Феномен классической музыки

    В одном из трактатов XVI века гениальный бухарский ученый Нажмиддин Кавкаби - один из воспитанников академии Алишера Навои в Герате наряду с Бехзодом, Хондамиром и Хилоли - пишет: «Музыка - сокровенная тайна тайн, и постигается она избранными праведниками».

    О духовном развитии общества, служению науке, секретах узбекской классической музыки - наша беседа с музыковедом, автором монографических исследований, учебных пособий, методических разработок, научных, энциклопедических и просветительских статей, кандидатом искусствоведения Равшаном ЮНУСОВЫМ.

    - Какое место в нашей жизни занимает культура и как она влияет на развитие общества?

    - Экономика, международные связи, социальная сфера и искусство… Что первично в обществе? Государство не может развиваться однобоко. Все в мире взаимосвязано. У Платона есть учение о части и целом. Везде должна быть гармония. Как может экономика развиваться вне культуры? А культура вне политики? А когда все силы объединяются в одно целое - кулак - вот это и называется государством.

    Еще в древности говорили: «Человек может быть счастлив, если у него за спиной мощное государство». А если мы - кулак, то знаем, как защититься от осеннего ветра, знойного лета, непредсказуемой весенней погоды…

    Культура - важнейшая составляющая жизни общества, его духовной сферы. Не имеет ценностную шкалу, не подчиняется законам социального развития, физики... У нее свои принципы. Неслучайно это безбрежное, как мир, понятие происходит от слова культ (поклонение). Это все, что не заложено в нас природой, а веками вырабатывалось человеком - культура общения, культура чтения, то, как мы здороваемся, одеваемся, читаем или слушаем музыку…

    Государству без культуры, духовности грош цена. Почему вошла в историю империя Темуридов? Ее духовное наследие, отмеченное универсальным общественным, интеллектуальным и творческим порывом, - ярчайшая страница мировой истории. Блистательный взлет науки, архитектуры, градостроительства, изобразительных, прикладных и зрелищных искусств, литературы, поэзии, музыки - уникальный феномен мирового масштаба, неслучайно получивший определение «Восточный Ренессанс».

    Человеком без культуры можно управлять. Вот почему этой сфере нужно уделять первостепенное внимание, прививать детям любовь к музыке, чтению художественной литературы с детского сада, изучению на должном уровне в наших школах музыки и искусства узбекской классической музыки, игры на дутаре, танбуре.

    Конечно, необязательно всем быть дутаристами. Ребенок может играть на фортепиано или скрипке. Но красота и гармония родных сердцу звуков лучше, сильнее всего формируют основы нравственной культуры, патриотизм.

    Или почему, когда говорим «классическая музыка», подразумеваем лишь композиторское творчество? А все остальное - народное или фольклор. Это же совсем другие категории! Макомы - музыка, созданная тысячелетиями. И она не устаревает, сколько бы ее ни старались в прежние времена убрать, искоренить. Она возвращается.

    - «Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков». Строки Алишера Навои в полной мере определяют титани­чески самоотверженный труд ученого.

    Большинство ваших научных работ посвящено узбекской классической музыке. Откуда такой интерес к макомату, творчеству великого поэта?

    - Да потому что выше Навои нет. А откуда может быть интерес к Шекс­пиру или Пушкину? Потому что того же Пушкина будешь читать до конца жизни и открывать его для себя заново. Точно такие же и макомы.

    Одна из моих последних статей недавно опуб­ликована в научном журнале «Археология, этнография и антропология Евразии». Так в чем эта феноменальность? Она начинается так: «Узбекская музыка неповторима, не имеет аналогов». Не знаю, какая древнее - китайская или индийская? Пусть об этом спорят другие ученые. А для меня узбекская музыка - живая. В Китае, к примеру, сегодня не услышишь мелодий, которые исполняли в императорских дворцах, точно так же можно сказать об индийской раге. А узбекская музыка звучит в Бухаре, Хорезме, Ташкенте.

    Один из своих очерков посвятил великому Тургуну Алиматову. Видел, как на концертах в США он на виду у всего зрительного зала долго настраивал инструмент. Две минуты, три, пять… Хотя дутар или танбур можно настроить за две секунды. Как магнит, притягивал он к себе внимание публики. Точно так же Муножат Йулчиева. Завораживают ее магия, необычный голос - глубокий, в бархатном низком тембре. Интересно, что даже после окончания номера зрители не хлопают сразу, они будто находятся в трансе.

    В чем секрет воздействия макомов на слушателей? В их совершенстве! Они живут вне времени, вне пространства. Эта музыка не устаревает, поэтому и зовется классикой.

    Пушкин говорил: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия». Сколько звезд на небе? Мириады. Сколько тонкостей в музыке? Кто их сосчитает? Объяснить это невозможно. В этом-то и секрет определения, что такое музыка.

    В древние века музыкальные тона и звуки объясняли с точки зрения математических измерений: один к одному, один к двум… и так до бесконечности. И сегодня традиции старых мастеров продолжают жить. Каждый исполнитель вкладывает в обычные ноты - ре, ми, фа - иной смысл, возможно, даже более глубокий.

    - Если искусство макомов относится к высокодуховному, интеллектуальному, тогда какими должны быть слушатели? И что нужно сделать, чтобы расширить аудиторию?

    - Да, классика высокоинтеллектуальна. Но разве Бетховена или оперные арии из произведений великих композиторов не исполняли за пределами филармонии, оперного театра? Слушать макомы может любой. Понимать? Каждый на своем уровне. Интеллектуальный человек получает от них гораздо больше - духовный заряд.

    Не нужно расширять аудиторию, навязывать молодежи, что слушать и как. Просто надо правильно пропагандировать и создавать условия для развития. Открыли, к примеру, центры макома, в том числе в Хорезме. Но надо не просто выделять здания - а создавать такие условия, чтобы музыканты играли для зрителей. К примеру, в Ургенче по вечерам все гуляют по берегам канала Шават. А несколько лет назад был разбит парк «Авеста» с амфитеатром. Жители с удовольствием приходят туда и слушают музыку. Если там начать исполнять традиционную узбекскую музыку, в один день придет два слушателя на концерт, потом три, затем пять, восемь… Помню, концерты макомов в старой консерватории собирали полные залы. Причем слушать приходила многонациональная публика. Должен быть не один зал, а много и разных.

    - Основные области вашей научной деятельности - музыковедение и педагогика. Поделитесь принципами воспитания молодежи.

    - Учитель - одна из старейших и важнейших в обществе профессий. Не каждый человек может им быть! Важно заслужить доверие учеников. Чтобы они относились к вам как к наставнику, духовнику, беспрекословно верили. Например, мои ученики сами ставили себе оценки. Одна из воспитанниц, впоследствии поступившая в Московскую консерваторию, как-то, не ответив на заданный ей вопрос, оценила свой ответ на тройку. Я зачеркнул, написал в ведомости «отлично». В сентябре она пришла и говорит: «Я готова пересдавать. Задайте мне любой вопрос!» Таких примеров немало.

    Хочу вернуться к музыкальным школам. В свое время, когда преподавал в Успенке (РСМАЛ имени В. А. Успенс­кого) узбекскую музыку, пел с ребятами макомы. В классе не было свободных мест!

    Не надо читать нравоучений детям, никаких назиданий и методов. Воспитывать надо собственным живым примером. Так делаю со своими внуками, пою, музицирую. Точно так же воспитываю учеников.

    - Поэтическое творчество для вас хобби или серьезное увлечение? И что служит вдохновением?

    - Мне трудно провести границу. Как не любить поэзию Навои или персидского поэта-лирика Бадриддина Хилоли, Александра Файнберга или Эркина Вахидова! Иногда могу ходить целый день под впечатлением. Пишу на узбекском, русском, фарси. Не имею права претендовать на звание поэта. Поэзия - не профессия, а призвание. Это очень большая моральная ответственность - гораздо выше, чем музыковед. Так, пишу для себя. То, что нравится, могу прочесть друзьям.

    - В поэзии, музыке невозможно без вдохновения. А в науке?

    - Вдохновляет все вокруг. Сама жизнь и есть вдохновение. Иногда по три дня сижу и смотрю на бумагу. А порой не могу остановиться. Что такое вдохновение? Не все можно объяснить, дать определение, подобрать слова. Поэтому надо любить, вдохновляться и трудиться. Иногда супруга, любя, начинает мне читать нравоучения. В ответ пою макомы или же оперные арии!

    Главное кредо в жизни - никого не поучать, ни с кем не спорить. Никому ничего не доказывать. Работать с утра до вечера. Читать, писать, наблюдать! Писать, наблюдать, читать… Вариации бесконечны. От их перемены суть не меняется. Задача ученого - обобщать закономерности. Великий физик Альберт Эйнштейн был прекрасным скрипачом. Неизвестно, откуда он почерпнул свою теорию относительности - из звезд или музыки?

    Беседовала
    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    Фото Музаффара Абдуллаева.

    No date selected
    январь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates