Статистические данные свидетельствуют о том, что 5,35 миллиарда человек, составляющих 66,7% мирового населения, являются активными пользователями сети Интернет, при этом 5,1 миллиарда граждан регулярно используют социальные медиа-платформы, годовой приростданного показателя составляет 9,3%.
Столь масштабная цифровизацияобщественных отношений неизбежно порождает необходимость адаптации традиционных правовых институтов к новым реалиям виртуального пространства. Особую актуальность приобретает вопрос регулирования правоотношений касательно интеллектуальной собственности (далее - ИС) в цифровой среде, что обусловливает потребность в разработке комплексного кодифицированного законодательства, регулирующего правоотношения в сети интернет.
Международно-правовое регулирование в данной сфере осуществляется посредством системы специализированных организаций и нормативных актов. Ключевыми институтами выступают Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), учрежденная в 1967 году, и Всемирная торговая организация (ВТО), образованная в 1995 году. Фундаментальное значение имеет Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), закрепляющее эффективные механизмы принудительного исполнения договорных обязательств в сфере ИС.Согласно статистике ВОИС, в 2023 году было подано свыше 277,500 международных патентных заявок по процедуре PCT (Patent CooperationTreaty), что на 2,2% больше показателя предыдущего года.
Развитие глобальной сети создает благоприятные условия для образовательной и профессиональной деятельности, однако одновременно порождает риски неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности. По данным UNESCO, к 2024 году более 2,5 миллиарда человек получают образование с использованием онлайн-платформ. К примеру 87% случаев нарушения авторских прав происходит именно в цифровой среде, ежегодно блокируются более 100,000 веб-сайтов за нарушение прав интеллектуальной собственности, теневой рынок цифрового контента оценивается в 858 миллиардов долларов США.
В правовой системе Республики Узбекистан отсутствует единый кодифицированный акт, регламентирующий все аспекты правоотношений в сфере интеллектуальной собственности, в частности регулирование ИС в цифровой среде. Основополагающие нормы касательно интеллектуальной собственности содержатся в Гражданском кодексе и других специализированных законах. Согласно статистическим данным в 2023 году в республике зарегистрировано более 2,500 национальных патентов, подано около 10,300 заявок на регистрацию товарных знаков.
Положительный опыт зарубежных стран с развитой экономикой свидетельствует о наличии существенных особенностей в правовом регулировании ИС в сети интернет.
К примеру, Германия демонстрирует впечатляющие показатели в сфере защиты интеллектуальной собственности. По данным DPMA за 2023 год в Германии подано 67,200 патентных заявок, зарегистрировано 80,300 товарных знаков, рассмотрено 2,900 споров в области защиты ИС. Общий экономический эффект от защиты ИС за прошедший год в Германиисоставил 235 миллиардов евро.
Следует особо отметить, что Немецкая система защиты ИС включает передовые технологические решения: блокчейн-регистрация прав (более 50,000 регистраций в 2023 году), искусственный интеллект для выявления нарушений (точность определения - 94%), автоматизированная система мониторинга цифрового контента
По прогнозам экспертов к 2026 году рост инвестиций в цифровые системы защиты ИС составит 45%, международные патентные заявки увеличатся на 15% ежегодно, будет сформирована единая глобальная система регистрации прав ИС к 2028 году.
Кроме того, отмечается, что к 2030 году более 80% всех транзакций с объектами интеллектуальной собственности будут осуществляться в цифровом формате, что требует опережающего развития правового регулирования в данной сфере.
Является весьма актуальным и имеет большое практическое значение внедрение систем искусственного интеллекта, открывающихпринципиально новые возможности для мониторинга и защиты прав интеллектуальной собственности в цифровом пространстве. Алгоритмы машинного обучения, анализирующие миллионы единиц контента в режиме реального времени, способны выявлять потенциальные нарушения на ранней стадии. Европейское патентное ведомство уже использует нейронные сети для предварительной проверки патентных заявок, что позволило сократить срок их рассмотрения в среднем на 47%.
Более того, представляет особый интерес опыт крупнейших цифровых платформ по интеграции технологий искусственного интеллекта в системы контентной модерации. Разработанные алгоритмы не только выявляют прямые заимствования, но и способны определять случаи «творческого плагиата», когда оригинальное произведение подвергается существенной переработке с целью обхода традиционных механизмов защиты авторских прав.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости изучения положительного опыта зарубежных стран касательно регулирования интеллектуальной собственности в сети интернет, внедрение новых технологий и дальнейшее совершенствование механизмов регулирования интеллектуальной собственности в цифровом пространстве в Республике Узбекистан.
Бобур Мукумов,
Преподаватель кафедры
Право интеллектуальной собственности
Ташкентского государственного
юридического университета