Программный документ закрепил 100 важных целей и задач, направленных на построение социального государства путем обеспечения интересов человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества. Все внимание сконцентрировано на усилиях по превращению принципов справедливости и верховенства закона в основное и необходимое условие. Развитие национальной экономики, обеспечение высоких темпов ее роста, реализация справедливой социальной политики, усиление безопасности и обороноспособности страны, ведение открытой, прагматичной и активной внешней политики - приоритеты Нового Узбекистана.
Права человека - вектор государственных реформ Узбекистана
Реформы в обществе не могут происходить без участия народа. Поэтому в первую очередь в Узбекистане был инициирован курс на сокращение дистанции власти. Привлечение населения к участию в делах государства дало возможность слышать людей, узнавать об их проблемах напрямую. Прежняя система, как известно, не допускала учета мнения народа, а о важных решениях население зачастую узнавало постфактум. Все это полностью противоречит демократическим ценностям.
Приверженность принципам демократии Президент Шавкат Мирзиёев выразил сразу же после избрания на пост руководителя страны. Данный шаг был обусловлен рядом факторов. Во-первых, государство, в котором не соблюдаются права человека, не может считаться полноправным субъектом международных отношений. Во-вторых, нарушение прав человека противоречит Целям устойчивого развития, Всеобщей декларации прав человека, а также положениям Устава ООН. Так, с высокой трибуны ООН Президент Узбекистана призывает страны консолидировать усилия для достижения устойчивого развития. Глава государства не обходит стороной этот вопрос практически ни на одном из публичных выступлений. И данный факт свидетельствует о приверженности основополагающим принципам демократии на высшем уровне.
С началом эпохи гласности в Узбекистане стали открыто говорить об умалчиваемых годами проблемах. К примеру, именно по инициативе Президента вопросы бедности и безработицы были вынесены на общественное обсуждение и стали во многом определять стратегии социальной политики страны. Впервые глава государства затронул данную тему в Послании парламенту 24 января 2020 года, приведя следующие цифры: малообеспеченные слои населения составляют 12-15 процентов, или четыре-пять млн человек от общей численности населения. В дальнейшем была развернута масштабная работа по сокращению бедности. В приоритет возвели обеспечение достойного труда и расширение возможностей трудоустройства в первую очередь для молодежи, женщин и представителей уязвимых категорий населения.
Среди важнейших достижений реформ в области демократизации также можно считать принятие Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, ратификацию Конвенции ООН о правах инвалидов и отказ от «черного списка» подозреваемых в экстремизме, реформирование института прописки и упрощение порядка предоставления гражданства. Признанным достижением Узбекистана стало заявление Международной организации труда о том, что республике удалось исключить принудительный и детский труд из производственного цикла в хлопководстве в 2021 году. В результате коалиция Cotton Campaign объявила о снятии с узбекского хлопка длившегося более десяти лет глобального бойкота, тем самым создав условия для прихода в текстильную отрасль Узбекистана ведущих мировых брендов одежды и ритейлеров.
На Узбекистан возложен ряд международных обязательств в сфере прав человека, и для их исполнения созданы соответствующие законодательные и институциональные основы, сформирована национальная система мониторинга соблюдения конституционных прав и свобод человека. В стране действуют институт Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман), Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, институт Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Бизнес-омбудсман), институт Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детский омбудсман). Все они самостоятельно осуществляют свою деятельность в правовом и практическом плане, обладают необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами.
В определенный момент социально-экономическая и политическая среда в стране приобрела беспрецедентный темп развития. Так, весьма закономерным стал факт инициирования процесса внесения поправок в Конституцию. Ключевым концептом Основного закона Узбекистана теперь является парадигма «человек - общество - государство». К слову, прошедшая в 2023 году Конституционная реформа объединила многонациональный народ нашей страны вокруг идеи построения Нового Узбекистана. Главное, в данном процессе были учтены интересы всех слоев населения. Особенно знаковым стало закрепление в Основном законе республики модели социального государства, которая предполагает возведение в качестве высшей ценности человека и создание условий для достойной жизни, свободного развития.
Верховенство закона - гарант процветающего будущего
Концепция верховенства закона включает в себя лучшие правовые наработки и нацелена на формирование системы правосудия, полновесно закрепляющей принцип человеческого достоинства. Развитые страны стремятся к разработке таких систем правосудия, которые гарантируют уважение основных прав и свобод каждого человека.
Президент Шавкат Мирзиёев, выступая на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, отметил: «Мы должны сформировать такую среду, в которой все без исключения, будь то министры, хокимы или рядовые граждане, хорошо знали бы Конституцию и законы, правильно организовывали их исполнение, и в первую очередь сами строго соблюдали их».
Тогда же глава государства озвучил принцип «Верховенство Конституции и законов - залог благополучной жизни», в соответствии с которым в стране развернута масштабная работа по эффективной организации исполнения законов.
Полное соблюдение закона возможно при эффективном контроле со стороны широкой общественности, отметил руководитель страны. Поэтому в повестке дня Нового Узбекистана особое место занимает мобилизация потенциала общества в целях достижения устойчивого развития.
Глава государства также не раз говорил о важности усиления роли парламента, наделения его широкими полномочиями в управлении государством. Так, в стране стремительное развитие получил институт парламентского контроля с широким спектром форм и механизмов его реализации, который является действенным средством надзора за исполнением законов в интересах народа, а также важным фактором развития всего государства. Правовой основой для этих процессов служит Закон Республики Узбекистан «О парламентском контроле», определяющий объекты и субъекты парламентского контроля, формы изучения состояния исполнения законодательства и правоприменительной практики, а также осуществление мониторинга за принятием подзаконных актов.
Наряду с парламентским важное место в процессе реформирования государства занимает и общественный контроль. Так, в Стратегии развития указана необходимость установления «цифрового» мониторинга сроков и качества рассмотрения обращений, поступающих от граждан в государственные органы, с созданием централизованной системы их обобщения.
Таким образом, широкое привлечение субъектов общественного контроля к процессу осуществления отдельных государственных функций, проведение социальных опросов, а также налаживание практики открытого обсуждения выявленных недостатков стали основой деятельности госорганов.
Международный имидж Узбекистана
Под руководством Президента Шавката Мирзиёева в Узбекистане происходят фундаментальные реформы, призванные коренным образом изменить внешнеполитическую модель развития страны.
Главная тенденция последних лет - активизация сотрудничества с зарубежными партнерами во всех направлениях. В первую очередь это выражается в регулярности контактов на высшем уровне, заключении взаимовыгодных соглашений в торгово-экономической сфере, наращивании инвестиционного сотрудничества. Важными направлениями являются также развитие народной дипломатии, усиление культурного обмена и гуманитарных связей.
Высокие оценки мирового сообщества получают усилия Узбекистана по созданию в регионе Центральной Азии новой атмосферы сотрудничества между соседними республиками, основанной на взаимном доверии. Эксперты отмечают: прагматичная позиция руководства Узбекистана способствовала решению целого ряда важных вопросов, касающихся водопользования, границ, возобновления транспортного сообщения. Именно Узбекистан стал инициатором совместной работы по расширению инвестиционного потенциала региона ЦА, продвижению проектов кооперации, усилению темпов внутрирегиональной торговли.
Показателями возросшего доверия между государствами Центральноазиатского региона также считаются укрепляющееся сотрудничество и взаимная поддержка в рамках международных организаций, таких как ООН, СНГ, ОТГ и ШОС. Яркий пример - единогласно одобренная Генеральной Ассамблеей ООН резолюция, объявляющая регион Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.
А еще в последнее время Узбекистан предстает в качестве конструктивной площадки для переговоров. Так, в минувшем году Ташкент принимал саммит глав государств - членов Организации экономического сотрудничества, а в Самарканде состоялось заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития. Проведение таких масштабных международных событий в нашей стране - закономерный результат устремлений и прилагаемых Узбекистаном усилий в деле обеспечения устойчивого развития в глобальном масштабе. Примечательно, что это находит понимание и поддержку в мировом сообществе.
Справедливая социальная политика и развитие человеческого капитала
В Узбекистане налажена системная работа по усилению социальной защиты населения, расширению охвата и видов соцуслуг. В частности, в два раза по отношению к ВВП увеличились расходы государства на финансирование социальных программ, а охват малообеспеченных семей, получающих пособие, расширился в пять раз.
Благодаря реформам, проводимым в сфере по инициативе Президента Шавката Мирзиёева, в 2018 году в стране была создана Ассоциация инвалидов Узбекистана, которая на сегодня объединяет 35 ННО. Большой шаг - принятие Закона «О правах лиц с инвалидностью» и ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов. Осуществляется также поэтапный переход от старой медицинской модели установления инвалидности к новой социальной, которая в качестве первопричины инвалидности рассматривает само общество, формирующее системные барьеры, отрицательные стереотипы и практику несправедливого отказа людям с физическими, сенсорными, умственными или психологическими ограничениями в полноценном участии в жизни социума.
С присоединением Узбекистана к вышеупомянутой конвенции нормы международного права стали поэтапно имплементироваться в национальную правовую систему. Фундаментальной базой в этом направлении также служат Указ Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» от 1 декабря 2017 года, постановления главы государства «О мерах по совершенствованию системы оказания социальных услуг и помощи престарелым и лицам с инвалидностью, нуждающимся в постороннем уходе» от 27 декабря 2023-го и «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности службы медико-социальной экспертизы и системы установления инвалидности детям» от 27 ноября 2021 года.
В соответствии с Указом Президента «О комплексе мер по оказанию качественных социальных услуг и помощи населению, а также налаживанию системы их эффективного контроля» от 1 июня 2023 года в стране создано Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан. Учреждение является уполномоченным государственным органом по разработке и реализации единой государственной политики в сфере социальной защиты и оказания социальных услуг населению, осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и организаций, их должностных лиц.
Так, агентство ответственно за разработку и реализацию мер в сфере социальной защиты населения, а также за создание программ социальной помощи по поддержке лиц и семей, нуждающихся в соцзащите. Ведомство осуществляет мониторинг исполнения стандартов гарантированных социальных услуг; прорабатывает процессы стимулирования расширения социального партнерства, а также активного привлечения негосударственного сектора и местных сообществ к оказанию разного вида услуг для уязвимых слоев населения. За счет реализации практических мер обеспечивается прозрачность системы социальной защиты, в том числе детей, женщин и семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Экономический рост и зеленые инновации
Глобальная пандемия коронавируса повлекла за собой кризис в социально-экономической сфере всех стран. Практически повсеместно произошли снижение объемов экономики и спад доходов населения. В таких условиях выход из кризиса стал первостепенной задачей правительств всех государств.
Стратегическими задачами в этом направлении Президент Узбекистана обозначил борьбу с безработицей и повышение уровня благосостояния населения, обеспечение высоких темпов экономического роста и создание равных возможностей для всех. В Обращении к парламенту в 2021-м глава государства отметил, что в последующие годы будет последовательно снижаться присутствие государства в экономике. Тогда же были обозначены цели по созданию конкурентной среды на товарном и финансовом рынках, отмене монополии в сфере поставок газа, производстве ювелирных изделий, автомобильной промышленности.
Известно, что на протяжении многих десятилетий экономика нашей страны являлась частью единого народно-хозяйственного комплекса, а указания руководства зачастую противоречили интересам простого народа. Теперь же Узбекистан вышел на новые рубежи, что полностью изменило его облик и место в мировом сообществе. За счет прочной нормативно-правовой базы удалось обеспечить финансовую стабилизацию, осуществить институциональные преобразования, создать современные отрасли экономики, сформировать механизм стимулирования малого и среднего бизнеса, добиться энергетической независимости страны.
В результате такой политики в 2023 году Узбекистан занял 109-е место из 184 в Индексе экономической свободы (Index of Economic Freedom), улучшив свое положение на восемь позиций. В Глобальном инновационном индексе - 82-е место и сохранил за собой статус экономики, развивающей инновации опережающими темпами. А в обзоре Всемирного банка за 2023-й отмечается, что в последние годы Узбекистан осуществил значительные реформы, включая либерализацию ряда секторов экономики и улучшение условий для развития частного сектора. Из доклада также следует: правительство инициировало ряд важных изменений, в результате чего создан независимый регулятор в энергетическом секторе и начата реформа тарифов на электроэнергию. По мнению аналитиков ВБ, рост национальной экономики Узбекистана обеспечивается путем осуществления структурных реформ. В частности, речь идет о реструктуризации госпредприятий и приватизации государственных активов, а также реализации крупных инвестиционных проектов.
Драйвером экономического роста в стране в последние годы служат зеленые технологии, а главным генератором процессов, способствующих экономическому процветанию, определена наука. В связи с этим в Узбекистане развернута масштабная работа по выявлению потребностей реального сектора экономики и производственных отраслей в научных разработках и инновациях, а также по усилению интеграции науки и производства на основе развития отраслевых научных исследований.
Перед Новым Узбекистаном стоит цель повысить конкурентоспособность отечественных инновационных разработок. И здесь особая роль отводится формированию и организации эффективной работы инновационных центров. Так, широкое внедрение результатов научно-практических исследований и ноу-хау в процессы модернизации производства, техническое и технологическое обновление, налаживание тесной кооперации между научными учреждениями и предприятиями реального сектора экономики принесут существенные дивиденды.
Образование и инновации - драйверы устойчивого развития
В современных экономиках мира упор делается на интеллект, знания и технологии. Высокий уровень образования в свою очередь обеспечивает успешное осуществление институциональных реформ и рыночных преобразований экономики, позволяет выходить на стабильный рост ВВП, повышает уровень и качество жизни населения. Так, приоритетным направлением государственной политики Узбекистана Президент Шавкат Мирзиёев обозначил реформы в сфере науки и просвещения.
По инициативе главы государства реализуются меры по увеличению количества детских садов, школ, вузов, улучшению качества получаемых подрастающим поколением воспитания и образования. В целях расширения охвата юношей и девушек дошкольным и высшим образованием создаются условия для частного сектора. Растут и объемы финансирования образовательного сектора. Решаются проблемы с переполненностью школ, их ремонтом и оснащением современным компьютерным оборудованием. Организуются школы с уклоном на естественные и точные науки для формирования плеяды специалистов.
Вместе с тем осуществляется активная поддержка стартап-инициатив путем формирования сети субъектов инновационной инфраструктуры: инновационных технопарков, центров трансфера технологий, инновационных кластеров, стартап-акселераторов и инкубаторов. Растет доля инновационно активных организаций, что стало возможным благодаря принятым мерам по совершенствованию институциональных механизмов государственной поддержки инновационной деятельности.
В республике обеспечивается ускоренный социально-экономический рост регионов путем повышения инновационной активности малого предпринимательства. Формируется система переориентации созданного капитала на «подрывные» инновации и дальнейшее развитие человеческого капитала в управлении инновационной деятельностью путем развития навыков предпринимательства в данной области и рационализаторства на всех этапах образования.
На основе определенных руководством страны важных планов и программ в Узбекистане проводится широкомасштабная работа по повышению конкурентоспособности научной сферы. Глава государства поставил цель войти в топ-50 стран мира в рейтинге Глобального инновационного индекса уже к 2030 году. Задача амбициозная, но выполнимая, ведь Узбекистан обладает большим научным и кадровым потенциалом. К тому же испокон веков на нашей земле проживали выдающиеся деятели науки, сделавшие прорывные открытия и внесшие достойный вклад в мировую цивилизацию. И сегодня всему миру известны своими фундаментальными трудами и открытиями в области математики, астрономии, геодезии, минералогии, фармакологии и медицины наши великие предки Хорезми, Фергани, Беруни, Абу Али Ибн Сино, Улугбек и многие другие.
* * *
Узбекистан вышел на новую траекторию развития, поставив перед собой цель по построению поистине народного и гуманного государства, где в полной мере обеспечиваются законные интересы и благополучие каждого гражданина независимо от его национальности, языка и вероисповедания. Данная цель тесно связана с духовным обогащением социума на основе концепции «Новый Узбекистан - просвещенное общество», принципами верховенства закона и справедливой социальной политики. А последовательная реализация Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и внесение поправок в Конституцию отчетливо показывают: реформы имеют необратимый характер. И теперь с уже имеющимися достижениями и четко обозначенными планами на перспективу Узбекистан продолжает двигаться вперед и вносить вклад в устойчивое развитие не только своего народа, но и всего мира.
Евгения Юн.
«Правда Востока».