Кризис неплатежей сдерживает развитие питьевого водоснабжения

    Представители акционерного общества «Узсувтаъминот» на пресс-конференции в Национальном пресс-центре Узбекистана не скрывали озабоченности по поводу сохранения высокого уровня задолженности по услугам за доставку питьевой воды пользователям. Причем в последнее время к данной проблеме добавилась новая - самовольное подключение к водопроводным и канализационным сетям. Борьба с этим ведется, но хотелось бы большей сознательности от сограждан.

    В качестве спикеров на пресс-конференции выступили начальник департамента Зухриддин Зайниддинов, начальники отделов Шахбоз Сарманов и Султанхужа Дадабоев.

    В роли модератора выступил руководитель информационной службы АО «Узсувтаъминот» Акмал Муродов.

    Как отметил З. Зайниддинов, структурами акционерного общества проведена большая работа по улучшению обеспеченности населения питьевой водой, что позволило в текущем году по республике поднять уровень питьевого водоснабжения населения в среднем с 74,4 процента до 77,2. При этом в ряде регионов данный показатель выше. Так, в Андижанской области - 91 процент, в Хорезмской - 90. Следует признать и то, что еще есть территории, где нет централизованного водоснабжения. Для 2,8 млн жителей таких регионов организована доставка питьевой воды при помощи автотранспорта.

    В последние годы государством принимаются действенные меры по решению насущного вопроса. Только в 2023-м из Государственного бюджета выделено 5,4 трлн сумов. На эти средства проведено 11 207 км питьевых и 593 км канализационных сетей, построено и реконструировано 1740 объектов обеспечения подачи воды, что позволило улучшить условия 2,5 млн человек.

    Если приводить примеры по регионам, то на средства проекта Азиатского банка развития в Ташкентском районе столичной области в минувшем году введены в строй водораспределительные станции, в 26 махаллях на 214 улицах проведены трубы подачи питьевой воды. Получили доступ к центральному водоснабжению 152 домохозяйства.

    Вместе с тем благие устремления сотрудников подразделений АО «Узсувтаъминот» сводит на нет низкая платежная дисциплина потребителей.

    При этом среди населения ведется широкомасштабная разъяснительная работа. Для граждан созданы современные удобные средства оплаты. В целях сокращения задолженностей в суды по гражданским и экономическим делам в отношении 65,3 тысячи должников внесены иски на 215 млрд сумов.

    Кроме того, за истекший период 12,9 тысячи физических и юридических потребителей отключены от сети ввиду имеющейся задолженности. Из них 8,2 тысячи случаев (то есть худший показатель) приходится на Ташкент.

    В результате проделанной работы по сравнению с началом текущего года дебиторская задолженность на душу населения сократилась на 16,2 млрд сумов, но все еще составляет внушительную сумму - 740,5 млрд сумов.

    Спикерами на пресс-конференции сделан акцент на предупреждение со­­отечественников. В случае самовольного подключения к водопроводной и канализационной сети в действующем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность. В отношении нарушителей принимаются меры реагирования в установленном порядке. В результате устраняются случаи нарушения закона потребителями. Стоит помнить: взыскание нанесенного ущерба неотвратимо.

    Отмечено, что в текущем году совместно с контролирующими органами выявлено 2600 случаев незаконного подключения к водопроводным и канализационным сетям. Показатели в этом направлении следующие: Ташкент - 572 случая, Джизакская область - 393, Самаркандская - 321, Кашкадарьинская - 288. По предварительным расчетам, интересам общества нанесен ущерб в размере 51 млрд сумов.

    По словам А. Муродова, руководством АО «Узсувтаъминот» принимаются такие меры по установлению диалога с потребителями, как проведение еженедельного общения в Telegram-канале, организация прямого эфира в социальной сети Facebook, и не только. К сожалению, отдельными гражданами (в частности, блогерами) общественный контроль понимается только в виде размещения на своих страницах в интернете фотографий того или иного канализационного колодца, где отсутствуют люки. Да, подобные факты создают угрозу безопасности, но ведь их похищают сами жители. При этом, обращаясь с жалобами на наличие ржавчины в трубопроводах, нужно понимать: за последние годы обновлены лишь 30 процентов труб, а для замены остальных нужны средства. А это связано с платежами, культурой потребителей услуг водоснабжения. Важно отметить, что установлен порядок проверок воды по 28 параметрам в четыре этапа, регулярный забор лабораторных проб.

    У некоторых коллег возникают вопросы по поводу того, что представители АО «Узсувтаъминот» взимают с народа деньги за воду, хотя вода - всенародное достояние. На самом деле обслуживающая водопроводы организация берет оплату не за воду, а за свои услуги по ее очистке и обеззараживанию, доставке по трубам до наших домов и квартир. Бесплатная вода - в реках и озерах, ручьях и родниках. Вот и вся разница. При этом рост дефицита природных водных ресурсов должен заставить каждого из нас отнестись со всей ответственностью к рачительному использованию народного богатства.

    Определены неотложные задачи и мероприятия, которые необходимо реализовать в 2024 году в целях продолжения этой работы в ускоренном порядке, повышения уровня обеспеченности населения питьевой водой и улучшения ее качества.

    Аблай Камалов.
    «Правда Востока».

    No date selected
    июль 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates