Устойчивая Центральная Азия основа внешней политики нового Узбекистана

    Мнение 26 ноября 2024 2432

    В современном мире многие страны, учитывая обесценивание стабилизирующих механизмов международной системы, склонны проводить прагматичную политику, исходя прежде всего из национальных приоритетов. Вопросы реального и объективного восприятия таких интересов, их связи с историей, географией, экономической целесообразностью и реальностью актуальны всегда.

    Первым условием успешной внешней и внутренней политики является конструктивное понимание своего места в мире и регионе, позволяющее прагматично формулировать и реализовывать цели национального развития. Это справедливо и для народов Центральной Азии. Укрепление сотрудничества и повышение политического доверия между региональными игроками закладывает основы надежной и конструктивной модели регионального развития в системе современных международных отношений.

    Быстро меняющаяся ситуация в регионе и во всем мире включает в себя региональные и национальные программы развития. Основной целью внешнеполитических усилий региональных акторов является усиление их роли на международной арене, создание обстановки взаимного доверия и добрососедства в Центральной Азии.

    Новый Узбекистан – Новая Внешняя Политика

    Формирование новой системы отношений в Центральной Азии позволяет государствам региона адаптировать свои национальные интересы к новым реалиям. В этом процессе важны практические подходы и скоординированные действия. Такая консолидация может быть достигнута только посредством коллективных действий стран-партнеров.

    Новый этап отношений Узбекистана с Казахстаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном формирует новое качество и уровень сотрудничества между странами региона. Этот процесс еще больше стимулируют инициативы главы нашего государства с различных трибун. В частности, президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул необходимость принятия новой редакции концепции внешней политики на заседании в Законодательной палате Олий Мажлиса 20 ноября 2024 года. Этот шаг делается прежде всего с целью углубления регионального партнерства и повышению роли всего региона в международных отношениях в решении целого комплекса вопросов глобальной повестки развития.

    2016 год открыл новую страницу в истории страны. Сегодняшние процессы развития, основанные на модели национального инновационного роста, поддерживаются принципами экономической либерализацией, масштабными реформами в сфере укрепления института прав человека, образования, медицины и внешней политики. Президент поставил цель вывести Узбекистан в ТОП-50 передовых стран мира к 2035 году.

    Усилия по установлению дружественных отношений со странами региона за короткий период времени принесли свои плоды. Сегодня Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан установили более тесные и дружеские отношения, чем когда-либо прежде в истории. Тот факт, что новый формат Консультативных встреч впервые были инициированы странами региона, создал основу того, чтобы такое сотрудничество было устойчивым и стабильным. В результате укрепляется атмосфера доверия и обеспечивается стабильность в Центральной Азии.

    Позитивные импульсы в регионе находят отражение и за рубежом. В результате поток иностранных инвестиций увеличился, а количество совместных инфраструктурных проектов с зарубежными странами увеличивается с каждым днем. На вчерашнем заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Президент Республики Казахстан подчеркнул важность дальнейшего развития эффективных и системных отношений со странами Центральной Азии и другими ведущими странами, влиятельными международными и региональными организациями и финансовыми институтами. Эти процессы показывают, прежде всего, высокую стратегическую значимость региональных отношений. В рамках стратегии «Узбекистан-2030» ярко выражено значимость внешнеполитических инициатив страны, ее рациональный вклад в стабильность в мире в целом.

    Сегодня Центральная Азия стала важной частью глобальных процессов в международных отношениях. Такие страны, как США, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Европейский Союз, Индия, Япония, Республика Корея, Турция и другие, рассматривают Центральную Азию, в частности, Узбекистан, как неотъемлемую часть своего внешнеполитического сотрудничества. политика и внешнеэкономические проекты.

    Страны Центральной Азии взаимосвязаны с Россией в рамках Содружества Независимых Государств, и их торговый оборот достаточно высок. США в настоящее время контактируют с регионом в рамках формата «С5+1» и видят новых надежных экономических и стратегических партнеров в странах Центральной Азии. Китай, продвигающий на весь мир проект «Один пояс Один путь», также считает регион неотъемлемой частью мировой политики. Также важным партнером региона и Узбекистана является Индия, которая является новой державой мирового значения.

    Несмотря на тесные связи с ведущими странами мира, Центральная Азия имеет ряд проблем в развитии и участии в глобальных проектах. Это проблема географии. В связи с тем, что регион не имеет прямого выхода к Мировому океану, странам Центральной Азии приходится выходить во внешний мир через территорию соседних стран. Узбекистан, не имеющий выхода к морю, должен пройти через две страны. Поэтому сегодня страны Центральной Азии разрабатывают всевозможные логистические проекты для выхода к морским торговым портам.

    Узбекистан заинтересован в строительстве железной дороги Термиз-Мазари-Шариф-Кабул-Пешовар, соединяющей регионы Центральной и Южной Азии, поскольку этот маршрут является кратчайшим к океану для стран Центральной Азии. В то же время страны Центральной и Южной Азии участвуют в развитии формата INSTC (Международный транспортный коридор Север-Юг) и Чобахора, альтернативы китайскому проекту «Одно место, одна дорога». Страны Центральной Азии и Китай более склонны к развитию Трансафганского коридора, поскольку он экономически выгоден для стран Центральной Азии и является частью китайского проекта «Одно пространство, одна дорога». В свою очередь, Иран и Индия более склонны к развитию порта Чобахар.[1] [2]

    В качестве основных составляющих роста в Центральной Азии набирают обороты новые тенденции регионального развития, значительно повысился уровень политического доверия. Новая обстановка существенно укрепила торгово-экономические связи между странами Центральной Азии. Так, в 2017 году объем торговли Узбекистана со странами региона превысил 3 миллиарда долларов. Как заявил Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев на саммите лидеров стран Центральной Азии в Астане, в ближайшие годы ожидается, что объем взаимной торговли достигнет пяти миллиардов долларов..

    В период с сентября 2016 года по июль 2021 года переговоры по делимитации и демаркации общих границ в регионе приняли интенсивный и непрерывный характер. В результате договоренностей лидеров соседних стран был достигнут компромисс в определении границ, в том числе сложных и весьма спорных территорий. Этот процесс стал важным шагом, который, прежде всего, служит обеспечению региональной безопасности и стабильности. Утверждается, что демаркация укрепила основные принципы двусторонних отношений, включая уважение и сотрудничество, и помогла укрепить доверие между странами региона.

    Сильное будущее и стабильное развитие стран Центральной Азии во многом связано с полноценным включением соседнего Афганистана в региональные экономические процессы. Невозможно определить общую региональную повестку дня без учета афганского фактора. Интеграция нынешнего Афганистана в региональные экономические процессы признана одной из приоритетных задач.

    Мир и стабильность в этой стране выгодны для всех сторон. Как отмечал Президент Республики Узбекистан: «Народ Афганистана как никогда нуждается в нашей добрососедской помощи. Мы не должны повторять ошибок прошлого и оставлять Афганистан один на один со своими проблемами. Кроме того, мы предлагаем совместно создать специальный фонд гуманитарной помощи Афганистану в приграничном городе Термез, используя современную инфраструктуру существующего там транспортно-логистического узла. Средства фонда будут направлены на ликвидацию социального кризиса в этой стране, реализацию образовательных программ и проектов в области здравоохранения для молодежи.

    Без Афганистана формат Центральной и Южной Азии идеален или почти ограничен. Привлечение Афганистана в качестве «моста» между регионами придаст существенный импульс восстановлению экономической и социально-политической ситуации в стране. Иностранные инвестиции, инфраструктура и логистические объекты повышают экономическую стабильность, что, в свою очередь, влияет на социально-политические процессы в стране. Экономически сильный и политически стабильный Афганистан является гарантией развития интеграционных процессов между Центральной и Южной Азией.

    Трансафганский железнодорожный коридор Термез – Мазари Шариф – Кабул – Пешавар имеет выход к портам Индийского океана и является ядром формата Центрально-Южная Азия. Действительно, реализация масштабного проекта позволит восстановить нарушенную связь между регионами. Великий Шелковый путь будет восстановлен, и пространство вновь обретет свою историческую роль, то есть вновь будет играть роль связующего звена между Востоком и Западом, Севером и Югом.

    Строительные работы в этом направлении ведутся с 2010 года. Первая нитка проекта Хайратон – Мазари Шариф была построена в 2011 году на расстоянии 75 километров. Расстояние между Термезом (Узбекистан) и Карачи (Пакистан) составляет около 2500 км., а трасса Термиз-Гвадар составляет 2000 км. Географически это небольшое расстояние, и неиспользование таких возможностей является крупным внешнеполитическим провалом. Реализация проекта поможет транспортировать грузы из Пакистана в Узбекистан от тридцати пяти дней до 3-5 дней, что является большим логистическим успехом. Кроме того, по той же дороге проходит и линия проекта SASA-1000, которая выведет страны Центральной Азии на энергетические рынки Индии и Пакистана.

    Анализ геоэкономического значения Центральной Азии, несомненно, региона показывает важные проекты для дальнейшего усиления своей деятельности на международной арене. Если железные дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан и Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешовар соединятся, это превратит Центральную Азию в новый экономический центр. Новая инфраструктура, современные технологии и приток инвестиций помогут изменить экономический ландшафт региона и возродить бывший Великий Шелковый путь.

    Скоординированная деятельность государств Центральной Азии на международной арене усиливает международную субъектность региона. Это, конечно, позволяет эффективно поддерживать и защищать региональные интересы. «Дорожная карта», принятая на третьей консультативной встрече лидеров стран Центральной Азии, состоявшейся в августе 2021 года в Туркменистане, послужит важным механизмом будущего сотрудничества в регионе. Эта карта призвана укрепить региональное сотрудничество и определить инициативы, которые будут реализованы в ближайшие годы.

    В то же время создание новой политической среды в Центральной Азии еще раз подтверждает стратегическую важность процесса регионального сотрудничества. Особое внимание уделено вопросам расширения международного сотрудничества и углубления сотрудничества с соседними странами как центральному вектору внешней политики нашей страны, являющемуся конструктивной основой обеспечения мира и стабильности в регионе.

    У. Хасанов,

    Университет мировой экономики и дипломатии

    Доцент кафедры международных отношений.

    к.полит.н.

    Ж. Машарипов,

    Университет мировой экономики и дипломатии

    Факультет международных отношений

    Слушатель магистратуры

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates