За последние семь лет благодаря поддержке отечественных перевозчиков число их парк увеличился в 7 раз, количество грузового автотранспорта достигло 26 тысяч. Их доля в международных перевозках выросла с 35 до 60 процентов.
Однако текущая геополитическая обстановка в мире создает трудности в данной сфере. Сроки доставки грузов в западном направлении увеличились вдвое, а затраты возросли в 1,5 раза. Отдельные пункты пропуска на границах стран Европы закрыты, в других образовались долгие очереди.
В связи с этим подчеркнута необходимость последовательного развития транспортно-логистической системы и диверсификации внешнеторговых направлений.
В частности, необходимо принять меры по упрощению и облегчению транзитных грузоперевозок через страны, расположенные вдоль альтернативных маршрутов к международным и региональным рынкам, сокращения или отмены на взаимной основе сборов, взимаемых на границе.
В Узбекистане основную часть экспедиторских услуг, которые связывают грузоотправителей и перевозчиков, предоставляют зарубежные компании. С целью поддержки отечественных экспедиторов отныне не будет взиматься налог на добавленную стоимость с их услуг в сфере международных перевозок. В результате появится возможность увеличить долю местных компаний в этом секторе до 45-50 процентов.
Поставлена задача посредством этих мер вдвое увеличить объем международных грузоперевозок и довести экспорт транспортных услуг до 3 миллиардов долларов.
Не менее важно нарастить объем транзитных перевозок через территорию Узбекистана. Благодаря создаваемым условиям в последние годы наша страна поднимается в индексе Всемирного банка в области логистики. Наряду с ростом транзитного потенциала это способствует увеличению притока инвестиций и развитию торгово-экономических связей в целом.
Ответственным ведомствам поручено нарастить грузопотоки из-за рубежа через внедрение электронной системы очереди, сокращение времени прохождения границы до 20 минут, а также внедрение онлайн-мониторинга транспортных средств.
Обсуждены также услуги нелинейного такси. Два года назад физическим лицам было временно разрешено работать в такси в статусе самозанятых. В результате число таксистов выросло в 6 раз, достигнув 457 тысяч. Определено, что отныне данный порядок будет действовать на постоянной основе.
Кроме того, в стране сформировался рынок удобных информационных сервисов для поиска пассажиров такси. В настоящее время работают 151 компания-агрегатор, и их число продолжает расти. В связи с этим поставлена задача урегулировать деятельность агрегаторов и четко определить их обязательства перед государством, водителями и пассажирами.