Как станут развиваться инженерные школы

    Образование 9 августа 2024 963

    Согласно международному опыту, в развивающихся странах, где созданы инженерные школы, наблюдается рост научно-технической продукции. Например, стоимость экспорта товаров в Иране за последние три года выросла с 295 млн долларов до 2 млрд 510 млн. В России в 2021 году доля высокотехнологичной продукции в ВВП страны составила 23 процента, а среднегодовой темп роста - 1,7 процента. В ЕС в общем объеме экспорта данный показатель увеличился с 15 процентов в 2010-м до 17,7 - в 2021 году.

    Потребность в инженерах нового поколения

    В нашей стране уделяется серьезное внимание инновационным технологиям и методологии, в частности, инженерному образованию. Разрабатываются и внедряются инновационные технологии обучения. Растет мобильность преподавателей и студентов, достигается эффективный обмен идеями, осуществляется повышение квалификации и развитие межуниверситетских связей. Тем не менее существует острая потребность в новом поколении инженеров, способных разрабатывать, внедрять и поддерживать сложные инновационные технологии во всех областях инженерной деятельности.

    Международные отношения Узбекистана и соглашения, подписанные с развивающимися странами, также в основном направлены на развитие промышленности. Например, комплексная программа экономического сотрудничества между Узбекистаном и Россией на 2022-2026 годы охватывает ряд отраслей, включая промышленную кооперацию, транспорт, энергетику, связь, науку, образование, атомную энергетику и так далее.

    В результате сотрудничества с Германией объем привлеченных немецких инвестиций удвоился - с 700 млн до 1,5 млрд долларов. Они направлены в основные отрасли экономики Узбекистана, такие как горнодобывающая, химическая, текстильная и строительная промышленность.

    Привлекаемые инвестиционные средства намечено также потратить на материалы, энергию и транспорт. Например, китайская компания Shenyang Yuanda Intellectual Industry Group Co.Ltd планирует производить лифты в нашей стране.

    На очередном заседании узбекско-французской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству определен ряд новых перспективных направлений, таких как производство строительных материалов, горнодобывающая промышленность, авиация и автомобилестроение, зеленая энергетика и водоснабжение.

    Подобных примеров можно привести множество. Главное - эти усилия свидетельствуют о масштабах потребности в подготовке специалистов в области инженерии и технологий, которые необходимы для развития промышленности Узбекистана.

    Элита профессии

    Инженерные школы откроются в десяти вузах страны. В их Наблюдательный совет войдут не только ученые, но и представители предприятий-партнеров. Кроме того, в школах будут двухлетние программы обучения в магистратуре. Об этом говорилось во время визита в июне текущего года главы государства в инновационный учебно-производственный технопарк Inno в Алмазарском районе столицы.

    Кандидаты в инженерные школы отбираются по заказу производителей. На первом курсе студенты разрабатывают новые продукты по заказу предприятия, проводят научные исследования и обучаются на основе углубленных модульных программ. На втором - тестируют технологические процессы, связанные с созданием экспериментальных образцов новой продукции на предприятиях.

    В вузах взращивается новое поколение талантливых узбекских инженеров. Инженерные школы - большая возможность для них. Деятельность этих учебных заведений будет направлена на формирование современных кадров для промышленных отраслей страны. Совместно с ведущими производственными партнерами такие школы расширяют научную и образовательную инфраструктуру, учебные программы.

    Инженерные школы будут укомплектовываться за счет преподавателей вузов, в которых они учреждены, а также ведущими инженерами-практиками предприятий и известными учеными других высших учебных заведений и научных организаций. Обычно продвинутые школы приглашают педагогов, готовых к образовательным экспериментам, желающих осваивать новые технологии и имеющих практический опыт работы. Первоочередная задача - формирование новых профессиональных компетенций у молодых инженеров-технологов.

    Главные преимущества инженерных школ - это современное образование; лаборатории, оснащенные передовым оборудованием и занимающиеся изысканиями в конкретной области; молодые люди, увлеченные своим делом. Выпускники решают нестандартные задачи в биотехнологиях, машиностроении, авиации, медицине и других направлениях.

    Приоритеты, стоящие перед национальной экономикой, и сотрудничество с производственными партнерами формируют основу нового типа образования в инженерных школах. Деятельность инженерных школ только начинается, в будущем они будут открыты и в других высших учебных заведениях. В ходе обучения студент изучает взаимодействие различных подразделений и специалистов на предприятии, начинает проявлять креативность и понимает необходимость профессионального роста в быстро меняющемся индустриальном мире.

    Студенты отбираются в соответствии с результатами их обучения на бакалавриате в областях, представляющих интерес для производства, а также работают над задачами, поставленными партнерами по производству, в рамках программы магистратуры инженерной школы.

    Хотя задачи школ, созданных при разных высших учебных заведениях, отличаются, общая цель одна - формирование новой модели инженерного образования. Она может быть применена в будущем для обеспечения потребности в высококвалифицированных и разносторонних инженерных кадрах во всех вузах нашей страны.

    Так, инженер по проектированию в общем имеет представление, как спроектировать машину, но недостаточно разбирается в нюансах или не понимает цифровую технологию при решении своих задач. Сегодня нам нужен инженер, который всесторонне знает весь цикл (по усовершенствованию как продукта, так и программного обеспечения к нему). А инженерные школы готовят не массовых инженеров, а элиту профессии, то есть специалистов, способных решать даже незначительные задачи, зачастую невидимые для рядового проектировщика.

    Студенты и преподаватели посещают практические занятия и стажировки в области обучения в инженерных школах, приобретают новые компетенции. Однако основной деятельностью этих школ является содействие обучению студентов по разным образовательным программам. Как правило, в инженерных вузах меньше лекций и семинаров из-за большой доли практических компонентов в их учебной программе. В инженерных школах же уделяется внимание практике, внеучебным проектам, цифровым решениям и современным исследованиям, активному самостоятельному использованию технологического оборудования. При этом велика роль промышленных партнеров, которые интегрируют своих сотрудников в образовательные и исследовательские процессы в качестве производственных тренеров и инструкторов учебных программ.

    Взаимодействие с промышленными партнерами - существенное отличие системы образования в инженерных школах. Так, свыше десяти тысяч инженеров в таких учреждениях проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования.

    Более полная и гармоничная модель образования

    Структура инженерных школ отличается разнообразием. В нее должно входить множество учебных заведений, обеспечивающих техническую и информационную подготовку специалистов для инновационной деятельности. Например, инженерная школа в области агробиотехнологий, связанных с безопасностью пищевых продуктов и технологическими рисками в сельском хозяйстве.

    Работа будет организована с учетом глобальных тенденций и проблем. Внутренняя деятельность школы распределена по нескольким направлениям, связанным с совершенствованием производства и повышением продуктивности, переработкой сельскохозяйственных отходов, расширением селекции животных и растений, а также с созданием биологически активных кормовых добавок для животных. Вся работа инженерной школы основана на тесном сотрудничестве с промышленными партнерами.

    Направление оптики и сенсоров дает возможность создавать оптические сенсоры для оперативного получения информации о состоянии разных стратегических объектов - колодцев, плотин, мостов, туннелей, фундаментов сооружений и так далее. Это означает, что необходимо воплощать в жизнь новую, полную и гармоничную модель образования, готовить специалистов современных профессий.

    Основное средство поддержания и оценки качества инженерно-технической подготовки выпускников - эффективные образовательные программы на базе соответствующих стандартов, а также достижений и потребностей науки, высоких технологий и производств.

    Цель создания инженерных школ - подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, способных обеспечить достижение технологического суверенитета Узбекистана. В то же время инженерное образование в нашей стране должно быть направлено на адаптацию к условиям модернизации отраслей экономики.

    Все действия требуют точности для решения этой важной задачи. Например, необходимо подготовить специалистов широкого профиля, способных легко адаптироваться к быстро меняющимся производственным и рыночным условиям, гибко менять профиль инженерного образования с учетом перспективных отраслей экономики, усиливать внимание к развитию когнитивной активности и коммуникативных навыков студентов в образовательном процессе. Среди приоритетов - ускоренное развитие подготовки высококвалифицированных специалистов, осуществление интеграции высшего образования, науки и производства, а также обеспечение развития научных исследований в системе высшего образования (в том числе инженерных учебных заведений). Решение этих задач требует масштабных исследований и внедрения инновационных разработок.

    Фазлиддин Муминов.

    Начальник управления

    Министерства высшего образования,

    науки и инноваций Республики Узбекистан.

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates