Будущее инженерии: новые подходы к обучению в образовательных учреждениях

    Образование 12 сентября 2024 936

    В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов становятся особенно актуальными. Традиционные образовательные подходы не всегда успевают за потребностями рынка, что приводит к разрыву между теорией и практикой. В этом контексте все большее внимание привлекает цепочка «отрасль - предприятие - вуз», которая предлагает решение данной проблемы, объединяя образовательные учреждения и промышленные предприятия в единую систему.

    В современную эпоху конкуренции сложно представить развитие любой отрасли без научных достижений и их успешного внедрения в производство. В настоящее время мировая наука и производственные процессы выходят на новый уровень. Понимая это, страны уделяют особое внимание развитию науки, используя ее для улучшения производственных отраслей, включая промышленность, что привлекает значительные инвестиции и ресурсы в данный сектор.

    В последние годы во всех сферах широко используются инновационные технологии, возможности цифровизации и искусственного интеллекта. В результате во всех отраслях возникает серьезная конкуренция, в том числе в горно-металлургической промышленности, что ставит перед коллективами предприятий отрасли большие задачи. В этом процессе крайне важно обеспечить подготовку современных инженеров, способных работать как в науке, так и в производственной сфере.

    Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы предусматривает активное продвижение технологий и инноваций. Для достижения этих целей важны профессии эпохи четвертой промышленной революции. В данном направлении особенно актуальна подготовка высококвалифицированных инженеров, осведомленных о последних достижениях науки и техники, глубоко владеющих знаниями о современных технологиях.

    Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 20 июня этого года состоялось видеоселекторное совещание по вопросам подготовки инженерных кадров и совершенствования деятельности высших учебных заведений. Глава государства представил новые инициативы для развития этой области. Теперь обучение и научно-исследовательские процессы в технических направлениях полностью изменятся на основе передового опыта. Так, 36 вузов и их филиалы постепенно укрупнятся, всего останется 20 технических. Они полностью перейдут на дуальную систему образования.

    Кроме того, специальности, не востребованные на рынке труда, сократятся. Некоторые кафедры будут объединены. Функции деканатов по обслуживанию студентов цифровизируют. На основе зарубежного опыта будет создан «Офис регистратора».

    На основе цепочки «отрасль - предприятие - вуз» каждому высшему учебному заведению будет назначен промышленный партнер. Все инженерные вузы откроют кафедры на своих партнерских предприятиях и внедрят дуальное образование. При этом предприятия будут выделять средства на оснащение кафедр, стимулирование преподавателей и студентов. Практику студентов и обучение на выпускном курсе полностью организуют на партнерских предприятиях.

    В системе министерств и предприятий создадут 32 отраслевых совета. Они будут определять приоритетные направления научных исследований в технических областях совместно с институтами и станут заказчиками этих исследований.

    От теории к практике

    Школа передовой инженерии при ТУИТ станет одним из звеньев подготовки соответствующих кадров для страны. Учебное заведение призвано служить центром научных исследований, инноваций, экспериментального проектирования и разработки технологий, а также учебной и организационной деятельности.

    Кроме того, инженерные школы откроются в десяти вузах страны. В их наблюдательный совет войдут не только ученые, но и представители предприятий-партнеров. Кроме того, в школах будут реализованы двухгодичные программы прикладной магистратуры. Об этом говорилось также во время визита в июне текущего года главы государства в инновационный учебно-производственный технопарк Inno в Алмазарском районе столицы.

    Кандидатов в инженерные школы будут отбирать на основе запросов производителей. Уже на первом курсе студенты станут работать над созданием новых продуктов по заказу предприятий, проводить исследования и учиться по углубленным модульным программам. А на втором - тестировать технологические процессы, разрабатывать экспериментальные образцы продукции на производственных площадках.

    Преподаватели для инженерных школ будут отбираться среди вузовских специалистов, инженеров-практиков с предприятий и признанных ученых из других университетов и научных организаций. Их главная задача - формирование у молодых инженеров современных профессиональных навыков.

    Ключевые преимущества инженерных школ - современное образование, лаборатории с передовым оборудованием и мотивированные студенты. Выпускники таких заведений будут решать сложные задачи в биотехнологии, машиностроении, авиации, медицине и других областях.

    Приоритеты, стоящие перед национальной экономикой, и сотрудничество с производственными партнерами формируют основу нового типа образования в инженерных школах. В ходе обучения студент изучает взаимодействие разных подразделений и специалистов на предприятии, начинает проявлять креативность и понимает необходимость профессионального роста в быстроменяющемся индустриальном мире.

    Студентов отбирают на основе их успеваемости в бакалавриате по направлениям, представляющим интерес для производства. В рамках магистратуры инженерной школы они решают задачи, поставленные производственными партнерами. Хотя задачи школ разные, цель одна - создать новую модель инженерного образования, способную удовлетворить потребность страны в высококвалифицированных специалистах.

    Инженер-проектировщик, как правило, понимает основы создания машины, но может не владеть деталями или не разбираться в цифровых технологиях, необходимых для решения некоторых задач. Сегодня требуется специалист, который глубоко понимает весь процесс - от совершенствования продукта до разработки программного обеспечения. Инженерные школы не ориентированы на массовую подготовку кадров. Они формируют элиту профессии - специалистов, способных решать даже мелкие, но важные задачи, которые могут быть незаметны обычным проектировщикам.

    Студенты и преподаватели проходят практические занятия и стажировку в рамках обучения в инженерных школах, что помогает им приобрести новые навыки. Однако основная задача таких школ - поддержка студентов в освоении разных образовательных программ. В инженерных вузах обычно меньше лекций и семинаров, так как учебный процесс ориентирован на практическое обучение.

    В инженерных школах особое внимание уделяется практическим занятиям, внеучебным проектам, цифровым технологиям и современным исследованиям, а также самостоятельному использованию оборудования. Промышленные партнеры играют ключевую роль, привлекая своих специалистов к образовательным и исследовательским процессам в качестве наставников и тренеров.

    Сотрудничество с промышленными партнерами - существенное отличие системы образования в инженерных школах. Так, свыше десяти тысяч инженеров в таких учреждениях проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования.

    Как уже отмечено выше, Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы направлена на поиск решений глобальных проблем, связанных со стремительным развитием технологий и инноваций. В сложную эпоху глобализации сегодня все страны полагаются на свои внутренние ресурсы и сосредоточены на инновационном решении вопроса. Современное образование, ориентированное на требования конкретной отрасли, лаборатории с передовым оборудованием и, главное - инженерные школы, основанные на потенциале молодых людей, увлеченных своей работой, - все это ставится на повестку дня в качестве решения проблемы.

    Реализация большинства практических компонентов в учебных планах, таких как практика, стажировка, проекты и решение цифровых задач, становится возможной благодаря активному использованию современного технологического оборудования для исследований. Это приводит к тому, что студенты и исследователи уделяют меньше времени написанию лекций и семинаров, а больше внимания - развитию практических навыков.

    В целом организация образовательного процесса в высшем учебном заведении будет основываться на трех ключевых принципах. Первый: все образовательные программы реализуются в сотрудничестве с промышленными партнерами. Второй: каждая программа будет направлена на трудоустройство выпускников на предприятиях. И третий, самый важный: внедрение инноваций в систему обучения и работу, привлечение опытных специалистов через участие в интересных проектах. Сегодня мы видим, что в ближайшем будущем образование и производство станут неразрывно связаны.

    Необходимость адаптации учебных программ к новым требованиям

    В условиях стремительного развития технологий важно, чтобы образовательные программы успевали адаптироваться к этим изменениям. Поэтому инженерным вузам необходимо внедрять курсы, посвященные современным и перспективным технологиям, таким как искусственный интеллект и робототехника - области, лежащие в основе технологических новшеств.

    В инженерии, как и в других промышленных сферах, технологии занимают центральное место в образовательном процессе. Мультимедийные материалы, симуляции, а также виртуальная и дополненная реальность позволяют студентам развивать практические навыки. Например, симуляторы для проектирования и моделирования сложных систем помогают лучше понять работу разных технологий. Это особенно важно для инженерных специальностей, где теоретические знания должны быть поддержаны практически.

    Одним из успешных примеров внедрения технологий в инженерное образование является использование 3D-принтинга. Студенты могут создавать свои модели и проводить их тестирование, что дает им возможность получить реальный опыт работы с материалами и оборудованием. Это важный этап в подготовке квалифицированных специалистов, способствующий развитию приобретенных навыков. Это не только укрепляет связь между теорией и практикой, но и позволяет студентам увидеть, как технологии применяются в реальной жизни.

    Ориентир на практический опыт

    Какими бы важными ни были теоретические знания, практический опыт им не уступает. Поэтому в инженерном образовании особое внимание следует уделять практике и лабораторным занятиям. Студенты обязаны участвовать в реальных проектах, проходить стажировку на предприятиях и в исследовательских центрах. Важно, чтобы они знакомились с реальными условиями труда через стажировку в крупных компаниях.

    Подготовка инженеров, способных создавать новые методы и технологии, важна для развития экономики и конкурентоспособности в будущем. Этот процесс осуществляется путем модернизации образовательных программ, поощрения научных исследований и инноваций, уделения особого внимания практическому опыту и реализации долгосрочных стратегий. Только так мы сможем продвинуться в глобальной конкуренции и занять лидирующие позиции в технологическом развитии.

    Приоритеты и критические выводы в системе подготовки инженерных кадров, которые были выдвинуты главой государства, изучены коллективом Алмалыкского филиала ТГТУ, намечены стратегические планы.

    Алишер Самадов.

    Директор Алмалыкского филиала Ташкентского государственного

    технического университета имени Ислама Каримова

    доктор технических наук, профессор.

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates