Надежный фундамент для успешной реализации государственной программы

    Мнение 2 февраля 2022 1267

    С завершением Государственной программы по реализации Стратегии действий в 2021 году Узбекистан вышел на траекторию уверенного наращивания темпов экономического роста, а социальная политика обрела инклюзивный характер. В ходе своей предвыборной программы Шавкат Мирзиёев обозначил основные цели развития республики на будущее и представил тезисы Стратегии развития Нового Узбекистана на ближайшие пять лет.

    2022-й начался со всенародного обсуждения данного документа. В ходе него от общественности поступило более 17 тысяч предложений, благодаря которым проект программы дополнен свыше чем 300 инициативами.

    Доработанный по результатам обсуждения вариант, включающий семь направлений и 100 целей, представлен Президентом на видео­селекторном совещании 26 января наряду с проектом государственной программы в Год обеспечения интересов человека и развития махалли.

    Разработанная стратегия определяет, как станет развиваться наша страна в ближайшей и среднесрочной перспективе, на какие приоритетные направления будут ставиться акценты. Особое внимание уделено обеспечению преемственности и непрерывности реформ на основе принципа «От Стратегии действий - к Стратегии развития». В государственной программе по реализации Стратегии развития в текущем году запланировано 398 мероприятий, на осуществление которых будет направлено 55 трлн сумов и 11,7 млрд долларов.

    Макроэкономическая стабильность и инфляция

    В развитии национальной экономики в качестве ведущей цели предусмотрено увеличение в течение следующих пяти лет ВВП на душу населения в 1,6 раза (с 1750 до 2800 долларов), повышение дохода на душу населения более чем до 4000 долларов к 2030 году и вхождение Узбекистана в группу стран с доходом выше среднего. Намечено разработать среднесрочную стратегию доходов, проект которой должен быть представлен до 1 сентября 2022-го.

    Предусмотрено обеспечить макроэкономическую стабильность и поэтапно снизить годовую инфляцию до пяти процентов. Для этого в текущем году совместно с международными финансовыми институтами разрабатывается макроэкономический прогноз на ближайшие пять лет, а также основных макроэкономических показателей на 2023-2025 годы, предусматривающий средние темпы экономического роста выше 6,5 процента и удержание инфляции с 2024-го на целевом уровне пяти процентов.

    В течение года намечены меры по снижению монетарных факторов инфляции, включающие поддержание темпов роста кредитных вложений в экономику (16-18 процентов) пропорцио­нально темпам роста номинального ВВП и обеспечение формирования реальных положительных процентных ставок на уровне двух-трех процентов.

    На сдерживание инфляции направлены меры по антимонопольной политике, а также развитие торговой инфраструктуры в регионах республики, что будет стимулировать конкуренцию. Для сдерживания роста продовольственных цен будет ежегодно утверждаться «дорожная карта» по наполнению внутреннего рынка продовольствием и обеспечению ценовой стабильности с четким определением обязанностей региональных администраций.

    Обеспечению макроэкономической стабильности будет способствовать и сдерживание роста внешнего долга на уровне 4,5 млрд долларов в год. Этого планируется достичь за счет разработки стратегии управления государственным долгом (чтобы не превышал 60 процентов ВВП в среднесрочной перспективе), а также совершенствования порядка выдачи гарантий Республики Узбекистан.

    Либерализация и развитие частного сектора

    Продолжатся реформы по сокращению присутствия государства в экономике и развитию частного сектора и доведения его доли в ВВП до 80 процентов и до 60 в экспорте, что будет сопровождаться активной антимонопольной политикой.

    В 2022-м продолжится либерализация ведущих отраслей. Так, 23 крупных предприятия в сферах машиностроения, химии, нефти и газа, энергетики, горно-­металлургической промышленности, транспорта до 21 марта должны разработать «дорожную карту» для самостоятельного выхода на рынки капитала и получения международных кредитных рейтингов. В 2022-2023 годах в сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией приватизируются АО «Ферганаазот» и АО «Дехканабадский калийный завод».

    Для развития частного бизнеса будет создано 200 промышленных зон по респуб­лике с необходимой инфраструктурой и размещением не менее 15 предприятий в каждой. На эти цели из бюджета в 2022-м выделяется 1,5 трлн сумов.

    Благоприятные условия налогообложения будут введены в Муйнакском районе Республики Каракалпакстан, Чиракчинском, Кокдалинском, Дехкан­абадском, Касбийском, Миришкорском и Нишанском районах Кашкадарьинской области, в Тамдынском, Учкудукском, Канимехском, Нуратинском районах Навоийской области, в Букинском, Пскентском, Аккурганском, Бекабадском районах Ташкентской области.

    Планируется создание Советов предпринимателей в районах и городах на базе структур по развитию предпринимательства, которые должны тесно взаимодействовать с помощниками хокимов в махаллях.

    Демонополизация экономики

    За счет отмены эксклюзивных прав и приватизации компаний с государственным участием к 2026 году ликвидируются монополии более чем в 25 видах деятельности.

    В текущем году в целях сокращения участия государства в экономике пре­дусмотрен отзыв исключительных прав и упразднение монополий по 14 видам деятельности путем приватизации государственных компаний (поставка сжиженного газа населению и социальным объектам, производство лома и отходов цветных металлов, услуги по сертификации и не только).

    В энергетике отменяется монополия на поставку электроэнергии, внедряются рыночные механизмы с установлением гарантий социальной защиты.

    АО «Узтрансгаз» станет заниматься только транспортировкой газа. Организационно-правовая структура АО «Узбекнефтегаз» будет согласована со стандартами ведущих мировых нефтегазовых компаний. Частных операторов намечено привлечь к деятельности АО «Худудгазтаъминот», в том числе к системе газоснабжения потребителей.

    В железнодорожной отрасли наладится деятельность частных транспортных операторов, будут оптимизированы непрофильные активы, снижены транспортные расходы.

    Будут объединены законы «О конкуренции» и «О естественных монополиях». При этом законодательно определяются рамки участия государства в предпринимательской деятельности, расширяются критерии статуса естественных монополий и доминирующего положения на рынке и не только.

    Привлечение инвестиций

    В рамках Стратегии развития предполагается за пять лет привлечь 120 млрд долларов, в том числе 70 млрд иностранных инвестиций. На основе государственно-частного партнерства намечено освоить 14 млрд долларов.

    Запланировано установить внешне­экономические связи регионов с зарубежными странами: Сырдарьинской области с Китаем, Сурхандарьинской - с Россией и Джизакской - с Индией.

    В 2022-м будут созданы Банки развития промышленности и инфраструктуры в регионах, Центр поддержки инвесторов в Сурхандарьинской области, Центр перспективных проектов и инжиниринга в Ташкенте, Центр поддержки бизнеса при НГМК. Также с 2022-го года намечено проводить Ташкентский международный инвестиционный форум в столице.

    Цифровая экономика

    Цифровую экономику планируется превратить в основную драйвер-сферу экономического развития, увеличить ее объем как минимум в 2,5 раза. Уровень производства и цифровизации операционных процессов должен быть увеличен до конца 2026 года до 70 процентов, объем индустрии программных документов в из пять, а их экспорт - в десять раз с доведением до 500 млн долларов.

    В этом направлении в текущем году планируется охватить все жилые массивы, социальные объекты и автомобильные дороги широкополосными сетями за счет развития цифровой инфраструктуры. Будет утверждена целевая программа по автоматизации производственных и операционных процессов в реальном секторе экономики и финансовой сфере. Уровень цифровизации намечено повысить до 30 процентов за счет реализации проектов целевой программы. В Каракульском районе Бухарской области будет создан IT-кластер. Также разрабатывается Стратегия развития технологий искусственного интеллекта на 2023-2030 годы, готовятся 700 специалистов в области ИКТ.

    Повышение экспортного потенциала

    Намечено повысить экспортный потенциал до 30 млрд долларов в 2026 году путем совершенствования организационной и финансовой помощи, оказываемой предприятиям-экспортерам. Их количество должно возрасти с 6500 до 15 000, а география экспорта товаров - со 115 до 150 стран.

    В текущем году в рамках Программы развития экспорта на 2022-2026 годы планируется увеличить его объем до 14 млрд долларов. Причем доля готовой продукции в экспорте возрастет с 32 до 42 процентов, доля сырьевых ресурсов в экспорте снизится с 34 до 24 процентов за счет роста переработки сырья, а объем экспортных услуг составит 3,3 млрд долларов.

    Будут внедрены стандарты, соответствующие международным требованиям: OEKOTEX, BSСI, GOTS, SEDEX, ISO 9001 и другие. Привлечем к сотрудничеству бренды H&M, ZARA, LC Waikiki, PUMA, Reebok, Uniqlo, в том числе для совместного производства продукции.

    Для увеличения доли частного сектора в экспорте в 2022-м будут введены компенсации и гарантии предприятиям-­экспортерам и возмещение затрат на экспорт изделий ручной работы на мировых площадках электронной коммерции. Планируется применять систему возмещения части транспортных расходов предприятий-экспортеров на готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, поставляемую в страны ближнего зарубежья.

    Сельское хозяйство

    Стратегией предусмотрено доведение темпов годового роста сельского хозяйства как минимум до пяти процентов и увеличения доходов занятых в этом секторе как минимум в два раза в 2026 году, в том числе путем специализации районов на выращивании конкретного вида продукции, расширения масштабов государственной поддержки, реализации новых механизмов страхования в агросекторе.

    За счет интенсивного развития сельского хозяйства ожидается снижение себестоимости продукции на 30-35 процентов. Планируется собрать средний урожай в 37 центнеров хлопка и 70 центнеров зерна с гектара. В виноградарстве за счет создания лабораторий in vitro и четырех современных питомников намечено вырастить не менее 10 млн безвирусных саженцев ежегодно. В плодо­овощеводстве - увеличить площади интенсивных садов в 1,5 раза и теплиц в 1,2 раза, удвоить объем производства готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и увеличить экспортный потенциала на миллиард долларов. Будет освоено 129 тысяч га новых и выведенных из эксплуатации земель.

    Планируется создать 110 плодоовощных кооперативов и 35 зерновых кластеров в регионах, посадить интенсивные сады на 25 тысячах га и новые виноградники - на 50 тысячах. В этом году произведем мяса - 2,7 млн тонн, яиц - 8,2 млрд штук, мяса птицы - 468,4 тысячи тонн, рыбы - 700 тысяч тонн.

    В Ферганской, Самаркандской, Джизакской, Андижанской, Навоийской, Хорезмской областях станут работать агросервисные центры. Их количество будет доведено до 73, а мощности - до 1,1 млн тонн.

    В области развития научных исследований разрабатывается Национальная программа по семеноводству и саженцам. Будут созданы современные лаборатории с международной аккредитацией в Андижанской области, а также в столице и Ташкентской области в составе ГУП «Центр стандартизации сельского хозяйства». Откроется и Международный сельскохозяйственный университет, который примет в 2022/2023 учебном году не менее 200 студентов.

    Региональное развитие

    В течение пяти лет ожидается увеличение региональной экономики в 1,4-1,6 раза за счет пропорционального развития регионов.

    В этом году вводится новый порядок работы, предусматривающий ежегодную разработку программ развития территорий с изучением проблем и возможностей каждого района и города и выявлением точек роста. Также внедряется рейтинг социально-экономического развития регионов на основе статистических показателей и результатов опросов. Для городов и районов с неудовлетворительным рейтингом будут разрабатываться программы практических мер по их развитию.

    В соответствии с концепцией «умный город» планируется создать инновационный учебно-производственный технопарк ИННО в Ташкенте, а технопарки с современной инфраструктурой - в Нукусе, Бухаре, Джизаке и Намангане в 2023-2026 годах. При этом в технопарках запустят восемь стартап-акселераторов, четыре бизнес-инкубатора, четыре производственные площадки, 12 коворкинг-центров.

    Запланировано строительство более 19 млн кв. м современного жилья в городах на основе программ реновации и жилищного строительства, создание условий для переселения в новые районы более 275 тысяч семей.

    Сфера транспорта

    Стратегией развития планируется усовершенствование единой транспортной системы с неразрывной связью всех видов транспорта, создающей возможность добираться до места назначения за 6-7 часов на ежедневных рейсах между крупными городами.

    С этого года постепенно увеличится доля частных перевозчиков и лоукостеров во внутренних перевозках до 25 процентов. Будут запущены скоростные электропоезда Ташкент - Чирчик - Ходжикент. Предусматривается разработка программы коренного совершенствования системы пассажирского транспорта, дорог на ближайшие пять лет, а также концепции развития транспортно-логистической системы и инфраструктуры между 18 крупными, 22 средними и 80 малыми городами.

    Будет проведена реконструкция автодорог международного значения, в частности Нукус - Кунград - Бейнеу, построены новые транспортные коммуникации, например, Учкудук - Кызыл­орда. Предусматривается организация перспективных платных дорог на основе государственно-­частного партнерства.

    Планируется проведение переговоров о присоединении Азербайджана, Грузии, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана к многостороннему соглашению о трансграничном коридоре Китай - Европа, подписанному железнодорожными администрациями Китая и Турции, как основными грузоотправляющими странами. Ускорено строительство железной дороги Узбекистан - Кыргызстан - Китай и железнодорожной линии Термез - Мазари-­Шариф - Кабул - Пешавар. Продолжатся мультимодальные грузоперевозки по маршруту «Север - Юг» через Республику Узбекистан и Трансафганский коридор (Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар). Согласно договору между Узбекистаном и Россией, «Агроэкспресс» организует перевозку сельхозпродукции путем создания «зеленых коридоров» и предоставления льгот к установленным тарифным ставкам.

    Социальные контуры

    Охват дошкольным образованием увеличится с нынешних 62 до не менее чем 80 процентов. В ближайшие пять лет в школах будет создано дополнительно 1,2 миллиона ученических мест, а ежемесячная заработная плата квалифицированных учителей доведена до эквивалента 1000 долларов. Охват высшим образованием будет доведен до 50 процентов. Десять вузов готовятся к включению в международные рейтинги QS и THE к 2026-му. Увеличится количество негосударственных высших учебных заведений не менее чем до 50.

    В области здравоохранения планируется увеличить бюджетные ассигнования на лекарства и предметы медицинского назначения в три раза и укрепить материально-техническую базу первичной медико-санитарной помощи. Внедряется практика медицинского страхования и цифровая медицина. Доля частного сектора здравоохранения увеличится до 25 процентов, а количество производимых в стране лекарственных средств и изделий медицинского назначения - до 80. Ежемесячная заработная плата квалифицированных врачей будет доведена до эквивалента 1000 долларов.

    Большое значение в Стратегии развития придается обеспечению социальных гарантий, совершенствованию пенсионной системы, усилению социальной защиты малообеспеченных, поддержке людей с ограниченными возможностями, повышению качества и уровня их жизни.

    Поставлена цель сократить бедность не менее чем в два раза, а также задача удвоить объем профессионального обучения безработных граждан, что позволит получить профессию в общей сложности миллиону безработных.

    * * *

    Стратегия развития Нового Узбеки­стана, ориентированная на среднесрочный период, ставит общие задачи конкретизируя на уровне планов действий механизм достижения намеченных целей.

    Предусмотрена разработка определенных мер и программных документов. А значит, в текущем году закладывается надежный фундамент для успешной реализации Государственной программы и ее целей на следующие пять лет.

    Обид Хакимов.
    Директор Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.

    10 февраль 2022,

    Актуальные задачи по развитию сферы геологии в Новом Узбекистане

    В Стратегии действий, завершившейся с окончанием прошлого года, реализован ряд мер, в том числе по созданию единой геологической службы для проведения государственной политики в сфере комплексного изучения недр, обеспечения эффективной реализации программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Особое внимание уделялось амбициозным проектам на долгосрочную перспективу, рациональному использованию недр, созданию прочной сырьевой базы, достаточной для организации в регионах современного промышленного производства. Немало сделано и для реформирования предприятий, осуществляющих деятельность в системе Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates