения. В то же время не следует забывать и про фундаментальную науку. Научно-консультативный совет при Генеральном секретаре ООН подчеркивает важность обоих направлений, их взаимосвязанность и взаимозависимость, то, что они дополняют друг друга в поиске инновационных ответов на проблемы, с которыми сталкивается человечество на пути к устойчивому развитию.

    Фундаментальные исследования - это основа для инноваций, а прикладные призваны создавать продукты и технологии. Надлежащее их воплощение в жизнь имели важнейшее значение для достижения целей Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

    Сейчас студентам необходимо предоставить неограниченные доступ и возможности, чтобы они могли использовать полученные знания для саморазвития, а также имели шанс вносить личный вклад в науку с помощью более совершенных исследований и открытий. А педагогам, занимающимся изысканиями, следует оперировать новейшей информацией и фактами, так как они уже знакомы с разными аспектами концепций и теорий.

    Стоит признать, что разработка успешной национальной политики в этой области остается весьма сложной задачей. Сегодня многие страны включают научно-технические исследования в свои концептуальные программы развития и прочие документы. При этом для всестороннего использования положительных результатов экономического роста, основанного на науке и инновациях, требуется одновременное продвижение в нужных направлениях сферы образования.

    В Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденной Указом Президента 8 октября 2019-го, подчеркивается стратегическая задача по повышению результативности научно-исследовательской деятельности в вузах, широкое привлечение молодежи к научной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры в сфере. Определены компоненты государственной политики в области управления наукой и образованием, подразумевающие мотивацию научных работников и профессорско-преподавательского состава вузов, докторантов; повышение уровня самоорганизации и самоуправления научно-исследовательских коллективов; развитие фундаментальных, прикладных и инновационных научных изысканий; укрепление кадрового потенциала, развитие международного сотрудничества в сфере науки.

    Назокат Касымова.
    Доктор политических наук, профессор ТГУВ.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates