О результатах работы в 2021-м, прошедшем под эгидой комплексной поддержки молодежи и укрепления здоровья населения, мы поговорили с министром инновационного развития Республики Узбекистан Иброхимом АБДУРАХМОНОВЫМ.
- Иброхим Юлчиевич, расскажите, по каким основным направлениям возглавляемое вами министерство работало в 2021 году?
- Хочется начать с того, что за последние несколько лет Узбекистан значительно шагнул вперед в развитии научной и инновационной деятельности. Главные движущие силы этого процесса - стратегическое видение и политическая поддержка на высшем уровне.
Перед нами поставлена амбициозная цель - войти к 2030-му в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса. Основа осуществления этой задачи - адаптация сферы науки к современным экономическим условиям, что в свою очередь должно привести к кардинальным изменениям в структурном, организационном, кадровом и финансовом обеспечении ее развития, регулируемым прочной нормативной правовой базой. И в минувшем году мы активно работали по каждому из перечисленных направлений.
Если говорить конкретнее, мы сумели осуществить качественный отбор научных и инновационных проектов на конкурсной основе. Также впервые внедрены новые механизмы проведения технической и научной экспертизы. Одним из главных критериев отбора проектов стало значение h-index (индекса Хирша) ученых - руководителей проектов. Созданы научно-технические советы, объединяющие более 400 академиков, профессоров и докторов наук по 18 направлениям развития науки и технологий.
В 2021-м стремились работать над повышением научного и инновационного потенциала регионов. Исторически сложившаяся сосредоточенность ученых в столице, увы, повлекла за собой отставание других областей. Для решения этой проблемы глава государства дал четкие поручения. Нововведением стала работа по усилению функций региональных администраций по развитию науки и инноваций и созданию инновационных центров. Так, совместно с Мининноваций областные хокимияты исходя из потребностей населения и реального сектора экономики региона проводят конкурсы на финансирование научных и инновационных проектов. А соответствующим Указом Президента от 1 апреля 2021-го утвержден перечень районов, преобразуемых в инновационные зоны в Республике Каракалпакстан и областях.
Одно из достижений последних лет, которое следует выделить, - утверждение Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов. Мы наметили такие цели, как удвоение энергоэффективности и снижение объемов потребления углерода в ВВП, повышение энергоэффективности не менее чем на 20 процентов, а также увеличение средней урожайности при производстве основных сельскохозяйственных продуктов на 20-25 процентов.
Для достижения высоких результатов в науке нам необходимо четко определить приоритеты. С этой целью в ближайшие пять лет будем проводить исследования по следующим направлениям в области науки.
Первое. Создание новых технологий лечения инфекционных болезней, онкологии, кардиологии и фтизиатрии на основе механизма государственного заказа на научные исследования. Не менее 20 процентов бюджета, выделенного на развитие науки, будет направлено на научные изыскания в сфере здравоохранения.
Второе. Развитие «зеленых» технологий, переход на низкоуглеродные энергетические технологии, циклические ресурсосберегающие и возобновляемые энергетические технологии, агротехнологии, направленные на снижение содержания углекислого газа в воздухе. Исследования в этой области станут основой для перехода на «зеленую» экономику. Не менее десяти процентов бюджета, выделяемого на науку, будет направлено на эти цели.
Третье. Управление производственными процессами технологий искусственного интеллекта в науке, разработка эффективных методов и средств их применения в медицине, фармацевтике и сельском хозяйстве.
Четвертое. Создание технологий, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, включая разработку новых стандартов и методов, технологий переработки с добавленной стоимостью, технологий разработки экспортоориентированной органической сельскохозяйственной продукции. Не менее 15 процентов средств намечено выделить на научные проекты в этой области.
Кроме того, особое внимание будет уделено ранее обозначенным направлениям, таким как биотехнология, почвоведение, механизация. При этом с учетом приоритетов необходимо обеспечить реализацию проектов, актуальных для социальной сферы и обеспечивающих отрасли самыми новыми технологиями.
- В сфере действует прочная нормативно-правовая база. Как вы оцениваете эффективность работы по реализации принятых документов?
- Вы верно отметили, что в контексте вектора достижения целей социально-экономического развития страны до 2030-го разработаны стратегически важные документы, которые направлены на развитие науки и инноваций. Они определяют конкретные задачи, стоящие перед министерством.
Так, Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы обозначила главной целью развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и ее инновационного прогресса. В рамках работы в 2021 году мы сумели значительно повысить качество и охват образованием, обеспечить увеличение вложений государственных и частных средств в инновации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
Также широко привлекали инвестиции в реализацию научных и инновационных проектов, наладили проведение финансовой, экономической и технической экспертизы проектов, выявляли потребности реального сектора экономики и производственных отраслей в научных разработках и инновациях, работали над усилением интеграции науки и производства на основе развития отраслевых научных исследований.
Отдельным приоритетным направлением значилось создание необходимых условий для коммерциализации и внедрения в производство новых разработок и реализации стартап-проектов.
- Над какими совместными с зарубежными партнерами проектами работает Министерство инновационного развития?
- Международное сотрудничество всегда было и остается в числе приоритетных направлений нашей деятельности. Ведь оно служит важным элементом успеха в образовании и науке. Так, к настоящему времени налажено взаимодействие с такими авторитетными международными структурами, как Всемирный банк, Исламский банк развития, ООН, ЮНЕСКО, и другими.
Сегодня в стране насчитывается 32 активных проекта, поддерживаемых ВБ. Их общая стоимость - более 4,6 млрд долларов. Помимо этого, на стадии разработки еще 12 инициатив на сумму свыше 1,7 млрд долларов. Все они вносят определенный вклад в осуществление важных экономических реформ, развитие сельского хозяйства, водоснабжения, энергетики, транспорта, здравоохранения, образования, науки и инноваций, системы социальной защиты, модернизации городской и сельской инфраструктуры, а также смягчение последствий COVID-19.
Поскольку развитие инноваций и научных исследований стало более актуальной темой на фоне новой волны цифровизации и автоматизации разных процессов в государственном и частном секторах, Всемирный банк утвердил финансирование проекта «Модернизация национальной инновационной системы в Узбекистане», исполнителем которого определено наше министерство. Он нацелен на внедрение новых инструментов для коммерциализации разработок в Узбекистане. Темами исследований могут быть возобновляемые источники энергии, низкоуглеродные технологии, разные направления медицины и вирусологии и многое другое.
Еще одной важной вехой в развитии международных отношений Узбекистана в сфере науки и образования стало начало сотрудничества с ЮНЕСКО. Так, за последние несколько лет сектор образования Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане разработал ряд ресурсов, руководств и пособий по таким аспектам, как «Развитие и оценка компетентности в области информационно-коммуникационных технологий», «Руководство для учителей по предотвращению насилия и издевательств в школах», «Руководство по гендерному обзору учебников», «Руководство по развитию потенциала учителей в области преподавания в классе с учетом гендерно-ориентированного подхода». Вместе с этим ЮНЕСКО оказывает помощь государствам - членам организации в инвестировании в науку, технологии и инновации, а также в разработке национальной научной политики и реформировании их научных систем.
Налажена работа по проведению исследований на мировом уровне и развитию международных связей. Так, в целях повышения эффективности работы министерства и внедрения передового зарубежного опыта в качестве консультантов в министерство привлечены высококвалифицированные специалисты из США, Германии, Казахстана и Австрии.
На сегодня действуют межправительственные и международные соглашения с Китаем, Россией, Индией, Беларусью, Кыргызстаном, Таджикистаном и странами - членами СНГ, а также с Великобританией, Венгрией, Германией, Южной Кореей, США, Турцией, Японией. В целом на поддержку 117 международных научно-исследовательских проектов в сотрудничестве с этими странами выделено более 94,6 млрд сумов. Они охватывают такие сферы, как искусственный интеллект и генная инженерия, сельское хозяйство и технологии.
Как вы знаете, докторантура, стажер-исследовательство и повышение квалификации являются неотъемлемой частью научной деятельности. Так, в минувшем году на соискание ученой степени доктора философии и доктора наук принято 1800 человек, что на 65 процентов больше, чем в 2019-м. Министерство также расширяет международные связи в этой сфере. В частности, в результате сотрудничества с Венгрией, Россией, Беларусью и Турцией достигнута договоренность о выделении около 150 целевых квот для узбекистанцев за рубежом.
Результаты исследований должны иметь важное значение не только для Узбекистана, но и всего мирового сообщества. В целях обеспечения международного уровня молодые ученые и специалисты нашей страны выезжают за границу, чтобы изучить зарубежный опыт, инфраструктуру и достижения разных организаций. С этой целью 292 молодых ученых были направлены на обучение в научно-образовательные учреждения более чем в 20 зарубежных стран, в том числе в Россию, США, Турцию и Великобританию, на что направлено 11 млрд сумов.
- Как проходит отбор научных проектов и какова роль молодежи в инновационном развитии страны?
- Наше ведомство несет прямую ответственность за формирование и выполнение государственного заказа научно-исследовательских программ. Так, при формировании предложений по объявлению тематических проектов учитываются такие критерии, как актуальность темы исследования, ее соответствие приоритетам развития науки и техники, сосредоточенность научно-исследовательского проекта на решении конкретных проблем отраслей экономики, социальной сферы и регионов республики, конкурентоспособность результатов проекта и его эффективность.
Объявление конкурса стартап-проектов осуществляется не реже двух раз в год. Это служит стимулированию молодежных инициатив, поддержке начинающих ученых и разработчиков. И нашей приоритетной задачей всегда остается содействие новому поколению во всех начинаниях.
Отбор проектов проводится научно-техническими советами (НТС). По состоянию на декабрь 2021-го проведено 56 туров конкурсного отбора проектов (фундаментальных, прикладных, инновационных) по разным тематикам.
В целях внедрения венчурного финансирования и привлечения финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов для реализации инновационных проектов учрежден Национальный венчурный фонд UzVC. Его цель - создавать инфраструктуру для поддержки инновационных идей и стартап-экосистемы. Так, в мае 2021 года фонд совместно с Ассоциацией венчурного инвестирования Узбекистана провели в столице первый Центральноазиатский венчурный форум. Помимо местных венчурных фондов, акселераторов и участников инновационной сферы, в форуме приняли участие представители России, США, Казахстана, Кыргызстана. По итогам подписаны меморандумы о взаимопонимании для создания совместных фондов и софинансирования стартапов.
В целях поддержки талантливой молодежи, занимающейся научной деятельностью в регионах, ее вовлечения в науку, формирования престижных научных школ, повышения научного потенциала, финансирования научных и стартап-проектов объявлены конкурсы «Академическая мобильность» и «Будущий ученый» с призовым фондом в размере 50 млрд сумов. Организован также постоянно действующий республиканский конкурс «Третий Ренессанс - глазами молодежи». На завершающем этапе победитель каждого направления получил 50 млн сумов на реализацию предложенных инициатив.
Поддерживаем и всецело содействуем реализации научно-творческого потенциала членов Академии молодежи. Так, созданы четыре платформы: «Генераторы идей», «Стартапы», «Представители бизнеса», «Будущие академики». За период существования академии организовано шесть крупных конкурсов на 35 млрд сумов, реализовано 115 проектов, по завершении которых создано 567 рабочих мест.
- Расскажите о деятельности министерства в период пандемии. Известно, что проводилась работа по созданию узбекско-китайской вакцины и ряд других важных исследований.
- Все верно. С первых дней пандемии наша команда приступила к активной работе. Еще с 2020-го мы реализуем научные проекты, направленные на геномные, эпидемиологические, иммунологические и клинические исследования особенностей коронавирусной инфекции. Министерство профинансировало девять проектов более чем на 14 млрд сумов по изучению характеристик коронавирусной инфекции.
В рамках исследования генетики штаммов COVID-19 был проведен полный анализ последовательности генома клинических образцов от пациентов с умеренной и тяжелой формой заболевания, полученных из лаборатории больницы Зангиата-1. В результате сравнительное исследование нуклеотидных последовательностей ДНК выявило совершенно новые мутации в двух образцах. Полученный материал помещен в международные базы данных NCBI и GISAID.
Разработаны также протоколы по основным направлениям интенсивной терапии пневмонии COVID-19. Проводились исследования в области посткоронавирусных осложнений. В целях обеспечения биобезопасности страны и разработки научных и инновационных подходов в борьбе с коронавирусной инфекцией профинансированы 12 научных проектов на общую сумму 16,4 млрд сумов.
Создан Научно-технический совет по направлению «Биотехнологии и биологические науки» для поддержки исследований в данной области. Коллегией министерства осуществляется финансирование фундаментальных, целевых и инновационных проектов.
Хочу отдельно остановиться на процессе создания вакцины. Здесь уместно вспомнить, что в ходе государственного визита Президента Шавката Мирзиёева в Китайскую Народную Республику было достигнуто соглашение между Министерством инновационного развития и Министерством науки и технологий КНР о создании подкомитета по научно-техническому сотрудничеству. К настоящему времени в рамках сотрудничества осуществляются совместные гранты, финансируемые узбекской и китайской сторонами, в том числе активный обмен молодыми учеными.
Именно в рамках партнерства с КНР в самом начале пандемии мы приступили к реализации большой программы совместно с профильными ведомствами Поднебесной и Китайской академией наук. Проводились исследования препаратов, тест-систем, и именно тогда был поднят вопрос о необходимости проработки проекта по созданию вакцины и дальнейшему ее применению. Началось сотрудничество Центра передовых технологий при Мининноваций с Институтом микробиологии Китайской АН. В качестве партнера выступила фармацевтическая компания Anhui Zhifei Longcom Biopharmaceutical Co.Ltd.
В октябре 2020 года состоялось подписание трехстороннего меморандума. Так, была достигнута договоренность о проведении в нашей стране третьей фазы испытаний вакцины против коронавируса. Первые две проводились в самом Китае. Третья - в пяти странах (Китай, Узбекистан, Индонезия, Пакистан, Эквадор) с привлечением в общей сложности 29 000 добровольцев. До начала клинических исследований в республике проводились лабораторные испытания препарата, оценка эффективности выработки антител на животных, а самое главное - безопасности вакцины.
Разумеется, все этапы исследования осуществлялись в соответствии с законами и нормативными актами Республики Узбекистан, с клиническим протоколом, со стандартами ICH GCP и регламентированы исходя из требований ВОЗ. Обработка, хранение и транспортировка биологических образцов тоже проводились согласно СОП (стандартные операционные процедуры). Исследование осуществлялось на основе принципов Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации и с надлежащей клинической практикой GCP.
В целом за 2019-2021 годы в ходе исследований получены важные результаты. Более того, с нашей стороны оцифрованы и внесены в базу данных 9500 анкет пациентов. Начаты клинические исследования 1400 больных по группам разной степени тяжести, включающие проведение широкого спектра анализов (каждые пять дней), а также мониторинг после выписки.
* * *
Наука - важнейший ресурс экономического и социального развития каждого государства, гарантирующего гражданам достойный уровень жизни, демократический порядок организации общества, высокие стандарты культуры. Наука, технологии и инновации призваны стимулировать наше стремление к более справедливому и устойчивому развитию. И проводимые в этом направлении в Узбекистане преобразования имеют комплексный характер. Они свидетельствуют о начале эпохи третьего Ренессанса.
Беседовала
Евгения Юн.
«Правда Востока».