Проблемы осуществления и защиты права собственности во все времена являлись наиболее важными и дискуссионными вопросами наций и народностей. От степени их осуществления и защиты зависели существование, развитие человеческого общества, его устойчивость и благополучие.
Вместе с тем гарантирование прав и интересов граждан, создание действенных механизмов их осуществления и защиты в случае нарушения выступают первостепенными задачами укрепления законности в государстве и служат идее построения правового демократического государства, сильного гражданского общества.
Важной предпосылкой для достижения указанных целей является создание со стороны государства необходимых, достаточных и реальных гарантий для собственника, позволяющих ему беспрепятственно воспользоваться правомочиями владения, пользования и распоряжения без установления ограничений и вмешательств извне.
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие в их реализации
Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев: «Создаем необходимые условия для того, чтобы наши люди обретали профессии, имели еще больше возможностей для открытия своего бизнеса, становились собственниками и получали доходы».
В связи с этим защита права собственности, наделение собственников соответствующими организационно-правовыми гарантиями являются приоритетными направлениями развития нашего государства.
Для достижения этих целей государство стремится в том числе принять необходимые акты законодательства, установить и закрепить реальные возможности осуществления и защиты права собственности, обеспечить неприкосновенность частной собственности.
Важность защиты права частной собственности, ее необходимость в формировании и развитии рыночных отношений, становлении Республики Узбекистан в качестве правового демократического государства и формировании сильного гражданского общества признана и закреплена на уровне Основного закона.
Так, согласно статье 53 действующей Конституции РУз, частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Кроме того, закрепление в Основном законе обязательства государства гарантировать свободу экономической деятельности и предпринимательства, равноправие и правовую защиту всех форм собственности послужило ускоренному развитию права частной собственности.
Безусловно, для осуществления вышеуказанных задач необходимо сопровождать объективную действительность своевременными и достаточными правовыми нормами, в том числе уголовно-правовыми, которые дают возможность фактической реализации, всесторонней охраны и защиты прав собственников, создают в обществе и государстве атмосферу стабильности, благополучия и процветания.
Актуальность вопроса защиты, необходимость дальнейшего закрепления гарантий осуществления и защиты права собственности особенно возросли в последние годы стратегического развития нашего государства.
За период обновления и построения Нового Узбекистана с 2016 по 2023 годы в сфере защиты права собственности, в том числе интеллектуальной, было принято около 50 актов законодательства.
За последние шесть лет в одной только налоговой сфере предоставлено около 1,4 тысячи льгот, с 1 января 2023 года налоговая ставка снижена с 15 до 12 процентов, унифицирована ставка налога с оборота, предоставлены льготы по налогу на прибыль, сокращены сроки проведения камеральной налоговой проверки обоснованности суммы НДС к возмещению с 60 дней до 30.
В результате принятых системных мер за последние годы наблюдалась положительная динамика развития субъектов предпринимательства. В частности, если в 2019 году количество субъектов малого предпринимательства (без учета фермерских и дехканских хозяйств) составляло 274 949 единиц, то в 2020-м их было 341 890, в 2021-м - 417 244, в 2022-м - 467 096, а в 2023-м - 503 804.
При этом удельный вес малого предпринимательства в ВВП страны по итогам 2022 года составил 51,8 процента. Наибольшая доля в разрезе регионов наблюдалась в Джизакской (78,4 процента от общего объема валовой добавленной стоимости, созданной в регионе), Сурхандарьинской (76,8) и Бухарской (74,1) областях.
Потребность постоянной модернизации текущего законодательства в сфере отношений собственности также непосредственно продиктована вопросами необходимости развития малого бизнеса и частного предпринимательства, с деятельностью которых связана успешность проводимых реформ в государстве.
Дальнейшее совершенствование конституционного законодательства в сфере осуществления и защиты права собственности непосредственно также направлено на обеспечение развития как рыночных отношений, так и экономики государства в целом.
Недаром Президент Шавкат Мирзиёев, отмечая необходимость защиты предпринимательской деятельности и частной собственности, подчеркнул: «…если народ богат, то и государство будет богатым и сильным».
Как известно, активная инвестиционная политика является важным условием развития экономики государства. С привлечением прямых инвестиций страны стремятся решать имеющиеся проблемы в разных отраслях. С инвестициями приходят новые технологии, передовой опыт, высококвалифицированные специалисты, ускоренно развивается предпринимательство, организуются рабочие места, увеличиваются доходы населения. Для привлечения же иностранных капиталовложений необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в стране.
Зарубежные инвесторы до вложения своих капиталов в экономику других государств прежде всего изучают вопросы защиты права собственности по законодательству принимающей стороны, их исполнения со стороны государственных и судебных органов.
В связи с этим инвестиционная политика государства также нуждается в системном, достаточном уголовно-правовом обеспечении, необходимости постоянного обновления законодательства, чтобы неприкосновенность прав и интересов собственников всегда соблюдалась.
При этом, принимая во внимание тот факт, что право собственности является многоотраслевым и комплексным институтом, к полному и беспрепятственному осуществлению и защите права собственности нельзя прийти одними только отраслевыми правовыми гарантиями. Для достижения этой цели требуется обновление прежде всего положений Основного закона.
Глава государства отметил, «И министры, и хокимы должны четко понять одну истину: в Узбекистане защитником собственности и инвестиций является не какой-либо хоким или министр, а только Конституция, закон и суд».
По этой причине закрепление новой конституционной нормы о том, что государство создает условия для развития рыночных отношений и добросовестной конкуренции, гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства, придаст новый импульс в становлении нового класса собственников.
Вместе с тем замена действующей конституционной нормы «Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом» на новую: «Собственник не может быть лишен своего имущества иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных законом, и на основании решения суда» и указание о невозможности лишения права собственности и ее потери только на основании независимой судебной власти являются важной гарантией защиты права собственности.
Нововведения позволяют не только пресечь посягательства на чужую собственность со стороны других участников гражданского оборота, в том числе государственных органов, но и дают возможность рассмотреть возникающие споры не в вышестоящем госоргане по принципу вертикального соподчинения, а наоборот, в отдельной ветви власти - судебной. И как подчеркнул глава государства: «...такой Основной закон, который будет полностью соответствовать задачам построения Нового Узбекистана, послужит будущим поколениям».
Неприкосновенность собственности, пресечение незаконного вмешательства госорганов в имущественные отношения созвучны также целям, указанным в цели 13 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, предусматривающей, в частности, усиление гарантий неприкосновенности и защиты частной собственности, неукоснительное обеспечение имущественных прав, в том числе прав на земельный участок, а также определение приоритета частной собственности в качестве основного принципа.
Правильность принятых мер показывает и судебная практика по рассмотрению дел, связанных с признанием недействительными решения госоргана, а также незаконными действий его должностных лиц, которая свидетельствует, с одной стороны, о положительной динамике нарушений государственных органов и их должностных лиц, а с другой - о возросшем доверии населения к судебным органам.
В частности, если за 2019 год количество рассмотренных административными судами дел составляло 8196, из которых удовлетворено 5269, то в 2020 году - 9530 (6326), в 2021-м - 9236 (5196) и в 2022-м - 9215 (4645).
Помимо этого, если в 2019 году административных дел, связанных с признанием действия (бездействия) должностных лиц незаконными, было рассмотрено 8059, из которых удовлетворено 5873, то в 2020-м - 5536 (3804), в 2022-м - 5259 (2317) и в 2022-м - 4653 (2253).
Актуальность принятия конституционных новелл вытекает также из положения дел в сфере изъятия земельных участков для общественных и государственных нужд. Так, если в течение 2021 года более чем трем тысячам собственников было выплачено в качестве компенсации свыше 1 трлн 37 млрд сумов, то в 2022-м на эти нужды из Госбюджета выделено 500 млрд сумов.
Немаловажно отметить и введение конституционной новеллы о том, что каждый имеет право на собственность, в том числе на интеллектуальную. Это позволит наиболее полно защитить как материальные, так и нематериальные права, интересы собственника.
Присоединение Республики Узбекистан сразу к двум международным документам (в частности, к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам), а также создание отдельного органа - Агентства по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции РУз свидетельствуют о важности охраны и защиты этого права.
Возросший объем гражданского оборота этой сферы также требует дополнительных гарантий защиты интеллектуальной собственности. Так, согласно данным Агентства по интеллектуальной собственности, с 2017-го (205) по 2021 год (298) количество зарегистрированных изобретений увеличилось на 69 процентов и составило 1378, а число действующих патентов по состоянию на конец 2021-го достигло 1217.
Необходимость данной нормы исходит из анализа судебной практики по экономическим делам, связанным с защитой права на интеллектуальную собственность. Так, за 2018-2022 годы рассмотрено 221 дело, из которых 137 - удовлетворены. В частности, если в 2018-м рассмотрено 63 дела, из которых удовлетворено 33, то в 2019-м - 29 (18), в 2020-м - 33 (19), в 2021-м - 37 (18), а в 2022-м - 59 (49).
Претворение в жизнь конституционных изменений позволит достичь целей, предусмотренных в цели 21 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы: увеличить объем ВВП на душу населения в 1,6 раза за счет обеспечения роста экономики к 2030-му до четырех тысяч долларов, что создаст предпосылки для вхождения в категорию «государств с доходом выше среднего».
В целом конституционные нововведения будут служить приросту доли частного сектора, формированию благоприятной деловой и инвестиционной среды, что даст возможность создавать рабочие места, увеличить доходы населения, сократить бедность и в конечном итоге повысить благосостояние народа.
Дилшод Чиниев.
Главный научный сотрудник Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан, доктор юридических наук.