Медиаграмотность: как развить критическое мышление в цифровой эпохе

    В современном мире и насыщенном информационном потоке умение отличать правдивую информацию от ложной становится все более важным. Именно поэтому понятие «медиаграмотность» обретает большую актуальность. Но что, собственно, оно подразумевает?

    Мы живем в мире, который насыщен средствами массовой информации всех видов (газеты, радио, телевидение и интернет). Медиаграмотность способствует пониманию и оценке всех сообщений и новостей, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, позволяя нам делать лучший выбор в отношении того, что предпочитаем читать, смотреть и слушать.

    Медиаграмотность рассматривается учеными XXI века, в том числе медиапсихологами, как важнейший навык. Несмотря на это, многие люди по-прежнему считают медиа безобидным развлечением и утверждают, что на них они не влияют. Однако результаты исследований неизменно демонстрируют: СМИ оказывают сильное влияние как на отдельного человека, так и на все общество в целом.

    Медиапсихология - научная дисциплина, которая изучает влияние массовых коммуникаций и медиа на психологические процессы и поведение людей. Она охватывает широкий спектр исследований, включая влияние рекламы, новостных программ, социальных сетей, фильмов и других форм медиа на наше восприятие, эмоции, мышление и поведение. Понимание психологических механизмов позволяет разработать эффективные стратегии в образовании, рекламе, маркетинге и иных областях.

    Современный мир в большей степени становится зависим от информационных технологий и социальных сетей, в которых люди обмениваются информацией и взаимодействуют друг с другом. Но не все пользователи имеют достаточный уровень медиаграмотности, чтобы эффективно и безопасно использовать новые технологии и информационные ресурсы.

    Один из ключевых аспектов медиаграмотности - способность анализировать информацию и проверять ее достоверность. Эксперты часто используют фактчекинг - проведение проверки фактов, представленных в медиа, с целью подтверждения или опровержения верности утверждений. Они основываются на независимых источниках, фактах и доказательствах, а не на эмоциях и личных предубеждениях.

    Кроме того, медиаграмотность также включает критическое мышление при оценке информации. Ведь СМИ могут использовать разные методы манипуляции, например, выборочное представление фактов, навязывание определенной точки зрения или ловкие игры словами. Эксперты активно исследуют и анализируют источник информации, задают себе вопросы и осознают возможность скрытой манипуляции.

    Еще одним немаловажным аспектом медиаграмотности является различие между информационными форматами и знание того, какие источники более надежны. Опытные пользователи направляют свое внимание на независимые источники, которые основываются на фактах и доказательствах, таких как академические и журналистские исследования, официальные сведения.

    Согласно открытым данным, медиаобразование появилось как инструмент защиты от вредных эффектов и трендов медиа. Первой страной, которая использовала эту парадигму, была Великобритания в 1930-х. В 1960-х с отрицания медиа переключились на возражения и критику разных видов медиа и популярной культуры. Кроме того, в Англии и Австралии медиаграмотность - отдельный курс в комплексе гуманитарных предметов. В других странах Европы медиаобразование принимало разные формы. В Финляндии оно вошло в перечень предметов средней школы в 1970 году, а в вузы - в 1977-м. Но только в начале 1990-х этот курс трансформировался в медиаобразование в современном понимании. В Швеции он является обязательным с 1980-го. Во всех скандинавских странах к началу 1990-х медиаобразование отошло от морализаторства к исследовательскому подходу и поставило в центр личность ученика.

    Осенью прошлого года Оксфордский словарь провел ежегодную акцию - выбрал слово года. И связано оно напрямую с развитием и внедрением искусственного интеллекта в повседневную жизнь - это глагол «галлюцинировать» (hallucinate). Эксперты используют его в переносном значении для описания ситуаций, когда системы с ИИ, например чат-боты, выдают пользователю ложную информацию. Действительно, с активным развитием нейросетей - MidJourney, ChatGPT и других - подделать информацию стало проще.

    Обманывать и вводить в заблуждение пользователей сети стали в разы чаще, поэтому медиаграмотность приобретает еще большую важность как для работника медиа, так и для обычного журналиста.

    Стоит отметить, что к 2030 году число пользователей интернета по всему миру превысит 90 процентов населения Земли в возрасте от шести лет и старше. При этом в Узбекистане, по данным Министерства цифровых технологий, Всемирной паутиной пользуются свыше 31 млн человек, из них 29,5 млн используют мобильные данные.

    Данные Internet Live Stats показывают, что Google обрабатывает более 99 тысяч поисковых запросов каждую секунду, ежедневно люди смотрят свыше миллиарда часов видео на YouTube, почти три млрд человек пользуются Facebook, по два млрд пользователей у Instagram и мессенджера WhatsApp. В свою очередь в ноябре прошлого года у мессенджера Telegram насчитывалось 800 млн активных пользователей в месяц. Подобная тенденция непосредственно ведет к повышению информированности населения. При этом возникают и новые вызовы, связанные с вопросами массового распространения ложной или вводящей в заблуждение информации, что может иметь негативные последствия для психологического состояния и онлайн-безопасности населения.

    Согласно разным данным, по всему миру кибератаки с вымогательством происходят каждые 39 секунд, к 2025-му глобальный ущерб от киберпреступности достигнет 10,5 трлн долларов в год. Наиболее распространенными преступлениями являются фишинг, интернет-мошенничество, нарушение прав интеллектуальной собственности, кража личных данных, домогательства и киберпреследование. С учетом этих обстоятельств в Узбекистане пересматриваются существующие практики в медиасреде с целью создания новых возможностей пользователям для самореализации и нивелирования возможных негативных последствий массового перехода аудитории на цифровые платформы.

    Так, под председательством Президента Республики Узбекистан, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Шавката Мирзиёева 12 января состоялось расширенное заседание Совета безопасности, посвященное итогам деятельности Вооруженных Сил и военно-административных секторов в 2023 году и задачам на ближайшую перспективу. Было подчеркнуто, что информационная и кибербезопасность останутся важными задачами в сфере обеспечения национальной безопасности страны.

    В Узбекистане в последние годы проведена значительная работа по повышению уровня медиаграмотности. Однако остается много вопросов, связанных с недостаточным уровнем осведомленности и образования в этой области. В связи с чем возникает необходимость продолжения данных образовательных программ и повышения осведомленности общественности.

    Государственная поддержка развития медиаграмотности также является важным аспектом. Вопросы развития медиаграмотности в Узбекистане начали активно обсуждаться прежде всего в рамках проектов и грантов со стороны госструктур, общественности, международных организаций, в том числе ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. Первые тренинги в данной области сопровождались проведением международных, национальных и университетских научно-практических конференций в ряде вузов Узбекистана. Сборники, отражающие результаты и достижения конференций, учебные пособия, изданные в рамках тренингов и проектов, послужили созданию основ медиа­грамотности в стране.

    Наряду с этим в Узбекистане прилагаются максимальные усилия по разработке политики и программ для создания условий и поддержки инициатив в области развития медиаграмотности. Подтверждение тому - открытие в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан с марта 2023 года отдела по развитию цифровой грамотности и медиаобразования для обеспечения комплексного развития данной отрасли в стране.

    Медиаграмотность - набор навыков, позволяющих адекватно и критически воспринимать информацию, а также использовать технологии для достижения определенных целей. Она включает знания о разных типах медиа, умение анализировать информацию, критически мыслить, управлять своими персональными данными, а также этикет в онлайн-коммуникации.

    Еще одна проблема - низкий уровень осведомленности общественности о возможностях использования новых технологий и социальных сетей для достижения конкретных целей, таких как получение новых знаний, поиск работы и создание бизнеса. Многие пользователи используют соцсети только для развлечения, не уделяя внимания их потенциалу для личностного и профессионального развития.

    Итак, как развить в себе медиаграмотность?

    • Критическое мышление. Важно научиться задавать себе вопросы и анализировать информацию, прежде чем делать выводы. Рассматривайте содержание СМИ с критической точки зрения, учитывая возможные интересы и мотивы источника.
    • Проверка фактов. Фактчекинг - ключевой навык медиаграмотности. Умение проверять факты и искать независимые источники подтверждения поможет отличить достоверную информацию от фейковой или манипуляции.
    • Разнообразие источников. Следуйте не только одному источнику новостей или мнению. Изучайте разные ориентации СМИ, чтобы получить более полное и объективное представление о конкретной ситуации или проблеме.
    • Образование. Повышайте свою социальную и медиаграмотность через образование и обучение. Исследуйте программы и курсы, предназначенные для развития медиаграмотности, и применяйте полученные знания на практике.
    • Критическое отношение к социальным сетям. Соцсети являются одним из ключевых источников информации в нашей эпохе. Однако они также могут быть источником фейковых новостей и манипуляции.
    • Саморегуляция. Не поддавайтесь эмоциям и не распространяйте информацию, которую вы не проверили или не уверены в ее достоверности. Будьте ответственными по отношению к новостям, которыми делитесь со своими коллегами, друзьями или семьей.

    Развитие медиаграмотности - непрерывный процесс, требующий постоянного обновления и развития. Будучи активным и осознанным потребителем информации, можно противостоять манипуляциям и стать информированным гражданином.

    Анастасия Боровикова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates