Как известно из биографии великого поэта, Навои воспитывался при дворце Темуридов вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой и получил разностороннее образование. Учился в медресе Герата, Мешхеда и Самарканда. В разные годы был амиром и главным визирем Хорасана. Оказывал большую помощь культурной и научной интеллигенции страны.
В Герате и других регионах непосредственно под его руководством и при финансовой поддержке было построено несколько высших учебных заведений - медресе, 40 рабатов (для остановки путников), 17 мечетей, десять суфийских приютов (ханака) и многое другое.
Стихи он начал сочинять с пяти лет. В пятнадцать уже стал широко известен как поэт. В творческом наследии Навои несколько диванов, первый из которых составлен его почитателями. Затем появились еще два - «Редкости юности» и «Диковины средних лет». В 1498 году в свет вышли четыре сборника стихов, объединенные названием «Сокровищница мыслей». Общий объем составляет свыше 50 тысяч строк. Как следует из введения к данному фундаментальному труду, поэт создавал в день пять-шесть байтов, иногда и больше.
Алишер Навои писал на тюркском языке под псевдонимом Навои («мелодичный»), на персидском - Фани («отрешенный или бренный»). Им составлен толковый словарь терминов на арабском языке. Также миру великий предок оставил огромное художественное и научно-философское наследие. Он творил в 17 жанрах восточной лирики, объем опубликованных произведений - около тысячи печатных листов.
Жанр поэтической газели - наиболее распространенный на Востоке. Не зря ее называют царицей поэзии. Высоко оценивая наследие Навои, Максуд Шейхзаде (известный узбекский поэт и ученый) назвал великого мыслителя царем страны газелей.
Так в чем смысл и тайна творений Навои? Это пытаются понять ученые и литературоведы не одну сотню лет. Очевидно одно: в своей поэзии он воспевал любовь к жизни, утверждал достоинство человека-творца, дружбу между народами всего мира:
Поймите, люди всей земли:
вражда - плохое дело,
Живите в дружбе меж собой -
нет лучшего удела.
Лутфи писал, что, если б это было возможно, поменял бы все свои стихи, состоящие из 10-12 тысяч байтов (двустиший), на одну газель молодого поэта и считал бы такой обмен великой удачей. Навои в лирике выразил актуальные мирские и духовно-нравственные аспекты. Поэтому его строки находят отклик в каждом из нас. Вместе с тем благодаря своим произведениям Навои вывел узбекскую литературу на новый, более высокий уровень. Так, его лирика по обширности тематики и разнообразию жанров намного превосходит персоязычную литературу своего времени.
По общественному и художественному значению в мировой литературе наиболее значимое место занимает эпический цикл Навои «Хамса» (или «Пятерица»), считающийся вершиной классической поэзии Востока. Не зря произведение переписывали много раз.
«Хамса» состоит из пяти поэм: «Смятение праведных» («Хайрат ал-абрар»), «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет» («Сабъаи сайёр»), «Стена Искандера» («Садди Искандарий»). И если этот памятник восточной литературы Низами, Дехлеви и Джами писали на языке фарси, Навои - на тюркском. Родоначальник азербайджанской классической поэзии Низами свою «Пятерицу» сочинял более 30 лет, а Навои - два года. По традиции хамсеписцев Востока в литературном памятнике повторяются одинаковые сюжеты и некоторые персонажи. Навои к ним относится по-новому:
А подражать другим певцам - к чему?
Дам волю изложенью своему.
Коня гонять чужим коням вослед -
Ни наслажденья, ни почета нет.
В первой поэме «Хамсы» философско-суфийского характера сразу привлекает название - «Смятение праведных». В 64 главах и 20 статьях поэмы автор излагает общественно-политические и культурно-этические воззрения. Вторая поэма, в которой отражены идеалы великого поэта о совершенном человеке, повествует о любви Фархада к Ширин. В третьей «Лейли и Меджнун», основанной на древней арабской легенде, звучит гимн божественной любви. Четвертая объединяет семь новелл о принце Фаррухе, любви Мехр и Сухайл, об искусном ювелире Зайде, о Саъде, который выдерживает три испытания, приключениях правителя Джуна и Тараза Масуда и других. В «Стене Искандера» нашли отражение основные вопросы, волновавшие умы и сердца людей того далекого времени, идея о создании справедливого общества. В лице великого полководца древности Навои создает образ идеального правителя и противопоставляет его государственным деятелям своей эпохи. Искандер не ограничивается лишь заботой о процветании родной страны. Его занимают судьбы народов мира, которые разорены и изнывают под гнетом поработителей.
Навои страстно желает донести до широкого круга читателей идеалы добра и правды, посвящает труд своему народу:
Мой труд! Начни в родной стране свой путь,
Народу моему желанным будь,
Чтобы могла сердца людей зажечь
Моя правдовзыскующая речь.
«Хамса» стала энциклопедией духовной жизни XV века. В этом гуманистическом произведении поэт показал всю силу тюркского слова. С тех пор прошло много времени, но никто из великих тюркских поэтов не осмелился начать свою «Пятерицу». Даже один из выдающихся учеников Навои - именитый Физули - ограничился написанием лишь одной поэмы - «Лейли и Меджнун».
Еще одно из уникальных произведений мировой литературы, созданных Навои, в котором изложено восточное миропонимание, - «Язык птиц». Это история о мучительных исканиях человечества и свершениях, вечном поиске смысла земной жизни и всеохватывающей любви. И особенно восхищает то, что из поколения в поколение данный текст поражает, заставляя людей переживать героям - птицам, олицетворяющим человеческие сердца. Каждая сама по себе отдельная личность. При этом все хотят показать себя и обеспечить место в птичьем сообществе, найти правильный путь восхождения к истине.
В преклонные годы, незадолго до смерти, великий поэт и мыслитель счел себя достойным в некоторых произведениях последовательно изложить собственные духовно-нравственные взгляды. Это его исторический трактат «История пророков и мудрецов» и «История аджамских царей». К сочинениям данной направленности относятся и прозаическое философско-дидактическое произведение «Возлюбленный сердец», и две тазкиры (антология, содержащая краткие характеристики писателей). Первая - антология поэтов «Собрание утонченных» - издана несколько раз. Вторая - антология суфиев «Дуновения любви» - не увидела свет даже в отрывках.
Ученые всего мира продолжают расшифровывать литературное и философское наследие великого поэта, мыслителя, гуманиста. Им предстоит разгадать еще немало тайн, сокрытых в поэтических текстах, нравственно-этических и дидактических наставлениях, которые поэт преподносит в качестве напутствия читателям (особенно подрастающему поколению), чтобы они могли лучше осмыслить характер своих поступков, найти правильный путь в жизни.
Его произведения продолжают служить развитию отечественной литературы, являются объектом для подражания и воодушевления. И это не случайно, ведь все творчество Навои пронизано жизнеутверждающими поступками, страстной верой в человека. Именно поэтому мечты, идеи и стремления гениального поэта и мыслителя не утратили актуальности и в XXI веке: духовность стала неотъемлемой частью нашей жизни.
И мы, жители Узбекистана, гордимся, что являемся представителями великой и древней культуры, имеем возможность черпать в бесценном кладезе творений Навои новое для себя, вдохновенное и прекрасное, способное духовно обогатить людей, зажечь их сердца.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».