В конференции высокого уровня в Ташкенте лично и путем дистанционного подключения приняли участие министры и заместители министров образования и науки Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана и Узбекистана, представители других государственных органов из этих стран, ректоры ведущих университетов Центральной Азии, представители международных организаций, а также региональные и международные эксперты в сфере высшего образования.
«Правительство Узбекистана радо выступить в качестве соорганизатора данной конференции. В ходе мероприятия участники высокого уровня обсудили возможности и дальнейшие совместные усилия, направленные на развитие регионального сотрудничества в области улучшения качества высшего образования», - сказал Иброхим Абдурахмонов, министр высшего образования, науки и инноваций Узбекистана.
Страны Центральной Азии обладают большим и динамичным сектором высшего образования, претерпевшим значительные преобразования с момента обретения ими независимости. За последние десятилетия существенно увеличилось количество высших учебных заведений (вузов) и студентов. Сегодня в Казахстане, Кыргызской Республике, Таджикистане и Узбекистане функционируют более 430 университетов, предоставляющих образовательные услуги порядка 1,8 млн студентов.
Несмотря на прогресс в увеличении количества поступающих в вузы и расширение числа частных университетов, системы высшего образования в Центральной Азии сталкиваются с определенными проблемами. Они включают относительно низкое качество преподавания, недостаточное финансирование местных вузов, ограниченный доступ к высшему образованию среди студентов из малообеспеченных семей, устаревшие образовательные программы и инфраструктура, не отвечающие текущим и будущим требованиям рынка труда.
Кроме того, страны Центральной Азии отстают по глобальным показателям эффективности исследований. Они, как правило, занимают самые низкие места в мире по уровню финансирования исследований, на долю которого приходится лишь 0,12% ВВП. В результате университеты региона в значительной степени исключены из процесса разработки новых технологий и инноваций.
Международный опыт показывает, что региональная интеграция систем высшего образования является эффективным инструментом для решения названных проблем. Она также открывает возможности для долгосрочного роста во всех других отраслях экономики. Развитие сотрудничества, обмен знаниями и объединение ресурсов между вузами региона, могло бы улучшить качество высшего образования и научных исследований в Центральной Азии.
В конференции высокого уровня в Ташкенте лично и путем дистанционного подключения приняли участие министры и заместители министров образования и науки Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана и Узбекистана, представители других государственных органов из этих стран, ректоры ведущих университетов Центральной Азии, представители международных организаций, а также региональные и международные эксперты в сфере высшего образования.
В рамках мероприятия вниманию участников был представлен новый доклад Всемирного банка «На пути к совершенству высшего образования в Центральной Азии: «дорожная карта» для улучшения качества образования и исследований посредством региональной интеграции».
Документ включает в себя «дорожную карту» с рекомендуемыми мерами, которые могли бы стимулировать дальнейшее сотрудничество правительств стран Центральной Азии в трех приоритетных направлениях. К ним относятся рекомендации по улучшению доступа, качества и актуальности к системе высшего образования для национальных экономик, укреплению научно-исследовательского и инновационного потенциала стран региона, а также использованию передовых решений для создания единого пространства высшего образования.
«Конкретные аргументы обосновывают необходимость более тесного сотрудничества между странами Центральной Азии в области высшего образования», - отметила Рита Алмейда, руководитель управления Всемирного банка по вопросам образования в регионе Европы и Центральной Азии. «Мы проанализировали преимущества регионального подхода к высшему образованию на основе международного опыта и отмечаем огромный потенциал для сотрудничества стран Центральной Азии с целью улучшения качества высшего образования и научных исследований».
Среди различных рекомендаций в докладе предлагается принять единые центральноазиатские стандарты для аккредитации вузов, что обеспечит возможность сопоставлять качество высшего образования по всему региону. Рекомендуется осуществлять регулярное прогнозирование развития ситуации на региональных рынках труда для определения актуальности знаний и навыков, приобретаемых студентами во время обучения в вузах региона.
В докладе подчеркивается важность разработки стимулов для проведения и публикации качественных результатов исследований для укрепления инновационного потенциала местных вузов. Отмечается необходимость создания регионального фонда поддержки исследований и сотрудничества между вузами и исследовательскими институтами Центральной Азии.
Рекомендуется внедрить механизмы, поддерживающие признание квалификаций, что облегчит мобильность и возможности трудоустройства граждан одних стран Центральной Азии в других государствах региона. Также предлагается реализовывать региональные программы краткосрочной мобильности для студентов, исследователей и преподавателей вузов.
Участники конференции обсудили рекомендации, озвученные Всемирным банком. Были определены дальнейшие шаги по активизации регионального сотрудничества в сфере высшего образования.