Если вспомнить, то осенью 2017 года постановлением Кабинета Министров было одобрено предложение об организации деятельности учебно-производственных комплексов, специализированных на профессиональном обучении учащихся 10-11-х классов. Профессиональное обучение для старшеклассников определили составной частью системы непрерывного образования. Успешно окончившим комплекс выдавали диплом государственного образца по профессиональной квалификации, дающий право работать.
В 2021 году к данному вопросу подошли, основываясь на опыте Андижанской области, - внедрить систему обучения учащихся 10-11-х классов профессиям и ремеслам, востребованным на рынке труда. Благодаря этому школа сможет гарантировать: ее выпускник сразу выйдет на рынок труда. Предполагалось, что это поможет в борьбе с безработицей. При этом ребят планируют обучать только востребованным профессиям и ремеслам, перечень и программы обучения по которым будут обновлять ежегодно во всех городах, районах и областях страны.
С 2022/2023 учебного года согласно постановлению Президента «О дополнительных мерах по развитию народного образования» от 11 мая 2022-го для учащихся школ в соответствии с социально-экономическим потенциалом и точками роста регионов стали определять приоритетные специальности, а также принимать меры по обучению учащихся 10-11-х классов данным профессиям, в том числе в центрах профессионального обучения, пунктах обучения профессии жителей махалли и образовательных учреждениях, в которых открыты краткосрочные курсы.
К слову, в Международной организации труда (МОТ) актуальность проблемы нехватки квалифицированных кадровых ресурсов среди молодежи характеризуют созданием молодым людям благоприятных условий для доступа на рынок труда.
В стране приоритетной задачей определено обучение школьников не менее двум иностранным языкам и одной профессии. Объясняется это тем, что из-за отсутствия условий и специалистов у учеников не формируется интерес к профессиям, половина выпускников школ оказывается на рынке труда без каких-либо профессиональных навыков. Будет большим достижением для нашего общества, если ребенок в школе овладеет профессией и иностранным языком.
Сейчас есть возможность получить параллельно со школой большой спектр рабочих профессий. Если правильно организовать систему обучения видам рабочих профессий исходя из особенностей районов и махаллей, при нашем демографическом росте можно добиться значительных результатов.
Актуальные задачи, такие как профессиональная ориентация учащихся старших классов и обучение их специальностям, не требующим специальной профессиональной подготовки, решаются за счет организации в общеобразовательных учебных заведениях краткосрочных курсов, прокомментировали в Управлении дошкольного и школьного образования Навоийской области. В марте 2022 года из 371 школы региона отобрали учебные заведения, 28 из которых определили опорными по обучению профессиям и закрепили за профессиональными школами, колледжами и техникумами.
В течение 2022/2023 учебного года провели диагностику по выявлению склонности учащихся 7-9-х классов к профессиям и исходя из результатов организовали экскурсии на производства, предприятия в сфере электроники и в ремесленнические центры.
Так, по области провели 352 экскурсии, семь ярмарок труда, 381 встречу, круглые столы и выездные занятия с профессиональными мастерами. Нынешней весной в профессиональных учебных заведениях области организованы Дни открытых дверей и выездные уроки. В 2022/2023 учебном году 7782 из 10 662 учащихся школ Навоийской области (по состоянию на 15 декабря 2022-го) обучены профессиям, им выданы соответствующие сертификаты. В этом плане в разрезе регионов области лучшие показатели в городе Газгане, Учкудукском и Тамдынском районах.
Исходя из поручений, которые были даны 20 января 2023 года на расширенном совещании по вопросам развития системы преподавания иностранных языков и профессионального обучения в школах, для внедрения данной системы отобраны по одному городу (Навои) и по два района (Кызылтепинский и Учкудукский), а также пилотные школы для обучения учащихся второму языку и профессиям.
С сентября 2023-го в каждом из 11 регионов области одна школа будет ориентирована на предложенную систему профессиональной ориентации учащихся на основе обязательного образовательного стандарта. Сообщается, что все школы будут закреплены за предпринимателями, промышленными и производственными предприятиями регионов.
Кроме того, ожидается финансирование программы по обновлению в 2023 году морально устаревших компьютерных классов. В частности, предусмотрено оснащение современной техникой 20 школ Навоийской области. Еще столько же образовательных учебных заведений - за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета. С 2022/2023 учебного года 210 средних образовательных учреждений, в которых обучаются до 400 человек, подключили к интернету (40 Мбит/с), 154 школы, где свыше 400 учащихся, - по тарифу Education (100 Мбит/с).
По количеству хороших новостей общеобразовательной средней школе № 34 Нуратинского района есть чем гордиться. Пять лет назад здесь построили дополнительное учебное здание. В прошлом году коллектив учителей и учащихся выиграл сертификат на 50 млн сумов в смотре-конкурсе «Лучшая школа по обучению иностранным языкам». В 2023-м в этом же состязании нуратинская школа поднялась на ступеньку выше. Почетные места в проводимых в течение учебного года олимпиадах по основным предметам, Международной олимпиаде по математике имени Аль-Хорезми, на грант Навоийского государственного педагогического института - также в копилке активностей педагогов и их воспитанников. В прошлом учебном году из 48 выпускников 22 стали студентами местных вузов, восемь - зарубежных.
В учебном заведении отлажен механизм совмещения базовых школьных предметов и профессионального образования. Старшеклассники уже без пяти минут молодые специалисты по таким востребованным профессиям, как парикмахер, кондитер, автослесарь, и другим - всего 64 вида специальностей. Опыт может быть и отрицательным, отмечают специалисты сферы. Например, подросток мечтал стать поваром, попробовал - и понял, что это не его. Тогда он начинает осваивать другие профессии, чтобы найти дело своей жизни.
Поэтому профессии, по которым проводится профобучение нуратинских старшеклассников, востребованы на рынке труда и обеспечивают их обладателям более высокий уровень заработной платы. И если несколько лет назад здесь думали, как привлечь подрастающее поколение к знакомству с профессиями, то теперь директор общеобразовательной средней школы № 34 Нуратинского района Шавкат Худойкулов с гордостью рассказывает, как сегодняшние учащиеся 8-11-х классов занимаются пчеловодством, выращивают лимоны и разводят кроликов. Девушки зарабатывают на изготовлении изделий из традиционной нуратинской вышивки, на парикмахерском деле и кулинарии. А их мальчишки-сверстники под началом мастеров-наставников осваивают профессии по обслуживанию автомобилей и сварщиков. Например, учащийся 9-го класса Асадбек Тошев в свободное от учебы время помогает отцу в автомастерской. Говорит, что его доход за два года превысил 60 млн сумов, которые он направит на открытие собственного пункта сервисного обслуживания.
Учащиеся 8-го класса Хусниддин Кулдошев и Нодиржон Мухиддинов по соглашению с индивидуальным местным предпринимателем Зохиджоном Вохидовым изготавливают качественные железные ворота. Хусниддин уже полтора года как в учениках и зарабатывает в месяц 900 тысяч сумов. Нодиржон - всего полгода, но и его ежемесячный доход - 600 тысяч - достойный вклад в семейный бюджет. Даже обучающийся на дому в индивидуальном порядке ученик 11-го класса Жамолиддин Сохибов освоил профессию парикмахера и, оказывая услуги местным жителям, получает до двух млн в месяц.
Главный мотив этих ребят - желание стать взрослыми, помогать семье. И неважно, будут они работать по специальности или нет, все полученные здесь знания и умения в жизни им точно пригодятся.
Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».