Как защитить наших детей от негативного влияния массовой культуры?

    ХХI век - период стремительной глобализации. Этот необходимый и важный процесс при адекватном и компетентном подходе имеет массу преимуществ. Но не стоит забывать, что развивающаяся параллельно информатизация ставит перед обществом множество задач. Одна из них - формирование готовности человека, особенно молодого, к эффективному использованию средств и методов получения, анализа, усвоения и применения информации. Ни для кого не секрет: злоумышленники и мошенники, зная о высоком интересе к интернету молодежи, используют это очень искусно в своих целях.

    В Узбекистане уделяется огромное внимание развитию культуры потреб­ления информации у учащихся, студентов и старших представителей молодого поколения, чтобы противостоять угрозам воспитанию и сознанию молодежи. Так, на состоявшемся 11 апреля 2023 года видео­селекторном совещании по мерам повышения результативности работы, проводимой в области молодежной политики, Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что охват и эффективность духовно-просветительских мероприятий недостаточны, при этом не учитываются интересы молодежи. Было поручено усовершенствовать деятельность Республиканского центра духовности и просветительства, наращивание контента, нацеленного на защиту молодежи от идеологических угроз.

    Но только ли государство и компетентные организации должны вносить вклад в воспитание молодежи? Какова роль в этом процессе родителей и педагогов? Мы побеседовали на эту тему с психологом-практиком, директором тренинг-студии психологического развития Инной ОРЛОВОЙ.

    - Жизнь сегодня стала другой, по­­этому нынешние юноши и девушки тоже другие. Нельзя не признать: они лучше адаптированы к ней, ее реалиям и ценностям, чем люди старшего поколения. Если мы постепенно встраивались в новый формат, учились компьютерной грамотности, осваивали виртуальную реальность, то для них это естественно и органично.

    Юноши и девушки открыты миру, им не страшно менять привычный уклад, реализовывать себя в чем-то кардинально ином. Сегодня появились новые, не­­обычные для старшего поколения, профессии: веб-девелопер (руководитель группы, занимающейся конкретными разработками), байер (эксперт в области закупок товаров), шопер (частные закупки), SEO-оптимизатор (занимается развитием и продвижением сайта с целью увеличения посещаемости и получения дохода), молекулярный диетолог (составляет индивидуальные схемы питания в соответствии с генетически­­ми особенностями организма человека), анали­тик Big Data (анализирует большой массив данных в интернете и исходя из них выдвигает теории, например, о развитии бизнеса в будущем), тайм-­менеджер (основные задачи - постановка целей, расстановка приоритетов, планирование и анализ) и многие другие.

    Нельзя не отметить при этом, что ценность прямого общения у представителей молодого поколения снизилась. Им сложнее контактировать и продолжительное время поддерживать беседу. Они предпочитают проводить время в любимых социальных сетях, где у них тоже полноценная жизнь. И она нередко, увы, важнее, чем присутствие в настоящем. Ребята могут жить в недостаточно комфортных бытовых условиях, зато берут (в кредит!) дорогие модели телефонов, чтобы иметь больше памяти, программ, лучшую фото- и видеокамеру.

    Общеизвестно, что психологически молодые люди более уязвимы, потому что их зависимость от гаджетов и компьютеров серьезно влияет на уровень стресса. А представления о мире у них не из жизни, а из Всемирной паутины. Поэтому столкновение с реалиями может быть чрезмерно сложным и пугающим. Раньше в трудной ситуации мы включали собственный разум. Сегодня же достаточно задать в поисковике запрос, и интернет выдаст массу полезной (и не очень!) информации. Это хорошо, потому что экономит время, и плохо, потому что нет самостоятельного поиска решения, формируется выученная беспомощность, а порой просто очевидная глупость.

    Молодым людям трудно сосредоточиться в работе с одним источником информации - они привыкли получать данные из разных ресурсов. Им не очень нравится ручной труд: вместо того, чтобы учиться рисовать самостоятельно, лучше освоят графический редактор, а для написания любого текста - обратятся к нейросети…

    Безусловно, есть и плюсы: интернет делает мир единым целым. Поэтому молодые люди сегодня толерантнее, они космополиты с более широкими взглядами на мир, людей и явления. Это хорошо, пока не переходит во всеядность. Они слушают другую музыку, смотрят фильмы, аниме и мультсериалы с динамично сменяющимися кадрами, используют в речи колоссальное количество иностранных терминов, носят одежду креативных фасонов. Но это только антураж: их внутренний мир наполнен все теми же переживаниями про любовь, близкие отношения, самореализацию и самоутверждение. Можно сказать, сменились только декорации, а суть у нашей молодежи та же, что и у предыдущих поколений. Правда, выражается она теперь иначе.

    - Сегодня огромное влияние на людей, особенно молодежь, оказывает массовая культура. Как вы считаете, это хорошо или плохо?

    - Массовая культура - явление современной жизни, охватывающее все ее сферы. Она нивелирует принадлежность к определенным социальным группам, а порой… начисто стирает индивидуальность. Как это происходит? Один человек создал блог. И следом за ним это сделают еще сто человек. Но не потому, что им тоже есть что рассказать, поделиться идеями, а просто это в тренде.

    Подростки подвержены такому влиянию больше всего, потому что они еще дети. А дети - конформисты. Поэтому мы часто видим в историях о детском буллинге, что отдельно от толпы сверстников ребенок ведет себя адекватно, понимает разницу между «хорошо» и «плохо». Но в толпе его самосознание будто растворяется, и он «заражается» агрессией остальных.

    Массовая культура, увы, способствует этому. Потому нам остается надеяться, что не все, входящее в понятие масскультуры, - низкопробный творческий продукт. И все же надо понимать, что продукт нужен разный. Необходима музыка просто для танцев, например клубная: она помогает сбросить напряжение и расслабиться. Но также нужна музыка для осмысления чувств, затрагивающая тонкие струны души и помогающая услышать голос сердца. Необходимы художественная литература, развивающая психологическую компетентность и эмоциональный интеллект, и легкое чтиво для отдыха.

    Наша задача как родителей, наставников - обеспечить молодежи доступ и к продуктам массовой культуры, и к произведениям искусства. У них должен быть этот выбор. Их необходимо научить не только усваивать развлекательный контент, но и поглощать глубокое и зрелое творчество, которое не бывает для всех.

    Мы все умеем играть в крестики-­нолики (это легко). Но почему так мало любителей игры в шахматы? Потому что это непросто, здесь надо думать, нужен запас времени. Нынешняя молодежь, пребывающая в вечном цейтноте, скорее всего выберет первый вариант. И это реалии современной стрессогенной жизни. Мы начинаем активно готовить к школе детей с четырех-пяти лет, и они попадают в ситуацию хронического стресса. Ответим на вопрос: чего хотят люди, когда их психика перенапряжена, нервная система перевозбуждена, а уровень серотонина снижен? Правильно, чего-то ненапрягающего. И тогда они обращаются к продукту масскультуры. При этом, к сожалению, не все наши педагоги спешат развивать критическое мышление в детях. От них требуется лишь усвоение готового материала. И это проблема.

    - Как влияет виртуальный мир на сегодняшнюю молодежь?

    - В виртуальном пространстве мы уже давно проводим столько же времени, сколько и в реальном. Учимся, работаем, дружим, общаемся, делаем покупки через интернет. Для некоторых это имеет преимущество. Так, в соцсетях легко создать псевдоличность, уникальную в каких-то аспектах, и через нее показать себя миру. Кстати, так делают пользователи всех возрастов.

    Сегодня границы возможностей благодаря интернету расширились. Можно близко общаться с друзьями на другом континенте, дистанционно работать, учиться на курсах, осваивать разно­образные навыки, получать ответы на любые вопросы, иметь доступ к произведениям классиков и современных авторов любых жанров. Можно неплохо зарабатывать или как минимум быть популярными, просто освещая в соцсетях свою жизнь. Конечно, это затягивает.

    Что касается подростков, у них ситуация еще интереснее. Они растут в эпоху, когда компьютерные персонажи мало отличимы от настоящих. И поэтому их психика не видит большой разницы между реальным миром и виртуальным пространством. Кто в этом виноват? Наверное, мы, предоставляющие детям с двух-трех лет доступ к нашим смартфонам и планшетам.

    В виртуальном пространстве свои правила коммуникации. Вместо привычного нам живого общения молодежь обменивается ссылками на видео, реагирует «лайками» на фотографии. Бороздить просторы интернета юношам и девушкам удается, как правило, ночью. А едва проснувшись утром, они сразу берут в руки гаджет. Оттого у них нарушен сон, что приводит к нарушению концентрации внимания, формированию поверхностного, клипового мышления. Там, где все надо делать быстро, чтобы привлечь и удержать внимание, не достает глубины.

    В соцсетях мы видим, что едят, с кем ходят на мероприятия, видим отыгрывание ролей. Такая тенденция удручает. Потому что хочется креативных мыслей, оригинальных выводов, каких-то восхищающих осознаний про реальные достижения молодежи.

    Родителям важно развивать в детях критическое мышление, ведь в интернете легко нарваться на мошенников или людей с дурными наклонностями и преступными намерениями. Чтобы мы могли анализировать ситуацию, обратиться в какой-то момент за помощью, наша психика имеет фильтры восприятия. Благодаря им мы пропускаем в сознание не всю входящую информацию, а сначала подвергаем ее обработке. К сожалению, интернет формирует неразборчивость и всеядность. И наши фильтры восприятия дают сбой. Поэтому у молодежи нет целостной картины мира, а в мыслях царит хаос - набор обрывочных мыслей, не упорядоченных в стройную систему.

    Если развивать и укреплять у молодежи критическое мышление, делать ее реальную жизнь интереснее виртуальной, с детства формировать привычку живого общения с семьей, друзьями, она станет осознанно выбирать настоящую жизнь.

    - Детей так легко увлечь опасными виртуальными играми. Какую роль здесь играют родители, педагоги, государство и СМИ?

    - Нельзя отрицать, что мы живем в неидеальном мире. И на психику детей сильно влияет информация. Искусно поданная ложь постепенно искажает нравственные нормы. А вот отличить фейк от правды, добро от зла дети еще не могут в силу неразвитости критического мышления, о чем мы говорили выше. Информационная безопасность наших детей целиком в зоне ответственности родителей, педагогов, СМИ и государства.

    Родители и преподаватели должны научить ребят конкретному навыку самостоятельно анализировать информацию и уметь определять, какая безо­пасная, а какую нужно отсечь. Чтобы сформировать такой навык, не нужно всегда давать ребенку готовые ответы, заставлять думать быстрее и наказывать за собственное мнение. Разбирайте с детьми их ответы, поощряйте осознанный мыслительный процесс, учите работать с информацией, спрашивайте их мнение.

    Родители и педагоги - это доброжелательный альянс. Первые должны поощрять положительные знания и навыки, которые детям дают в школе. А вторым важно уметь сформировать у ребят иммунитет к опасной информации.

    Увы, зачастую сами взрослые не умеют правильно вести поиск данных и работать с ними, доверяют каждому печатному слову. Потом делятся этими суждениями с детьми. А ведь нечис­топлотные люди в своих интересах используют объективные социально-­экономические причины, чтобы легко сыграть на негативных эмоциях.

    Если же присутствует дефицит информации - он порождает страхи, домыслы и слухи. Поэтому в защите детей от вовлечения в любые преступные сообщества бесценна роль СМИ. Ответственность журналистов за публикуемый материал крайне высока.

    Взрослые также должны понимать, что детская психика ранима и уязвима. И при серьезном конфликте с родителями, педагогами, сверстниками ребенок будет искать понимающих людей. Вербовщики любого рода используют эту уязвимость: становятся «своими», поддерживающими, заботливыми, чтобы сделать детей послушными исполнителями злой воли.

    Нам необходимо формировать позитивную социализацию, когда ребенок успешно адаптирован в социальной среде, защищен и может проявлять здоровую социальную проактивность. Это общение детей с педагогами и сверстниками в присутствии взрослых на классных часах, психологических тренингах, практикумах, участие во вне­школьной деятельности…

    Родители занимаются развитием интеллекта детей едва ли не с пеленок. Но сначала ребенок обязан прожить очень важный период - развития моторики и сенсорного восприятия. Он должен трогать руками все, что попало в его поле зрения, нюхать, пробовать на вкус. Тогда чадо сможет связать воедино разрозненные элементы: например, внешний вид розы, ее запах, наличие шипов и т. д. А если мы дадим ребенку смартфон, показывающий картинку, детский мозг скорее всего не уловит связи. И ребенок не научится отличать причину и следствие.

    - Как родителям правильно вести себя с подростком?

    - Подлинный подростковый возраст - от 12 до 16 лет. И это сложный период, ведь перед нами уже не ребенок, но еще и не взрослый. Не всегда родители могут предугадать реакцию чада, что выливается во внутрисемейные конфликты.

    Подростку очень сложно с самим собой, он не может понять других, пока не разберется в себе. И чтобы стать для себя авторитетной личностью, он отбрасывает значимость родителей, обесценивает их мнение, поступает вразрез с их взглядами. Подростки - ершистые, неудобные, но они очень нуждаются в родительской любви, которую обязательно оценят много позже. Нужно осознать, что в пубертатный период для детей родители скорее источник удовлетворения потребнос­тей, но не предмет его мыслей, заботы, любви. Это просто надо пережить.

    Главное для родителей - перед вступ­­­лением детей в подростковый период сохранить авторитет в их глазах. Говорите с ними о своем проживании отрочества, какие были трудности и как вы с ними справлялись. Покажите ребенку, что вы всегда на его стороне, но не поощряйте непослушание. Учите чадо договариваться, уважать личные границы других людей. Но и сами тоже уважайте его: не заходите в комнату без приглашения, не осматривайте личные вещи.

    - Что делать родителям, если ребенок «застрял» в виртуальной реальности?

    - Справедливости ради стоит сказать, что в виртуальной реальности пропадают целые семьи! Так, нередко мама, устав от домашних забот, хочет немного «посидеть» в интернете. Она дает ребенку гаджет, и чадо в виртуальном пространстве чувствует себя значительно комфортнее, чем в мире бытовых обязанностей и скучного общения на тему уроков, подорожания продуктов и споров между родственниками.

    Итак, что же делать?

    Ребенку необходим дом, где ему комфортно, его ждут и у родных всегда есть силы и время искренне поговорить с ним, выслушать его радости и печали. Не советую отбирать гаджеты, рекомендую дозировать их использование и быть последовательными в своих правилах: сделал уроки и домашние дела - получил доступ к интернет-ресурсам.

    Если говорить о компьютерной зависимости, она уродует психику детей. У ребят присутствуют расстройство настроения, затяжные депрессии, чрезмерно эмоциональные реакции на незначительные раздражители или запрет поиграть в компьютерные игры.

    В некоторых случаях крайне нужна работа психолога с волевым аспектом личности ребенка, направленная на улучшение навыков саморегуляции.

    Иногда родители забывают о главном: необходимо подращивать психологическую зрелость ребенка. А это требует самодисциплины и от остальных членов семьи. Наполните жизнь ребенка в реальном мире интересными для него занятиями вне компьютерного пространства!

    Тревожные звоночки для родителей:

    • ребенок особенно ярко предвкушает удовольствие от скорого погружения в компьютерную игру, а во время нее веселеет;
    • требует увеличить продолжительность пребывания за компьютером, теряет интерес к живому общению с родными и друзьями, раздражается, когда нет доступа к сети.

    Беседовала
    Юлия Пушкарёва.
    «Правда Востока».

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates