Будет ли введен в Узбекистане лимит на потребление питьевой воды?

    Введение лимита (фиксированной социальной нормы потребления) электроэнергии в Узбекистане первоначально вызвало волну возмущения в обществе. Поэтому и на пресс-конференции с руководством акционерного общества «Узсувтаъминот» в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан представители СМИ обратились с вынесенным в заголовке вопросом. И получили утешительный ответ.

    В качестве спикеров выступили заместитель председателя правления Хуршид Рахматуллаев, начальник управления Фарход Восиев и начальник отдела Асилжон Мухиддинов.

    Как отметил Х. Рахматуллаев, основной задачей АО является качественное и бесперебойное снабжение населения республики питьевой водой. В целях повышения эффективности выполнения этой задачи с сентября 2021 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (ныне - Министерство цифровых технологий РУз) была задействована автоматизированная усовершенствованная единая биллинговая система Uzwater по конт­ролю и учету услуг питьевого водоснабжения и водоотведения. Для юридических лиц - взаимно интегрированная единая биллинговая система с декабря 2023-го.

    Для потребителей запущен удобный личный кабинет, посредством которого они могут оперативно производить оплату, вносить показания водомеров, увидеть произведенные ими ежемесячные или ежегодные переводы денежных средств. В целях усовершенствования системы работы с потребителями, предотвращения коррупционных ситуаций в отрасли для инспекторов внедрена оцифрованная система KPI.

    На фоне оживленного обсуждения темы социальной нормы потребления электроэнергии возникли опасения по поводу аналогии в сфере питьевого водоснабжения. Х. Рахматуллаев официально заверил, что никаких лимитов на потребление питьевой воды устанавливаться не будет.

    Подмечена тенденция: доля платежей в режиме онлайн составила 75 процентов, тогда как в 2020 году была всего 15.

    Для справки: количество потребителей в системе централизованного питьевого водоснабжения достигло 4,81 млн человек плюс 110,1 тысячи юридических лиц. При этом 73,3 процента физических лиц обеспечены счетчиками-водомерами.

    Еще одно новшество в сфере: для мониторинга качества и безопасности воды в тестовом режиме внедрена система Water lab, благодаря которой расширится возможность контроля качества питьевой воды по всей стране. Для этого полностью будут оцифрованы имеющиеся лаборатории, отчеты намечено вести в электронной форме.

    Повышается уровень оперативности в работе с обращениями граждан касательно возможных случаев утечки воды из систем водоснабжения. Для этого внедрена система SuvniAsra, пользуясь которой граждане могут направить свои обращения из любой точки нашей страны посредством мобильного приложения или Telegram-бота @suvmuammobot. Вдобавок в режиме 24/7 работает Единый call-центр с номером 1255. В целях тесной работы с населением запущен Telegram-чат Suvta’minot | Vodosnabjenie (uzsuv_chat).

    АО «Узсувтаъминот» ведет бескомпромиссную борьбу против коррупции в сфере: для принятия обращений граждан запущен Telegram-бот @UzsuvAnticorruptionBot. Оказывается, новшество приносит плоды: за январь-июнь текущего года поступило 39 жалоб касательно подобных случаев. В 95 процентах приняты положительные меры реагирования, по оставшимся пяти - сигналы на конт­роле.

    Еще один нюанс: в труднодоступные регионы республики, пока не охваченные централизованным водоснабжением, питьевая вода доставляется при помощи водовозов. Внедрено автоматизированное программное обеспечение GPS для контроля перемещений автотранспортных средств и спецтехники. В результате на сегодня из 1012 единиц спецтехники 873 (86,2 процента) оснащены датчиками GPS.

    Благодаря этой программе можно полностью контролировать движение транспортных средств и спецтехники, оптимизировать маршруты движения и снизить расход топлива, оперативно выявлять проблемы в питьевом водоснабжении и водоотведении, улучшать качество воды. Имеется возможность объединить существующие в системе питьевого водоснабжения GPS-устройства в единую систему и интегрироваться с дата-центрами.

    Принимаются меры по повышению управляемости системой. Так, разработана схема обмена данными с региональными предприятиями водоснабжения по формированию геоинформационной базы объектов питьевого водоснабжения и водоотведения.

    Улучшается порядок мониторинга и диспетчеризации (SCADA) для удаленных объектов системы водоснабжения Ташкента: программа позволяет управлять насосным оборудованием по установленным алгоритмам. Кроме того, передает в диспетчерский центр информацию о давлении и расходе воды в питающих трубах водоочистных сооружений.

    Отмечена и работа с кадрами в системе акционерного общества. Так, в 2023-2024 годах проведено обучение на курсах повышения квалификации кадров в сфере ИКТ по направлениям «Информационная безопасность» (кибербезопасность) 16 сотрудников, по теме «Современное биллинговое программное обеспечение» - 2200, «Внедрение геоинформационных систем - 55, «Миллион программистов» - 71 и «Scada и гидравлическое моделирование» - трех человек.

    При этом пять услуг в сфере питьевого водоснабжения предоставляются через Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ).

    До общественности также доведено, что до конца текущего года намечается внедрение и автоматизированной складской системы. В результате достигаются одновременно две цели: обеспечение операционной эффективности путем оптимизации и интеграции процессов на складах и прозрачности деятельности предприятий питьевого водоснабжения. Будут цифровизированы процессы организации всех видов ремонтных работ: планово-предупредительных, текущих и капитальных.

    В свою очередь внедрение единой базы данных WaterData позволит сформировать электронную базу аналитических данных в области водоснабжения. Сюда входят паспорт объектов питьевого водоснабжения и водоотведения, сведения об электронных водомерах, установленных на объектах питьевого водоснабжения, показатели качества питьевой воды, информация о доходах.

    И наконец, самый важный эффект, ожидаемый от цифровизации сферы, - это повышение оперативности и качества проведения восстановительных работ в процессе устранения аварийных ситуаций. Речь о внедрении системы аварийно-диспетчерской работы Suv-dispetcher, принимающей указания по авариям и ведущей отчетность по ним.

    Отмечено, что рост эффективности системы управления будет достигнут за счет цифровизации диспетчерской службы, то есть оптимизации маршрутов движения спецтехники и аварийных бригад, мониторинга обращений и аварий, выявления незаконных подключений, интеграции складских систем.

    Конечно, все эти новости хорошие. Но главная для рядового обывателя и потребителя живительной влаги - ввод лимита питьевой воды или социальных норм в обозримом будущем не планируется. Хотя бережливого отношения к воде это не отменяет. По­­этому внедренная система SuvniAsra должна получить от сограждан немало ценных предложений. Ключевой вывод состоит в том, что избежать введения лимита на питьевую воду удалось во многом благодаря возросшей за эти годы платежной дисциплине соотечественников. Причем стоит помнить о том, что мы платим не за воду, а только за услуги по ее очистке, доставке и обеззараживанию.

    Аблай Камалов.

    «Правда Востока».

    No date selected
    июль 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates