В мероприятии от ассоциации приняли участие начальник Управления финансово-экономического анализа Абдугаффор Умаралиев и начальник Департамента внешнеэкономической деятельности Равшан Хабибуллаев. Они рассказали о развитии отрасли и ответили на вопросы журналистов.

Коренным поворотом в развитии сферы стало принятие постановления Президента «О мерах по широкому внед­рению рыночных принципов в сферу хлопководства» от 6 марта 2020 года, согласно которому отменен госзаказ на производство хлопка-сырца. Утверждена Программа мер по регулированию взаимоотношений хлопкосеющих фермерских хозяйств и хлопкоперерабатывающих предприятий в связи с внедрением рыночных принципов в хлопководство.

В результате удалось уже к текущему году добиться стопроцентной переработки хлопка-сырца внутри страны. Это огромное достижение, которое показывает новый уровень развития экономики. А благодаря переходу на кластерную систему выращивания хлопка средняя урожайность доведена до 30 центнеров с гектара. Сегодня ставится задача повысить до 40-45 ц/га.

За эти годы в сферу поступило 3,2 млрд долларов инвестиций, в том числе из средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан 270 млн долларов, за счет чего созданы мощности по полной переработке сырца, производству тканей и мануфактуры, готовой одежды.

В результате, если в 2016 году объем производства продукции текстильной промышленности составлял 12,6 трлн сумов, то в 2020-м этот показатель достиг 44 трлн, то есть вырос в 3,4 раза. На 2021 год прогноз составляет 60,2 трлн сумов.

По словам Р. Хабибуллаева, высокими темпами растет и экспорт текстильной продукции: если в 2016 году составлял 0,68 млрд долларов, то в 2020-м достиг 1,9 млрд, или вырос в 2,8 раза. Ожидается, что по итогам 2021 года этот показатель выйдет на уровень в 3 млрд долларов.

Цифры роста по видам продукции привел А. Умаралиев. Например, производство пряжи в 2016 году составляло 367 тысяч тонн, к 2021-му достигло 778 тысяч тонн, то есть рост в 2,1 раза. Производство хлопчатобумажной ткани в 2016 году составляло 246 млн кв. метров, в 2021-м достигло 705 млн - рост в 2,8 раза. Производство трикотажа в 2016 году составляло 51 тысячу тонн, к 2021-му выросло до 160 тысяч тонн, или в 3,1 раза. Носочных изделий произведено в 2016 году 51 млн пар, в 2021-м будет 400 млн, рост - в 7,8 раза.

Отмечено, что впечатляющий рост текстильной промышленности в первую очередь обусловлен высоким вниманием к сфере руководства страны, о чем говорят и принятые за последние годы документы. Например, постановлениями Президента «О мерах по дальнейшей поддержке экспортной деятельности» от 7 мая 2020-го и «О мерах по реализации экспортного потенциала Республики Узбекистан на 2021 год» от 14 января 2021-го были предоставлены субсидии на компенсацию до 50 процентов расходов по транспортировке при экспорте продукции, ранее внед­ренные в соответствии с постановлением главы государства от 24 мая 2019 года, а также расходов по сертификации, открытию торговых домов, участию в ярмарках, аренде складов. В результате Агентством продвижения экспорта при МИВТ были возмещены свыше 25 млрд сумов расходов текстильных предприятий.

Государство помогает текстильным предприятиям пополнять ресурсы оборотных средств. В частности, Указом Президента «О мерах по дальнейшему расширению финансовой поддержки экспортной деятельности» от 21 октября 2020 года Агентством продвижения экспорта предоставлены коммерческим банкам единовременные финансовые ресурсы для кредитов на торговые операции, связанные с экспортом, и предэкспортное финансирование в размере, не превышающем в эквиваленте 1 млн долларов (предприя­тиям-экспортерам с годовым объемом экспорта в размере, не превышающем в эквиваленте 20 млн долларов, - в эквиваленте до 5 млн долларов) на срок до одного года. В итоге 93 предприятия отрасли за счет этих ресурсов смогли привлечь дополнительно свыше 57,6 млн долларов.

Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности на основании вышеупомянутого Указа предоставлял текстильным предприятиям льготные кредиты в национальной валюте до десяти процентов, в иностранной - до пяти процентов. В результате по 23 проектам компенсированы кредиты на сумму свыше 7,1 млрд сумов выплат по про­центам.

Помимо того, постановлением Президента «О совершенствовании администрирования налога на добавленную стоимость» от 24 августа 2021 года установлен с 1 октября 2021 года порядок зачета сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате (уплаченная) по фактически полученным товарам (услугам), использованным для экспортируемых товаров, вне зависимости от поступления валютной выручки на счета налогоплательщика в банке Республики Узбекистан.

Это сделано в целях поощрения дисцип­линированных плательщиков, но в случае непоступления валютной выручки или ее части на счет экспортера в коммерческих банках Республики Узбекистан в течение 180 календарных дней со дня выпуска товаров в таможенном режиме «экспорта» отнесенная сумма налога на добавленную стоимость к зачету либо ее соответствующая часть исключается из зачета в установленном порядке.

Для стимулирования ввоза на территорию Республики Узбекистан оборудования, не производимого в нашей стране, установлены льготы постановлением Кабинета Министров «Об утверждении Перечня технологического оборудования, аналоги которого не производятся в республике, освобождаемого при импорте на территорию Республики Узбекистан от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость» от 4 июня 2021 года. Это позволит текстильным предприятиям в среднем за год экономить 380,6 млрд сумов за счет освобождения от таможенных и налоговых платежей.

Повышена степень заинтересованности предприятий в завозе сырья и полуфабрикатов. Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему расширению производства конкурентоспособной продукции» от 20 октября 2021 года утвержден Перечень отдельных видов сырьевых товаров и полуфабрикатов, по которым применяется нулевая ставка импортной таможенной пошлины сроком до 1 января 2024 года. Это значит, что для предприятий текстильной промышленности сумма экономии таможенных и налоговых платежей составит 19,5 млрд сумов.

Не обойдены стороной и вопросы обес­печения надежности охраны окружающей среды. Например, постановлением Президента «О мерах по дальнейшему развитию легкой промышленности и стимулированию производства готовой продукции» от 16 сентября 2019 года с 1 января 2020-го установлен порядок, в соответствии с которым предприятия, имеющие долю экспорта готовой швейно-­трикотажной продукции в общем объеме выручки в размере не менее 60 процентов по итогам отчетного периода, освобождаются от уплаты налога на имущество сроком до 1 января 2023 года.

При этом налогооблагаемая база по налогу на прибыль предприятий текстильной, швейно-трикотажной, кожевенно-­обувной и пушно-меховой отраслей уменьшается в течение семи лет равными долями на сумму расходов на строительство современных очистительных и канализационных сооружений.

До 2026 года планируется увеличение производства и экспорта текстильной продукции более чем 2,5 раза, доведения экспорта к 7 млрд долларовой отметке за счет дальнейшей поддержки отрасли. В дальнейшем поддержка будет оказана переработке хлопковой пряжи, производству синтетических и смесовых пряжей, ткани и готовой продукции, расширению экспорта в европейские и другие страны.

Какие преференции планируется предоставить текстильщикам для продолжения этого роста? Выдвинуты следующие предложения:

  •  на три года понизить социальную налоговую ставку с действующих 12 до 1 процента, что даст каждому предприятию экономию 825 млн сумов;
  • предоставить отсрочку на три года уплаты налога на недвижимое имущество (экономия на каждое предприятие 150 млн сумов);
  • выделить из средств государственных фондов 150 млн долларов на приобретение оборудования;
  • в целях поддержки экспорта открыть дополнительно кредитную линию на 100 млн долларов (4-5-процентная льготная ставка).

В любом случае для поддержания высоких темпов роста текстильной и легкой промышленности, драйвера экономики Узбекистана, подготавливаются серьезные меры.

Аблай Камалов.
«Правда Востока».