Международная торговля – мощный катализатор экономического роста страны

    Сегодня, международная торговля способствует развитию эффективного производства товаров и услуг, усиливает конкурентоспособность предпринимателей, а также притоку валютных средств в национальную экономику.

    Промышленность является важнейшим сектором экономики, благоприятно влияющей на социально-экономическое развитие Узбекистана. Создание эффективного и конкурентоспособного индустриального сектора является стратегией Узбекистана, как на среднесрочный, так и долгосрочный периоды.

    В первые годы независимости, правительство страны мобилизовало сильную политическую волю для того, чтобы укрепить новое глобальное сотрудничество. В условиях современной глобализации, экономическое развитие страны в значительной степени зависит от того, насколько она интегрирована в мировое экономическое сообщество. Поэтому развитие внешнеэкономических связей является приоритетным направлением.

    За последние годы произошли значительные изменения в географическом распределении экспорта и импорта Узбекистана. Наиболее заметным является то, что Россия опередила ЕС и заняла место ведущего торгового партнера Узбекистана, став для последнего главным рынком экспорта и импорта. Значительно возросла доля Китая – как в экспорте, так и в импорте. Вторым рынком по размеру импорта товаров из Узбекистана стала Южная Корея. Доля стран ЕС сократилась – как в экспорте, так и в импорте, поскольку Узбекистан перенаправил экспорт хлопкового волокна из ЕС в Россию, Китай и другие страны Азии, а также сократил долю импортируемых из ЕС машин и оборудования.

    Присоединение Республики Узбекистан к ВТО ускоряет возможности научно-технического прогресса в промышленности, путем выбора и приобретения эффективного и надежного импортного оборудования. Кроме того, отечественные экспортеры при присоединении получат облегченный выход на внешние рынки, и в тоже время со всеми членами ВТО – режим наибольшего благоприятствования (РНБ).

    Что же касается международной торговой организации – Всемирной торговой организации, ее организационно-правового механизма, то с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 95% всей мировой торговли товарами и услугами.

    Организационно-правовой механизм ВТО состоит из 3-х частей: Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). На долю ГАТТ-1994 приходится около 4/5 всего объема правовых документов ВТО. Подавляющее число документов Уругвайского раунда родилось на базе развития и совершенствования принципов, заложенных в ГАТТ, действовавших без малого 50 лет.

    Современное ГАТТ – это комплекс многосторонних соглашений, содержащих кроме собственно Соглашения, начавшего действовать в 1948 г.; протоколы о тарифных уступках; положения, интерпретирующие статьи ГАТТ; протоколы, определяющие условия, на которых отдельные страны присоединились к ГАТТ. И, наконец, положения соглашений, развивающих положения ГАТТ-1947, распространяющие их на новые области. В таком комплексном виде Генеральное соглашение создает правовые основы для взаимной торговли товарами всех стран-членов ВТО. В этом качестве ГАТТ выполняет функцию многостороннего торгового договора для участвующих в ВТО стран и заменяет собой систему из нескольких сотен двусторонних договоров и соглашений. Эта особенность ГАТТ дает немалые преимущества странам-участницам. Участие в ГАТТ открывает перед ними возможность использовать многостороннее торгово-политическое регулирование для развития внешней торговли, одновременно снимая заботы и материальные расходы, связанные с созданием и поддержанием сложной системы двусторонних договоренностей.

    Другая важнейшая функция, которую ГАТТ выполняло на протяжении 1948-1994 гг. уже в качестве международного учреждения, – это урегулирование споров. Здесь ГАТТ осуществлял функцию своеобразного международного арбитра, позволяя правительствам прибегать к его помощи для разрешения споров по вопросам торговли товарами. Сейчас эта функция перешла к ВТО. Однако накопленный в ГАТТ опыт во многом определяет работу всего правового механизма ВТО. Об этом прямо говорится в ст. XVI (1) Соглашения об учреждении ВТО, которой установлено, что ВТО должна руководствоваться «решениями, процедурой и обычной практикой, которым следовали договаривающиеся стороны ГАТТ-1947 и органы, созданные в рамках ГАТТ-1947».

    В течение всей своей истории важнейшей функцией ГАТТ была организация многосторонних торговых переговоров. Теперь организация и обслуживание многосторонних переговоров – это одна из функций ВТО (статья III п.2 Соглашения об учреждении ВТО говорит о том, что одна из ее функций – обеспечение условий дальнейших переговоров по вопросам, входящим в круг ведения ВТО), однако исполнение этой функции также базируется на сложившейся в ГАТТ практике.

    ГАТТ также включает в себя много соглашений, которым регулируется международные торговые отношения, одним из этих является Соглашение по правилам происхождения товаров.

    Важное значение в современной торговой системе приобрело определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров получили большое практическое значение в связи с широким распространением региональных экономических группировок, зон беспошлинной торговли, режимов ассоциаций, преференциальных систем обложения пошлинами.

    Процедура определения страны происхождения имеет большое значение для использования антидемпинговых мер, компенсационных пошлин, защитных мер.

    Правила происхождения используются с целью определения страны, в которой была произведена импортируемая продукция. Практически ни одна категория товаров, оказывающаяся на рынках в наши дни, – от текстиля и косметики до продукции машиностроения и высокотехнологичных изделий – не производится в одной стране. Например, волокно для текстильных товаров может быть произведено в одной стране, ткань из этого волокна – в другой, раскройка и пошив одежды из этой ткани – в третьей, а уже готовая продукция может экспортироваться в другие страны. И таможенным органам этих стран необходимо понимать, по каким ставкам таможенного тарифа – ставкам режима наибольшего благоприятствования или преференциальным – должны взиматься импортные пошлины. В подобных случаях на помощь приходят правила происхождения.

    Определение происхождения товаров необходимо по трем причинам. Во-первых, при осуществлении торговых операций между странами-членами преференциальных торговых соглашений импортирующие страны должны применять к товарам, поступающим из стран-партнеров, более низкие преференциальные ставки таможенного тарифа. Для этого им требуются доказательства того, что импортируемый товар, если и не был полностью произведен, то, по крайней мере, был существенно обработан именно в стране, получающей тарифные преференции.

    Во-вторых, для товаров, к которым применяются ставки таможенного тарифа по режиму наибольшего благоприятствования, определение страны происхождения обычно не столь существенно, поскольку пошлины РНБ взимаются на недискриминационной основе с товаров, импортируемых из всех источников. Однако в тех случаях, когда торговые меры, применяемые на границе, требуют учета страны происхождения, определение происхождения становится исключительно важным. Это относится, в частности, к таким мерам, как взимание антидемпинговых и компенсационных пошлин, администрирование тарифных квот или требования к маркировке, которые неизбежно требуют определения страны происхождения товара.

    Соглашение состоит из четырех частей, в которые входят девять статей, и два приложения. Статья 1 определяет, что «под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и административных правил … для определения страны происхождения товаров». Соглашение фиксирует обязательства стран - членов ВТО гармонизировать и сделать ясными эти правила. Правила происхождения, названные выше, не распространяются на преференциальные пошлины. Они касаются применения непреференциальных инструментов торговой политики, включая такие пошлины, в отношении которых действует режим наибольшего благоприятствования, защитные меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины, требования к маркировке страны происхождения.

    Статья 2 Соглашения говорит о том, что эти правила не должны оказывать ограничительного воздействия на международную торговлю и быть в отношении иностранных товаров более строгими, чем в отношении национальных товаров, а также не должны быть дискриминационными в отношении отдельных стран.

    В Соглашении подчеркивается, что еще до завершения рабочей программы члены ВТО должны обеспечить четкую и ясную формулировку требований, предъявляемых при установлении страны происхождения товара.

    Часть 4 Соглашения "Гармонизация правил происхождения" говорит о том, что Конференция министров совместно с Международной таможенной организацией должны предложить рабочую программу, рассчитанную на три года, по выработке конкретных гармонизированных правил происхождения, учитывающих особенности различных групп товаров.

    Таким образом, это Соглашение открывает возможность для гармонизации и унификации исключительно важной группы процедур международной торговли.

    Айбек Якубов,

    и.о. доцента кафедры «Гражданское право»

    Ташкентского государственного юридического университета.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates